Войти в почту

Повлечет ли отказ от Болонской системы отмену ЕГЭ

Основной период сдачи Единого государственного экзамена начался 26 мая. Первыми на испытание отправились те, кто сдает химию, литературу и географию. Таких ребят в этом году оказалось 83, 50 и 19 тысяч соответственно. Всего на ЕГЭ записались 724 тысячи человек. Перспективы развития российского образования в пресс-центре «Парламентской газеты» обсудили депутаты, педагоги и родители.

Повлечет ли отказ от Болонской системы отмену ЕГЭ
© Парламентская газета

В штатном режиме и под прицелом камер

В этом году Единый государственный экзамен будут сдавать 724 тысячи человек, рассказал в пресс-центре «Парламентской газеты» заместитель председателя Государственной Думы Борис Чернышов (ЛДПР).

«А если добавить к этому числу родителей, бабушек и дедушек, которые тоже, по большому счету, сдают ЕГЭ вместе со своими детьми, — получится 3-4 миллиона человек. Это очень масштабный охват», — отметил депутат.

ЕГЭ — это экзамен, который равен для всех, проводится по одинаковым правилам и жестко контролируется, считает Чернышов. Он так задумывался изначально и эту функцию выполняет и сегодня.

Прямо из пресс-центра с помощью сервиса «Смотрим ЕГЭ» парламентарий оценил, как сдают экзамен в одной из школ Ингушетии. «Процесс идет штатно. Жалобы есть, но они несущественные», — дал текущую сводку Чернышов.

Без коронавируса или с ним?

У экзаменационной кампании — 2022 сразу несколько особенностей. Впервые за последние три года на экзамене нет жестких ограничений из-за коронавируса. Однако как именно проводить испытание — ограничивать число школьников в классе или применять шахматную рассадку, как делали раньше, — решают на местах, отметил член Комитета Госдумы по просвещению Виктор Смирнов («Единая Россия»).

«Коронавирус никуда не делся. Поэтому в каких-то субъектах могут быть введены дополнительные меры противодействия инфекции. На это необходимо распоряжение главного санитарного врача субъекта», — сказал депутат.

ЕГЭ теперь снова сдают все 11-классники. В прошлом году от него освобождали тех, кто решил не поступать в вузы.

«Сегодня человек может не планировать поступать в вуз, а через полгода он может изменить свое решение. При этом инструмента для поступления — результатов ЕГЭ — у него на руках уже не будет», — объяснил Смирнов.

Школьники из ЛНР и ДНР

Главная же отличительная особенность нынешней кампании — участие в ней школьников из Донецкой и Луганской народных республик, которые вместе с родителями оказались в России из-за обострения ситуации в регионе.

Школьники из ДНР и ЛНР имеют право выбора: сдавать Единый государственный экзамен или пройти Государственную итоговую аттестацию, рассказала первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова («Справедливая Россия — За правду»).

«Я поговорила с руководством ряда вузов, как дальше будет производиться зачисление таких ребят. Результаты ЕГЭ рассмотрят на общих основания, ребята с ГИА пройдут собеседование. Также будут учитываться предыдущие достижения ребят, во время обучения в ЛНР и ДНР», — рассказала депутат.

При этом она подчеркнула, что зачисление детей-беженцев в вузы будет происходить по квоте для иностранцев.

«В обществе есть опасение, что приезд ребят из ЛНР и ДНР как-то повлияет на количество бюджетных мест в вузах для ребят из России. Это не правда. Правительство в этом году увеличило квоту для иностранцев на пять тысяч мест, именно в рамках этой квоты и будут поступать в том числе ребята из ЛНР и ДНР», — сказала Лантратова.

Страшилки бабы-ЕГЭ

Как правильно родителям подготовить ребенка к экзаменам, в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал председатель региональной общественной организации «Московский родительский комитет» Руслан Ткаченко. Самое главное — объяснить, что ЕГЭ не клеймо: ты хороший или ты плохой. Страх, который иногда присутствует, в итоге может повлиять на сдачу экзамена и оценку за него.

«У меня дочь окончила школу в прошлом году. Она сдала литературу на 100, а русский чуть хуже, и не прошла. В этом году она будет пересдавать ЕГЭ на другой балл, чтобы поступить в тот вуз, который она выбрала», — привел пример из личного опыта Ткаченко.

Тем не менее справиться со страхом получается не у всех. И это главная проблема действующей системы оценки знаний, считает Яна Лантратова. Есть у бабы-ЕГЭ и другие страшилки.

«Во-первых, это огромный стресс. Во-вторых, такая система оценки приводит к натаскиванию на знания. В-третьих, результаты ЕГЭ по-прежнему зависят от того, сколько родители вложили денег в репетитора», — сказала депутат.

«Одна из задач ЕГЭ была в том, чтобы как можно больше ребят могли поступить в московские и питерские вузы, — напомнил заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению Олег Смолин (КПРФ). — Так и произошло. Но у этой медали, как и у любой другой, оказалась обратная сторона. Из столиц в регионы практически никто не возвращается».

Кроме того, до половины выпускников ведущих российских вузов уезжают за рубеж. Для кого мы учим специалистов, задался вопросом депутат.

Новая перестройка?

Вопрос о целесообразности ЕГЭ снова подняли, когда заговорили о необходимости перестройки высшего образования в целом. Например, сейчас в России активно обсуждается отмена Болонской системы. Главный ее минус — качество знаний, считает Смолин. Так, бакалавр посещает в среднем на 40 процентов меньше занятий, чем специалист.

«Образования специалиста — это кувшин, глубокий и наполненный. Образование бакалавра — это тарелка, более широкая, но мелкая», — провел аналогию депутат.

Ожидалось, что российские бакалавры и магистры смогут легче находить работу за границей, но и этого не случилось, отметила Лантратова, которая также поддержала отмену Болонской системы в пользу старого доброго специалитета.

«Отказ от Болонской системы означает конец определенной эпохи. Не исключено, что и ЕГЭ ляжет на алтарь этого нового мира», — предположил Руслан Ткаченко.

При этом Олег Смолин отметил, что не ЕГЭ и не Болонский процесс виноваты, что люди уезжают, но они этому способствуют. «Сегодня нам нужно переориентировать систему образования на тех, кто будет поднимать свою страну. Тем более что время у нас опять тяжелое», — сказал депутат.

При этом Виктор Смирнов предостерег коллег от резких движений: «Прежде чем принимать какие-то решения, должна быть серьезная профессиональная дискуссия. Однозначных и простых решений в этих вопросах нет».