Исследование Нетологии: как последствия пандемии повлияли на рынок онлайн-образования
Качество онлайн-курсов становится более измеримым, а сопровождение в онлайн-обучении вышло на первое место среди ключевых запросов студентов — к таким выводам пришли эксперты исследования образовательной компании Нетология в 2022 году. Новое исследование стало продолжением глобального исследования EdMarket, проведенного в 2019 году, его цель — оценка влияния пандемии на рынок онлайн-образования.
Профиль специалистов в сфере EdTech в России
Большинство специалистов, которые приняли участие в исследовании, работают в небольших онлайн-школах. 16,1% опрошенных — сотрудники крупных проектов (более 500 специалистов в штате).
Большинство опрошенных (59%) в 2021 г. создавали онлайн-курсы для рынка B2C, и только 25,4% разрабатывали корпоративные продукты для внутреннего обучения сотрудников компании.
Более трети опрошенных (34%) в течение 2021 г. создавали обучение для разных ниш рынка. При этом самым популярным сочетанием проектов стала разработка онлайн-курсов для B2C и онлайн-курсов для корпоративного заказчика B2B. В обеих из этих ниш в течение года работали 18,2% опрошенных методистов. Это означает, что результаты исследования будут более релевантны для B2C онлайн-курсов.
Кто создает онлайн-курсы
Чаще других вместе с методистом участвуют в создании и сопровождении обучения преподаватели/эксперты. Их отметили 78,1% опрошенных. Также в лидерах кураторы/координаторы (их отметили 52,7%) и технические администраторы (43,9%).
Роль методистов на рынке онлайн-образования растет
Среди позитивных признаков усиления роли методиста в команде онлайн-школы участники опроса отметили рост количества вакансий на рынке, запрос на создание более качественного обучения, лучшее понимание распределения ролей в командах разработки курсов и сопровождения обучения.
Рынок требует от методистов постоянного развития навыков. 38,9% участников опроса в течение 2021 г. решали новые для себя методические задачи.
Чаще всего среди направлений развития компетенций методистов отмечали:
внедрение новых форматов обучения и вовлечения;анализ метрик качества обучения и работа с ними;включение методиста в маркетинговые задачи: участие в создании текстов для лендингов, сценариев для промомероприятий, текстов для лид-магнитов, исследование целевой аудитории и прочее;разработка стандартов сопровождения процесса обучения на онлайн-курсе в случае, когда отделы сервиса только развиваются и у кураторов нет руководителя, чтобы задать эти стандарты.
Какие форматы обучения наиболее эффективны
Большинство опрошенных методистов (70,7%) считают синхронные онлайн-курсы более эффективными с точки зрения достижения финального результата обучения для участника. Под синхронным в данном случае понимается обучение по единому расписанию в одном темпе с группой, с элементами интерактивного взаимодействия с преподавателем. Асинхронное обучение выделяют в качестве сравнительно более эффективного 15,6% опрошенных. Среди других форматов 3% участников упомянули гибридное (смешанное) синхронно-асинхронное обучение.
Каждый десятый методист включал в разрабатываемые онлайн-курсы менторинг, а 25,4% опрошенных задействуют наставничество как элемент для отработки практики, мотивации и сопровождения процесса онлайн-обучения.
Мастермайнды внедряли в онлайн-обучение 19,5% участников анкетирования. Среди других вариантов прозвучали разные форматы групповой работы. В среднем участники опроса активно использовали в течение 2021 г. 4 и более формата обучения.
Мария Панкова, руководитель учебно-методического отдела Нетологии:
Мы долго искали способ проектировать программы, релевантные запросам рынка: изучали существующие подходы, пробовали сами разработать с нуля. Но в итоге объединили известный компетентностный подход с нашими запросами и получили методику, позволяющую создавать обучение с актуальными и применимыми в профессиональной деятельности знаниями и навыками, растить крутых специалистов и не упускать из виду ни одной детали. Для нас это первый кирпичик к построению индивидуальных траекторий обучения.
Мы также предложили участникам анкетирования выделить, какие новые форматы обучения они внедрили в образовательные продукты в 2021 г. Лидером среди упоминаний стали лонгриды (их включили в онлайн-курсы 24,4%). Немного отстали от них мастермайнды (их отметили 22,9% опрошенных). 5% опрошенных сказали, что стали активнее включать в обучение взаимодействие студентов на онлайн-досках (чаще всего упоминалась MIRO).
По мнению методистов, только 16,6% студентов готовы учиться на курсе без обратной связи. Самым популярным вариантом участия в онлайн-обучении является «пакет с проверкой ДЗ» (его отметили 58,5% опрошенных).
Елена Пугачева, руководитель образовательных проектов в Яндекс Рекламе:
При проектировании курса в первую очередь мы отталкиваемся от journey map пользователя — чтобы тематические блоки соответствовали логике поведения пользователя в реальной среде. Как команда мы проектируем обучение для пользователей рекламных и аналитических продуктов Яндекса. Отдельная и не менее важная история — разработка экосистемы вокруг программы (создание комьюнити, вовлечение в диалог с экспертами, присутствие обучающего контента на удобных и привычных платформах). Развитие комьюнити вокруг продукта я вижу одним из больших фокусов и ценностей обучения.
Методисты в основном используют привычные технические решения при разработке курсов
Новые технические решения, возможности платформ и сервисов в 2021 г. не повлияли на подход опрошенных методистов к разработке курсов и сопровождению обучения. Это отметили 70% участников исследования. В основном методисты использовали те решения, которые хорошо зарекомендовали себя ранее.
35% методистов отмечают, что в современных имеющихся инструментах им не хватает отдельных технических возможностей платформ или сервисов для реализации задуманных форматов онлайн-обучения.
Среди самых популярных пожеланий к платформам (LMS) — сбор учебной аналитики, расширение интерактивных элементов (в т. ч. для организации группового взаимодействия).
Как изменяется сопровождение обучения
Система сопровождения студентов в 2021 г. вышла на первое место в перечне ключевых элементов, из которых складывается качественный образовательный онлайн-продукт. Основным фактором успеха ее назвали 74,2% опрошенных. На втором месте по важности — акцент на результаты для целевой аудитории (72,2%). Более половины (56,1%) включают в понятие качественного продукта комфортное встраивание обучения в жизнь клиента.
В ответ на запрос студентов 92,2% опрошенных в 2021 г. внедрили в образовательные продукты хотя бы один новый способ сопровождения обучения. Более половины методистов (56,1%) добавили в программы дополнительные живые встречи студентов с наставником, психологом, ментором и др.
Источник: MART PRODUCTION / pexels.com
Какие метрики качества онлайн-курсов востребованы на рынке
Большинство методистов (93%) закладывают в SJM (student journey map — путь прохождения образовательной траектории студентом) точки контроля метрик качества. Всего 7% участников анкетирования отметили, что пока не фиксируют метрики, предпочитая свободную обратную связь от студентов.
Показатель доходимости (COR) в групповом онлайн-обучении считают 64,4% опрошенных, уровень лояльности клиентов (NPS) измеряют 62,9%, а уровень удовлетворенности CSI — 49,8%. Примечательно, что 30,7% участников анкетирования измеряют в числе метрик качества онлайн-курсов процент возвратов.
Среди других метрик, не упомянутых в общем списке, участники измеряют: % удержания клиентов, % выполнения тестов и экзаменов, скорость обратной связи от экспертов, конверсии между частями обучения, время выполнения ДЗ, уровень трудоустройства после обучения, а также transformation rate — изменение поведения учащихся после курса.
Среди трудностей внедрения метрик качества методисты отметили:
нехватку опыта их измерения;отсутствие единого подхода на рынке к измерению метрик;высокую трудоемкость измерения и анализа показателей из-за отсутствия удобных сервисов, встроенных в LMS, необходимость их донастройки под заказчика;отсутствие технических инструментов для сбора данных;отсутствие запроса на анализ метрик со стороны заказчиков (экспертов и руководителей онлайн-школ).
Методология исследования:
Участниками исследования стали более 200 методистов. Это представители компаний, работающих на рынке онлайн-образования в разных нишах, методисты-фрилансеры, участники Гильдии методистов EdMarket, выпускники EdMarket, активные участники методических профессиональных сообществ в Telegram. Исследование проводилось анонимно.