Кадры разные нужны, кадры разные важны: как «Русал» готовит инженеров будущего
Глобальная трансформация Затянувшийся в России демографический кризис привел к серьезному кадровому голоду в отечественной металлургии: число вакансий с ней составляет 60 тысяч. «Русалу» же в ближайшие пять лет потребуется не менее 5 тыс. рабочих и 3 тыс. инженеров. И неудивительно: в одном только Красноярском крае каждый год на предприятия по выпуску алюминия и продукции на его основе берут на работу до 1,5 тыс. человек. Одновременно идет процесс трансформации экономики, предъявляющий все новые и новые требования к качеству и уровню образования инженеров. Просто люди, умеющие нарисовать чертеж, не нужны, необходимы люди с сильнейшими компетенциями в самых разных областях, способные придумывать технологии, которые совершенствуют мир. Поэтому так важно уделять особое внимание образованию, искать одаренных ребят и помогать им развивать свои таланты. «Я уверен, что большинство людей рождаются способными, восприимчивыми ко всему новому, – ранее отмечал основатель «Русала» Олег Дерипаска. – Но очень важно развить этот дар, чтобы стать по-настоящему талантливым человеком. Ведь талантливый человек в состоянии не только выдвинуть идею, но и побороться за нее, за ее продвижение в жизнь, признавая свои ошибки и учась у коллег и конкурентов». Долгосрочное сотрудничество Как известно, любой работодатель желает получить готового специалиста, которого не придется переучивать под специфику конкретного производства — на это вообще нет время. И недаром в последние десять лет крупные компании стали сотрудничать со способными ребятами еще до окончания ими средних и высших учебных заведений. «Мир меняется настолько быстро, что заставляет нас как работодателя не ждать годами образовательного результата, а стать участниками процесса. Нужно не подстраивать готовых инженеров под наши задачи, а формировать необходимые профессиональные компетенции на этапе обучения», – рассказала в ходе круглого стола Татьяна Корнева, директор департамента по развитию персонала и корпоративной культуре «Русала». В вопросах кадровой политики «Русалу» в нашей стране нет равных. Компания реализует целый комплекс мероприятий и программ: занимается ранней профессиональной ориентацией (чуть ли не с детского сада), проводит всероссийские олимпиады и научные фестивали, организует корпоративные классы в школах и целевые группы в институтах и университетах, экскурсии и практические занятия на алюминиевых заводах, выделяет стипендии и т.д., и т.п. Данную традицию много лет заложил Олег Дерипаска и время показало его прозорливость: время и люди дают идеи, их поддержка меценатами рождает уникальные проекты. Многие же образовательные программы создаются и претворяются в жизнь «Русалом» вместе с его ключевым партнером – с Сибирским федеральным университетом. «Договор о долгосрочном сотрудничестве с «Русалом» в области образования, науки и инноваций действует с 2010 года. Программа обширная, разносторонняя, нацеленная на значимые для отрасли проекты, в том числе связанные с импортозамещением, – рассказал Владимир Баранов, директор Института цветных металлов и материаловедения Сибирского федерального университета. – Их результаты – новые материалы, оборудование, технологии - внедряются на предприятиях «Русала», а студенты из научно-исследовательских команд после окончания вуза становятся сотрудниками компании». Один из стратегических проектов «Русала» и Сибирского федерального университета — Академия IT. В прошлом году в ней учиться стали студенты в Иркутске, в нынешнем — в Красноярске. Они пройдут углублённую подготовку по IT-специальностям для металлургии и энергетики. «Процесс подготовки этого проекта занял несколько лет, он масштабный, системный. 120 студентов IT-направлений Сибирского федерального университета будут в течение трех лет дополнительно к своему образовательному курсу обучаться в Академии IT. Уже подано 140 заявок, состоится конкурсный отбор», – сообщил Денис Капулин, директор Института космических и информационных технологий Сибирского федерального университета. Обучащиеся смогут принять участие в реальных IT-проектах «Русала» и попрактиковаться на его предприятиях, будут заниматься с известными экспертами в области информационных технологий и получать стипендию в размере 10 тыс. рублей, а по окончании им выдадут диплом с гарантией трудоустройства в «Русал». В русле главных трендов Вызовы нашего времени носят глобальный характер, требуя системных подходов и объединения усилий всех заинтересованных сторон – промышленности, высшей школы и государства. «Чтобы быть сегодня конкурентоспособными, нам требуются инженерные кадры новой формации и самых разных специальностей, – констатировал Андрей Назаров, директор по персоналу Красноярского алюминиевого завода (входит в «Русал»). – Знать, куда движется отрасль, – принципиальный вопрос для современных образовательных программ подготовки студентов». По его словам, инженеров для «Русала» следует готовить исходя из трех основных направлений его развития в долгосрочной перспективе. Во-первых, речь идет об ESG-повестке, предусматривающей масштабную экологическую перестройку алюминиевых предприятий компании и реализацию стратегии управления отходами, предусматривающую переход на замкнутый цикл производства до 2030 года. Во-вторых, «Русал» активно занимается созданием новых видов алюминиевой продукции c добавленной стоимостью, задействуя не только собственный Инженерно-технологический центр (он как раз расположен в Красноярске), но и привлекая ведущих российских ученых. И, в-третьих, повышение общей эффективности. Для ее достижения применяется цифровизация и автоматизация бизнес-процессов, начиная от поставки сырья и заканчивая отгрузкой в портах готовой продукции. Еще на заводах «Русала» используется машинное зрение и роботизация, расширяется применение 3D-печати, внедряются проекты по управлению производством алюминия с задействованием BigData и беспилотных аппаратов. «Сегодня мы находимся в укладе автоматизированного производства, а наша задача – к 2030 году перейти на интеллектуальные системы. В этой логике мы должны уйти от линейного технолога, отчасти пересмотреть кайдзен-технологии и материалы, перейти к инженеру сплавов и в итоге выйти на конструктора процессов», – подчеркнул Денис Гуц, проректор по учебной работе Сибирского федерального университета. Как раз для того, чтобы перестроить обучение инженеров в соответствии с современными реалиями, в текущем году запущен федеральный проект «Передовые инженерные школы». Его цель – обеспечить высокопроизводительные и экспортноориентированные отрасли компетентными специалистами. В рамках проекта в вузах нашей страны к 2024 году будет создано 30 научных школ, 100 лабораторий, оснащенных современным оборудованием, вычислительными системами и специализированным прикладным программным обеспечением. Будет сформировано 100 новых программ опережающей подготовки инженеров, владеющих передовыми цифровыми технологиями. И уже сейчас внимание к возможностям, открывающимся в «Передовых инженерных школах», колоссально. «Интерес к новому проекту высокий. На участие в конкурсном отборе мы получили от университетов 91 заявку. Результаты станут известны в конце июня», – поделился заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования России Алексей Левченко. Свою заявку подали и Сибирский федеральный университет совместно с «Русалом». Они планируют реализовать научно-технологические проекты, связанные с решением целей, стоящих перед алюминиевой индустрией России, – достижение углеродной нейтральности, сокращение промышленных отходов и рост областей потребления алюминия. И они изменят ее до неузнаваемости, позволив совершить качественный рывок в будущее. Фото: ОК РУСАЛ; ФедералПресс / Полина Зиновьева