Государственная дума рассмотрит законопроект, согласно которому постановления Европейского суда по правам человека после 16 марта 2022 года не подлежат исполнению. ЕСПЧ после 30 марта 1998 года, когда Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, стал для ее граждан по некоторым категориям дел фактически высшей судебной инстанцией. Он не только присуждал выплату компенсаций на нарушения их прав, но в некоторых, достаточно редких, случаях мог экстренно вмешиваться в деятельность российских судов, накладывая нечто вроде вето на их решения. Причем по самому широкому кругу вопросов, в том числе и имущественных прав.
Например, в начале 2020 года он отправил в Верховный суд России постановление по делу «Кочергин против Российской Федерации», которым потребовал восстановить права заявителя на квартиру, изъятую муниципалитетом, на сторону которого стали внутригосударственные суды всех уровней. Тогда ЕСПЧ особо отметил, что он «неоднократно рассматривал дела, в которых российские государственные органы или органы местного самоуправления успешно добивались изъятия недвижимого имущества у действующих добросовестных собственников в связи с установлением того, что такое недвижимое имущество должно считаться бесхозным, а также установления мошеннических действий в ходе одной из ранее заключенных сделок». И что такая ситуация незаконна.
Однако 25 февраля 2022 года, на следующий день после начала военных действий в Украине, Совет Европы приостановил членство РФ, а 16 марта Комитет министров Совета Европы принял решение об ее исключении. Поэтому в выборе именно этой даты для законопроекта нет ничего удивительного, говорит адвокат Санкт-Петербургской объединенной коллегии адвокатов Даниил Хаймович:
Даниил Хаймович адвокат Санкт-Петербургской объединенной коллегии адвокатов «16 марта Российскую Федерацию исключили из Совета Европы, но был установлен переходный период до 16 сентября, в течение которого если происходят какие-то нарушения прав граждан, они могут обращаться с жалобами в ЕСПЧ. Обращаться-то они могут и после 16 сентября, но факт нарушения для того, чтобы его можно было потом оспаривать, это нарушение должно произойти не позднее 16 сентября. То есть мотивировка простая: 16 марта нас исключили из Совета Европы, значит с 16 марта мы не будем исполнять решение ЕСПЧ».
Помимо темы неисполнения постановлений ЕСПЧ, вынесенных после 16 марта 2022 года, законопроект содержит положение, что по ранее вынесенным решениям Россия прекратит выплачивать компенсации с 1 января 2023 года. Это незаконно, потому что юридически она должна исполнять все решения ЕСПЧ, принятые по поводу нарушений, произошедших в любое время, когда Россия была членом Совета Европы, считает руководитель санкционной практики коллегии адвокатов Delcredere Андрей Тимчук. И вообще, все это крайне прискорбно, так как уровень правовой защиты россиян снижается, сетует он:
Андрей Тимчук руководитель санкционной практики коллегии адвокатов Delcredere «Конечно, граждане-то точно теряют, потому что российская правовая система функционирует неидеально. В случае если происходила судебная ошибка, ЕСПЧ был тем механизмом, который хотя бы часть таких ошибок позволял исправить. Сейчас же если судебная система России дала сбой, у гражданина нет эффективных инструментов, куда он мог бы обратиться. Если наша правовая система будет функционировать так же, и при этом у граждан не будет возможности обратиться в ЕСПЧ, наверное, несправедливости станет чуть больше».
Заявления о том, что России следует выйти из Совета Европы и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, со стороны российских политиков, в частности, спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, в предыдущие годы звучали неоднократно. Весной 2016 года Конституционный суд, несмотря на закрепленное в конституции положение о том, что принятые Россией международные договоры имеют приоритет над национальным законодательством, разрешил не исполнять некоторые решения ЕСПЧ.