«Готовлю студентов из Замбии к жизни в Москве». Как африканка приехала в Россию и стала блогером-миллионником
У студентки столичного РУДН Масилисо Лутумба более двух миллионов подписчиков в Tik-Tok, ее снимают для рекламы магазинов, приглашают участвовать шоу и коллаборациях с блогерами, ласково называют «Масилисочкой». Как привлечь внимание российской аудитории, с какими вопросами звонят и пишут ей студенты из Африки, разочаровалась ли Масилисо в рунете и планирует ли остаться в Москве навсегда? Об этом и многом другом девушка рассказала «Мосленте». Ниже — ее монолог.
«Жестами объясняла, что замерзла»
В Замбии всем родителям хочется, чтобы их дети стали врачами или строителями. Считается, что это хорошие и денежные профессии. Поэтому я решила поступать на строительный факультет. Подала заявку на программу, позволяющую учиться в России, и меня зачислили. Правда, по программе город будущей учебы выбирает не студент, а государство. Так я попала в Сибирь — в Тюменский индустриальный университет.
Приехав туда, я первое время не знала языка и жестами объясняла коменданту общежития, что замерзла. Но быстро освоилась, выучила русский и все наверстала. Блог я начала вести еще во время учебы в Тюмени.
«Ты любишь меня? Да!»
На первом курсе я участвовала в конкурсе «Мистер и Миссис ТИУ» и получила титул «Мисс индивидуальность». После этого со мной стали связываться фотографы и магазины, предлагающие сотрудничество. Свои первые профессиональные фотографии я выложила в Instagram (запрещенная в России соцсеть; принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ), и люди начали подписываться на меня.
Сначала я радовалась, но потом поняла, что звездой соцсетей мне не стать: количество подписчиков росло очень медленно.
Параллельно я вела ютуб-канал, где на английском языке рассказывала о своей жизни в России. Но и там просмотров было не слишком много. Все изменилось, когда началась пандемия. Мы перешли на дистанционное обучение, и у меня появилось много свободного времени. Мне стало скучно сидеть дома без дела, и я завела аккаунт в Tik-Tok*.
Тогда конкуренция там была небольшая, и развиваться можно было очень легко и быстро. Первое видео, которое я выложила — ролик, где я улыбалась под наложенные русские фразы: «Ты любишь меня? — Да! — Оцени, насколько любишь меня от 1 до 10! — На 10 баллов! — А я думала на 15…»
Видео собрало много просмотров, я продолжила снимать смешные ролики с русскими фразочками, количество подписчиков росло, но я хотела большего.
«Ты должна снимать: на тебя интересно смотреть»
Как-то друг спросил меня, знаю ли я тик-токера Дашу Корейку. «Сейчас этот персонаж очень популярен, — сказал друг. — И ты должна больше снимать. Тебя интересно смотреть!». И я согласилась. Но мне нужно было найти тему.
«Родители сначала были в шоке». История россиянки, переехавшей из Москвы в Тегеран
То есть нужно не просто звуки подставлять, а делать что-то своё. Поэтому я начала пробовать себя в разных жанрах: петь, разыгрывать сценки, преподавать английский. Я искала то, что людям понравится.
Лучше всего зашли видеоуроки. Так я начала проект по изучению английского языка. Опыт у меня небольшой уже был: я преподавала язык малышам в детском саду.
Работа мне нравилась, но ежедневные подъемы в 7 утра давались очень тяжело. А благодаря соцсетям я поняла, что могу сама находить учеников и работать дома. И я уволилась из детского сада.
На заработки от уроков я спокойно оплачивала квартиру, еду, такси и развлечения. Это сейчас к моим доходам прибавились ещё и рекламные контракты, а тогда были только ученики. Сначала все мои подписчики были россиянами. Ну а потом на меня начали подписываться люди из Финляндии, Замбии, Украины, Казахстана, Дубая и Алжира.
Так я стала блогером-миллионником. Меня начали узнавать студенты в университете, а вскоре я начала встречать своих подписчиков уже на улицах. Даже фан-встреча у меня состоялась, правда из-за пандемии мы встретились в очень узком кругу — только с самыми преданными подписчиками.
Получив диплом бакалавра, я решила продолжить учиться в московском РУДН. Я переехала в столицу за возможностями: хотела встречаться с другими блогерами, чтобы снимать и отмечать друг друга, рекламировать компании, да и вообще развиваться.
«В метро я терялась пять раз»
Переезд в Москву дался мне тяжело. Я приехала в ноябре, было очень холодно. Если в Тюмени зимой я всегда передвигалась на такси, то тут такси значительно дороже.
Поначалу я тратила на поездки много денег, а потом решила сократить количество передвижений по городу. Ходила на пары, да в клинику ездила.
К метро я так и не смогла привыкнуть: терялась там уже раз пять или шесть.
Город очень большой, но, спустя некоторое время, я к нему привыкла. Сняла квартиру рядом с РУДН, начала учиться, познакомилась с огромным количеством новых людей, многие из них стали моими друзьями.
Я поняла, что жизнь в Москве быстрая, гораздо быстрее, чем в Тюмени. Здесь все думают о бизнесе. А ещё на москвичей влияет климат. Зимой они становятся более серьезными, а летом, видимо из-за того, что больше отдыхают, они расслабленные и открытые. Сейчас я учусь на бюджете, а аренду, еду и транспорт я оплачиваю из своих блогерских заработков. Ладно, папа тоже помогает.
«Я стала “гидом” по московской жизни»
В РУДН, да и вообще в Москве очень много ребят из Замбии. Для кого-то из них я стала «гидом» по московской жизни. Готовясь к переезду в Россию, они звонили мне и расспрашивали, как тут можно заработать, где жить. И вот эти все новенькие студенты знают меня.
А со «старенькими» замбийцами мы быстро нашли общий язык. Они знают, что я блогер-миллионник, но спокойно к этому относятся.
Конечно, есть и те, кто хочет подружиться со мной только по этой причине. Но обычно это дети — первокурсники. Они стали моими фанатами. Бывает, пишут мне в сети: «Это ты? Я тебя видела в торговом центре».
Мне удалось лично встретиться со многими блогерами: с Роминой, Полиной Гренц, Сергеем Штепсом и другими. Со некоторыми мы познакомились во время съёмок YouTube-шоу о путешествиях иностранных блогеров по России. Мы ездили по стране, узнали много нового о русской культуре, еде.
Я впервые попробовала сырое мясо в дорогом ресторане около гостиницы «Украина». Кажется, оно называется тар-тар. Я была в шоке, что его можно есть! А ещё я удивилась, когда узнала, что в России есть люди, которые разговаривают на других языках: чеченском, татарском, казахском. Поразительно, что одни россияне могут не понимать других.
«Просто бизнес»
Блогеры, с которыми я встречалась лично, в жизни совершенно другие, не такие, как в сети. Один из них сказал мне: «Это работа, Масси». Для многих образ в сети — только фасад. Не могу сказать, что я разочаровалась. Я поняла, что это просто бизнес и все.
Я сама достаточно искренна со своими подписчиками, постоянно разговариваю с ними. Раньше они спрашивали меня, почему я говорю так, как будто плачу. И я поняла, что это моя «изюминка». Когда я так разговариваю, людям нравится, они считают, что это очень мило. У меня тоже есть разные «фасады». Так, в Instagram (запрещенная в России соцсеть; принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ) я серьезная и модная. А в Tik-Tok я учительница, которая все делает для того, чтобы ученикам было легко и понятно.
Хейтеры у меня тоже есть, но их немного. В основном, это расисты. В комментариях они обсуждают цвет моей кожи.
Чаще всего пишут с анонимных аккаунтов, поэтому я не знаю из каких они городов. Я поняла, что везде есть плохие люди и особо не заморачиваюсь по этому поводу. Тем более, что есть повод для радости: с момента моего переезда в Москву мой блог стал больше ещё на миллион подписчиков!
## «В нашей семье пятеро детей»
Зимой мой папа заболел, и мне на несколько месяцев пришлось уехать домой в Лусаку, столицу Замбии, чтобы помогать ему с бизнесом. Мои родители в разводе, поэтому папа сейчас совсем один.
Я из обеспеченной семьи, можно сказать, из среднего класса. Папа — экономист, мама — бухгалтер. Сейчас у них есть свои бизнесы.
«Тумба-Юмба — это немного стыдно»
Я училась в одной из самых лучших школ в Замбии. Получила хорошее образование, позволившее мне поступить на бюджетное место в России. В нашей семье пятеро детей, я — вторая. Третья сестра тоже очень хочет переехать в Москву. Она думает, что моя жизнь такая крутая потому, что я учусь именно здесь.
«Хайп на отношениях или богатстве»
Блогеры в Замбии тоже есть, но их немного, и они, конечно, отличаются от российских. К примеру, в России мы снимаем сториз, выкладываем продающие посты, делаем «прогрев», думаем, как можно заработать на своём продукте.
Замбийцы же почти не снимают сториз, не понимают, что красиво, а что нет, поэтому не могут сделать эстетичную фотографию или оформить шапку в профиле. Да и темы здесь другие.
В моей стране популярны блогеры, «хайпящие» на отношениях или богатстве. Образовательными проектами почти никто не занимается.
Поэтому на родине я начала обучение инфлюэнсеров: рассказывала, как можно развиваться в сети, выходить в «топ», набирать подписчиков. Правда, развиваться здесь сложно из-за дороговизны интернета. У меня есть безлимитный интернет на телефоне, но обходится он мне, как бы сказали в России, «в копеечку». Не все могут платить за него столько, сколько плачу я.
«Хочу показать всем свою Африку»
Я планирую пожить в Москве ещё пару лет, а потом вернусь домой. Хочется не только помочь своей стране развиваться, но и показать всем Африку, которую я знаю.
Множество людей скептически относятся к моему родному континенту, потому что мало знают о том, что здесь происходит. Да и семья моя — в Замбии. За годы учебы я поняла, что не могу жить далеко от них. Я обязательно к ним вернусь.