Столичные организации соцзащиты помогают детям с особенностями здоровья получить профессию

Люди с ограниченными возможностями здоровья могут успешно работать и продвигаться по карьерной лестнице. Но важно выбрать специальность, которая соответствует способностям человека и востребована на рынке труда. Рассказываем о том, какие профессиональные возможности для молодых людей с особенностями развития предоставляют центр занятости «Моя карьера», реабилитационные и особые семейные центры.

Столичные организации соцзащиты помогают детям с особенностями здоровья получить профессию
© Вечерняя Москва

Проведение профориентационных мероприятий для молодежи с инвалидностью — одно из значимых направлений деятельности специализированного центра занятости «Моя карьера». Работа ведется в рамках проекта «Доступная работа». Подопечные центров содействия семейному воспитанию и реабилитационных и особых семейных центров старше 14 лет могут посетить групповые занятия, игры, тренинги, получить консультацию специалиста по профориентации и карьерного эксперта. На занятиях юные москвичи учатся правильно расставлять цели и карьерные приоритеты, составляют план их достижения. Ребятам помогают писать резюме, проходить собеседование, рассказывают о том, какие компетенции ценит работодатель. Для знакомства с профессией организуются экскурсии на столичные предприятия — туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса, речного и автомобильного транспорта.

Воспитанники особых семейных центров узнают специальности

Профориентация в особых семейных центрах проводится для детей старше семи лет. На занятиях со специалистами ребята в игровой форме могут примерить на себя различные специальности: продавец, кондитер, повар, учитель, визажист, врач. Воспитатели подготавливают программы, материалы и инструменты, чтобы детям было легче полноценно включиться в процесс. Во время обучения учитываются особенности каждого ребенка. Одному воспитатели дополнительно показывают, что нужно сделать; другому — помогают в действии; третьему — подсказывают, напоминают, задают наводящие вопросы. Кого-то из детей нужно психологически поддержать, чтобы они действовали увереннее. Каждое занятие начинается с повторения пройденного материала, что особенно важно для обучения детей с ментальными особенностями.

— Специалисты центров прилагают максимум усилий, чтобы наши воспитанники после совершеннолетия могли вести самостоятельную жизнь. Важно понимать: когда особый ребенок выбирает профессию, на первое место выходит «могу». Желательно, чтобы в выбранной специальности были базовыми те навыки, которые подросток уже имеет и может совершенствовать. Если ребята способны пользоваться ножницами или утюгом, понимают, что остро и горячо – значит, опасно, с этим уже можно работать. И наша задача — помочь сориентироваться, направить их в верном для каждого направлении, — отмечает социальный педагог особого семейного центра им. Г. И. Россолимо Наталья Ермакова.

Также особые семейные центры сотрудничают с пятью столичными колледжами, где дети осваивают такие профессии, как повар, кондитер, фотограф, водитель, переплетчик, оператор швейного производства.

Воспитанники особого семейного центра имени Г.И. Россолимо Георгий, Матвей и Олег уже два года осваивают швейное дело. На занятиях ребята учатся работать с инструментами и оборудованием. Каждый нашел интересное для себя занятие: Георгию нравится кроить, Матвей предпочитает строчить на машинке, а Олегу по душе декорировать изделия. Начинали же ребята с азов — знакомились с предметами, с которыми им предстоит работать: это машинки, лекала, иглы, булавки и ножницы разных видов, сантиметровая лента, линейка с бегунком, ткани разной плотности.

Воспитанники особого семейного центра «Семь-Я» Екатерина, Андрей и Софья осваивают профессию переплетчик. Ребята учатся работать на переплетном станке, изучают типы бумаги и картона, осваивают технологии склейки книг.

— Обучаясь в колледже, ребята общаются с другими студентами, что помогает им социализироваться. А получение диплома о среднем профессиональном образовании даст им возможность работать и обеспечивать себя, — говорит директор особого семейного центра имени Г.И. Россолимо Елена Возжаева.

Профориентация в реабилитационных центрах

В Комплексном реабилитационно-образовательном центре (КРОЦ), где учатся и проходят реабилитацию дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, профориентация и помощь в выборе профессии начинаются практически с начальной школы.

— Ребята выезжают на экскурсии, посещая различные производства. Например, недавно обучающиеся побывали на сыроварне, а потом зашли на ферму, где каждый из детей мог покормить животное и погладить его. Возможность увидеть процесс производства своими глазами не только оставляет сильное впечатление, но и позволяет более реально смотреть на мир и профессию, — говорит Татьяна Богатова, учитель технологии КРОЦ.

Для воспитанников, окончивших 9-е классы, в рамках профессиональной реабилитации в центре ведется подготовка по четырем специальностям: оператор ЭВМ, переплетчик, швея, вышивальщица. За три года ребята с инвалидностью изучают основы профессий, а практические навыки они получают в мастерских центра.

В Реабилитационно-образовательном центре № 105 (РОЦ) к взрослой жизни готовят детей с ментальными особенностями. Здесь ребята учатся самостоятельности и приобретают специальность. Уже с 5 класса воспитанники РОЦ № 105 знакомятся с разными видами занятий: швейное дело, слесарное, столярное дело, растениеводство. Они работают в мастерских на современном оборудовании с применением новейших технологий.

Столичная Реабилитационная школа-интернат № 32 для детей с заболеваниями крови и эндокринной системы также еще несколько лет назад присоединилась к городскому проекту «Профессиональное обучение без границ». Здесь есть много профессий, связанных с IT-технологиями: цифровой куратор, оператор видеозаписи, верстальщик. Для некоторых девятиклассников участие в этом проекте стало первым шагом к выбору дальнейшего жизненного пути. Обучение заканчивается сдачей квалификационного экзамена, по итогам которого выдается сертификат о получении профессии.

В Научно-практическом реабилитационном центре (НПРЦ) работают программы профессионального обучения для подростков с инвалидностью от 15 лет. При поступлении на такую реабилитацию в НПРЦ будущий слушатель проходит полноценную профориентационную диагностику.

Чтобы познакомить с профессиями ребят, которые учатся в старших классах и уже думают, куда поступать, сотрудники устраивают ознакомительные выезды в школы. Родителям старшеклассников с инвалидностью проводят презентации, подробно рассказывая об НПРЦ, о комплексной реабилитации и о возможностях, которые открываются для ученика после выпуска. Многие из них не знают о том, что можно не только обучаться профессии, но и получать полноценный курс реабилитации на одной территории.

— Нам как специалистам очень важно, чтобы каждый абитуриент ощущал себя на своем месте и не жалел о выборе профессии. В дальнейшем она может стать его работой и приносить стабильный доход, поэтому необходимо, чтобы выбор был осознанным, — рассказывает Валерия Келлер, заместитель директора по профессиональной реабилитации НПРЦ.

В Троицком реабилитационно-образовательном центре «Солнышко» часто проходят экскурсии на предприятия города, встречи с интересными людьми разных профессий, налажено межведомственное взаимодействие со службой занятости населения. Оно дает возможность старшеклассникам с расстройством аутистического спектра определиться с выбором направлений дальнейшей сферы деятельности.

В Реабилитационно-образовательном центре № 76 действует программа «Я и моя будущая профессия». Центр сотрудничает с четырьмя столичными колледжами, где дети осваивают такие профессии, как повар, кондитер, фотограф, водитель, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин. Процент поступлений в колледжи и вузы тоже достаточно высокий: из 30 выпускников центра 11-х классов в 2021 году поступили в вузы 73 процента, а в колледжи 23 процента.

СПРАВКА

Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров», «Дом детей» и центр им. Г. И. Россолимо. При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.

Чтобы записать ребенка в Реабилитационно-образовательный центр № 76, Комплексный реабилитационно-образовательный центр, Школу-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых или стать подопечным Реабилитационного центра для инвалидов «Ремесла», необходимо обратиться в учреждения напрямую.

Чтобы пройти реабилитацию в Центре реабилитации и образования № 7, родителям или представителям ребенка необходимо обратиться в территориальный центр социального обслуживания по месту жительства.