Лишь каждый восьмой: почему в России стали хуже сдавать экзамен на автоправа
Год прошел с того момента, как в ГИБДД появился новый регламент по сдаче экзаменов для будущих водителей. Но, похоже, автошколы так и не смогли адаптироваться к единому практическому экзамену на права: только 12% курсантов сдают "город" с первого раза. Это в два с лишним раза меньше, чем два года назад. При этом хуже стали сдавать и теорию, хотя этот экзамен вроде бы не ужесточался. Так что же происходит? Почему показатели падают?
Жизнь в эпоху реформ
Реформа системы образования в автошколах России началась еще в 2014 году — ввели новые стандарты обучения и ужесточили требования к самим учебным заведениям. До недавнего времени по окончании курса ученики сдавали три экзамена: теоретический и два практических. Но с 1 апреля 2021 года в МВД изменили регламент и теперь принимают "единый практический экзамен" вместо двух отдельных — на площадке и в городе. Таким образом, первоначальные навыки вождения (упражнения "параллельная парковка", "разворот в ограниченном пространстве" и другие) теперь проверяются непосредственно в реальных условиях. Кроме этого, учебные маршруты больше неизвестны курсантам — их определяет экзаменатор перед выездом. Изменения вполне логично повлекли за собой и увеличение времени проведения практической части экзамена — около 30 мин. (может быть и больше, если инспектор посчитает это нужным). Руководство ГИБДД при введении поправок делало акцент на расширении возможностей таким образом проверить навыки вождения учеников в реальных условиях, что должно было бы повлечь рост качества молодых водителей.
За прошедший год доля выпускников автошкол, которые сдали практический экзамен с первого раза, сократилась вдвое — с 26 до 12%, рассказал начальник отдела организации экзаменационной деятельности ГИБДД МВД России Николай Гиляков. И эта цифра продолжает снижаться. Кроме того, полковник Гиляков уточнил, что с 40 до 35% снизилась и доля сдающих теорию с первого раза.
Соответственно, в МВД настаивают, что качество подготовки курсантов в автошколах остается на недостаточном уровне. Это касается как практического, так и теоретического аспекта. Например, якобы ввиду того, что правила теперь все больше преподают в онлайн-режиме. Раньше во время занятий в классе все были вынуждены активнее участвовать в процессе: решать задачи, разбирать совместно с другими учениками примеры, задавать вопросы... Сейчас же есть риск, что студент, сидя дома, включит на компьютере вебинар и при этом будет заниматься какими-либо дополнительными делами, тем самым не уделяя достаточного внимания уроку.
В автошколах, правда, считают иначе. Мол, основная проблема состоит в новом регламенте по сдаче экзаменов (приказ МВД №80), который, по мнению сотрудников автошкол, содержит массу неточностей и норм, которые можно толковать по-разному. В связи с чем курсанты и совершают ошибки.
Кстати, по поводу ошибок. Ранее допускалось по пять штрафных баллов на каждом из двух практических этапов экзамена, то есть в сумме — 10. Теперь во время объединенного испытания на городских улицах можно набрать всего пять "штрафов". На мой взгляд, это сделать совсем нетрудно, ведь во многом оценки основаны на субъективных решениях экзаменатора. Например, в таких моментах, когда кандидат "в установленных случаях не снизил скорость" (минус три балла) или "двигался без необходимости со слишком малой скоростью" (также минус три балла). И при этом "неправильно оценивал дорожную обстановку" (один штрафной балл).
Между прочим, до 2015 года у кандидата было право на небольшую пробную поездку на площадке перед началом экзамена, чтобы хоть немного привыкнуть к экзаменационной машине. Ошибки, допущенные во время такой поездки, не учитывались. Теперь такой практики нет.
"К регламенту накопилось много вопросов как со стороны автошкол, так и со стороны сдающих экзамены, — считает президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. — Часто баллы ставят за совсем несерьезные, естественные для новичка ошибки. В результате люди выстраиваются в очереди на пересдачу, процесс затягивается еще на месяцы. За это время многое забывается, курсантам приходится брать дополнительные занятия — за отдельные деньги". Татьяна Шутылева призывает к доработке системы оценки навыков.
Собственно, недостатки существующей системы (определенные, небольшие) признают и в МВД. К примеру, главный госавтоинспектор России Михаил Черников не раз говорил, что ведомство работает над "модернизацией механизма формирования билетов и экзаменационных задач". Правда, никаких подробностей он не раскрывал.
Будем учиться по-новому?
Тем временем в Министерстве просвещения в срочном порядке подкорректировали программы подготовки в автошколах. Как ожидается, поправки должны вступить в силу с 1 сентября 2022 года. Новый приказ Минпросвещения №808 обяжет автошколы больше времени уделять обучению курсантов навыкам вождения в условиях городского движения, а также содержит еще целый ряд полезных новшеств. Сегодня при обучении на категорию В из 56 ч практической подготовки отводится 24 ч занятиям на площадке и 32 ч — в городе. В будущем распределение будет 18 к 38 ч соответственно, чтобы можно было лучше отработать навыки вождения в реальных условиях. Также ожидается, что появятся дополнительные занятия по вождению на скоростных магистралях. Теоретический курс будет дополнен блоком "электронные системы помощи водителю", в рамках которого студенты будут изучать особенности управления автомобилями "с высокой степенью автоматизации" (речь о различных видах автопилота или активного круиз-контроля).
Помимо этого, приказ Минпросвещения значительно облегчит жизнь водителям, у которых есть мотоциклетные права, — они смогут по сокращенной программе получить допуск к управлению автомобилем. Время изучения теории для них сократится втрое. Всего же прописано девять новых программ ускоренной переподготовки с одной категории на другую.
"В программы внесены важные изменения, направленные на повышение качества подготовки водителей. Сохранена преемственность с действующими программами, общее количество часов обучения не выросло, но очень грамотно перераспределены часы вождения. Так что стоимость обучения не должна вырасти", — считает Шутылева.
При этом работа над совершенствованием системы обучения будущих водителей не заканчивается. Параллельно по заданию министерства разрабатываются новые правила и предметы, которые будут наиболее полно соответствовать нынешним реалиям жизни и требованиям ГИБДД.
Будем сдавать по-новому?
Вторым слагаемым в примере являются экзаменаторы. Экзамены на права в РФ принимают обычные офицеры-гаишники, у которых с достатком и других обязанностей (особенно в регионах, где штаты урезаны). Требования к экзаменаторам минимальные: возраст не моложе 25 лет, высшее образование и права с водительским стажем не менее пяти лет.
Во многих же иных странах экзаменатор — это отдельная профессия, которая предполагает специальное образование. В большинстве случаев это гражданские люди, состоящие в штате департаментов транспорта городов или регионов. Ежегодно каждый экзаменатор должен проходить курс занятий с психологом, который снимает разные установки, которые могли возникнуть в ходе профессиональной деятельности. Например, учатся тому, как не акцентировать внимание на незначительных ошибках курсанта, ведь для него экзамен — это стресс; как, наоборот, помочь ему показать свои знания и проявить лучшие качества.
К сожалению, на российской ниве сдачи на права подобных идей (точнее, их серьезного рассмотрения) я не слышал. Как мне кажется, это все же играет немаловажную роль в том, что у нас только каждый седьмой-восьмой ученик автошкол сдает на права с первого раза.
При этом отмечу, что, по статистике ГИБДД, аварийность среди молодых водителей (со стажем до двух лет) все время сокращается: за 2021 год — минус 7%. То есть все-таки хорошо учат? Или так строго принимают экзамены, что за несколько заходов на сдачу делают из курсанта настоящего профессионала? Загадка…
Проблемы и пути решения
По-моему, самая большая проблема наших автошкол — там, прежде всего, натаскивают на сдачу экзамена, а не учат грамотно и безопасно водить автомобиль. При этом я совершенно не хочу всех собак спускать на учителей и инструкторов. Ведь за отведенное для обучения время очень непросто сделать из новичка опытного водителя. Но и удлинять (и, соответственно, удорожать) курс обучения — тоже не выход.
Здесь просится небольшое отступление. Российские правила категорически запрещают обучение на права экстерном. Я считаю, что это правильно по двум причинам. Во-первых, из-за коррупции — среди тех, кто раньше приходил на экзамены после самоподготовки, было немало "блатных", во многих регионах были отработаны целые схемы по выдаче прав таким "водителям". В свою очередь, свидетельство об окончании автошколы — хоть какая-то гарантия того, что человек реально занимался и готовился.
Во-вторых, автомобиль, в том числе и согласно Правилам дорожного движения, — источник повышенной опасности. Обучать тому, как им правильно и безопасно управлять, надо все-таки под руководством опытных наставников в очных условиях.
По моему твердому убеждению, для обучения вождению сегодня нужно несколько обязательных составляющих: грамотный инструктор с навыками педагога; автомобиль с двойным управлением; тренажер для тренировок до выезда на реальную улицу и закрытая площадка, где можно отработать практические, базовые навыки. Все это должна обеспечивать автошкола.
При этом я настаиваю, что одна только автошкола, которая дает 56 ч практического вождения, — это мало. Подтверждением этому служит не только статистика сдачи экзаменов, но и настойчивые советы ученикам от преподавателей и независимых экспертов, чтобы те брали дополнительные уроки (сверх программы, в некоторых случаях и после обретения водительского удостоверения).
Примером грамотно выстроенной системы обучения на права, на мой взгляд, можно считать опыт Германии или Финляндии. Сначала — плотный курс обучения в автошколе с профессиональными инструкторами на протяжении трех-четырех месяцев (как и у нас). Обучение в отличие от нашего включает также регулярное общение в интернете — курсант обязан вести дневник, общаться с педагогами, решать задачки. Потом — экзамены, после которых водитель получает только временные права. Срок их действия составляет от года до двух. В течение этого срока продолжается регулярное общение нового водителя с инструктором по интернету, и два-три раза они встречаются очно для дополнительных занятий (скажем, уроков вождения на льду). Задача преподавателя — убедиться, что молодой водитель все делает правильно и набирается опыта; отработать с ним какие-то новые, сложные элементы (если надо). После чего инструктор выносит вердикт (если у водителя за период обладания временными правами не было серьезных нарушений ПДД): молодому водителю можно выдать полноценные права, он готов.