Директор сельской школы из Анапы Валерий Михайлов и его учительская династия
«Понимаете, учитель – это же актер! Без постоянной возможности хотя бы раз в день войти в класс он попросту умирает. Вот читаешь биографии великих, там всегда: чем актер больше, тем он сильнее волнуется, выходя на сцену. Я этот спектакль не то что наизусть – во сне расскажу! А я все равно боюсь, переживаю. Вы знаете, сценарий один, но в каждом классе проходит по-разному. В каждом своя атмосфера, погода. Достаточно какой-то мелочи – и у тебя все рассыпалось! А иногда наоборот: думаешь, будет проходной урок, а вдруг такая красота получилась! Почему мы раздражаемся, если дети опаздывают? Ну представьте: я только на авансцену вышел, в роль вошел, а тут один за другим: «Валерий Васильевич, можно войти?!»… «Валерий Васильевич!». И все! Урок пропал, спектакль провалился!» Директор средней школы № 16 села Цибанобалка Валерий Михайлов говорит горячо и самозабвенно. Сколько знаю Валерия Васильевича, он всегда такой. Только затронь любимую тему – и его понесло! Не человек – сгусток школьной материи, комок учительской энергии. Пульсар! Так оно и понятно. Такой многочисленной педагогической династии, как Михайловы, еще надо поискать. Я насчитала семь человек! Сам Валерий Васильевич работает в школе вот уже 38 лет, из них 29 – директором СОШ № 16. Его супруга, Ирина Вионоровна, преподает биологию и химию. Сын, Александр Валерьевич, работает учителем информатики здесь же, в шестнадцатой. Его супруга, Мария Александровна, – физрук. Второй сын, Дмитрий Валерьевич, также преподает информатику, только в Санкт-Петербурге. Еще есть учителя по линии Ирины Вионоровны – две ее сестры. Вот такая высокая учительская концентрация. А вы говорите, откуда энергия! С «малого БАМа» – в вуз Кстати, в этом году у школы № 16 села Цибанобалка юбилей – 50 лет. Что примечательно, начиналась она с Пятихаток, где была открыта в августе 1972 года. И только 10 лет спустя перешла в Цибанобалку, в нынешнее свое здание. Причем директор Михайлов – тоже ее выпускник. Окончил пятихатскую школу в 1978 году. Так что вся его жизнь связана именно с этой школой. – Родители у меня самые простые люди. Отец был шофером, мать – продавцом, – вспоминает Валерий Васильевич. – Мечта стать учителем была, но к ней я как-то не сильно оказался готов. К тому же тогда еще БАМ строился – все хотели в великих стройках поучаствовать. Правда, отец мне сказал, мол, куда ты со своим здоровьем – загнешься! А у нас как раз КСК строился. Поэтому я после школы пошел туда, на наш «малый БАМ», работать бетонщиком 3-го разряда. Строителем я никогда не хотел быть, поэтому поработал на стройке недолго. А вот учителем быть хотел. Михайлов с благодарностью рассказывает об учителях, повлиявших на его выбор: – Учитель географии пятихатской школы Александр Алексеевич Варавва увлек географией, фотографией, киноделом, я к нему на кружок ходил. Вот и «сорвал мне голову»! Конечно же, Дина Николаевна Бурячёк повлияла – мой классный руководитель. Она до сих пор работает в школе – вот уже 50 лет! Ей 80 лет скоро будет, но мы не прощаемся. Очень нужный для нашей школы человек! Валерий Михайлов окончил Вологодский пединститут по специальности «Учитель географии и биологии». Во время учебы женился. В Вологде родился старший сын. После института супруги получили распределение в Исаковский лесопункт Сямжинского района Вологодской области, в сельскую школу-интернат. Отработали два года. Но, как говорит Валерий Васильевич, ему все чаще снились зеленая трава и море. Без отрыва от школы В 1986 году Михайловы приехали в Анапу. Пришли в СОШ № 16 села Цибанобалка, директором которой был Александр Байкалов. И Александр Васильевич с радостью взял молодых педагогов на работу. Кстати, недавно в школе открывали памятную доску бывшему директору Александру Байкалову. – Больше я отсюда никуда не уходил, – подчеркнул Валерий Васильевич. – Однажды только, на один год, исполняющим обязанности начальника управления образования. У них там был какой-то кризис, я сказал, если только исполняющим обязанности и лишь на год – не больше. Это было моим условием. В 1988 году Александра Байкалова на посту директора школы сменил Александр Варавва, а с 1 апреля 1993-го шестнадцатую возглавил Валерий Михайлов. Да, до этого он еще год был председателем сельсовета Приморского сельского округа и почти год – заместителем главы сельской администрации. – Причем мне разрешали совмещать эти должности с работой в школе, – улыбается Михайлов. – То есть я школу не бросал. И сейчас, будучи директором, обязательно веду уроки – географию, немного биологию. Мне это нравится. «Золотой» чемоданчик Вдруг ровный шум школьной переменки за дверью разорвал женский голос: «Внимание! Говорит школьное радио! Ребята, напоминаем: погодные условия не улучшились, на дорогах стало еще опаснее. Сосульки подтаяли, могут в любой момент упасть. Будьте внимательны и осторожны, берегите свое здоровье и свою жизнь». – Да, мы сделали школьное радио в этом году, – заметил Валерий Васильевич. – Вообще, мы многое делаем первыми. Например, 10 лет выпускали газету «Приморка» – печатали материалы из школьной жизни. А сейчас перестали. А знаете, почему? Потому что все чаще я стал видеть ее валяющейся в туалете. Увы, дети перестали читать. Поэтому, чтобы не обижать тех, кто вкладывает в создание этой газеты труд, силы, талант, мы ее закрыли. Конечно, аккаунт в Инстаграм у школы есть. Детям необходимо общение, от недостатка которого они страдают, в том числе из-за пандемии. С особой гордостью директор говорит о применении в школе новых технологий: «Вот у меня стоит мой «золотой чемоданчик», в нем пульты находятся. Мы опросы с пультами проводим. Интерактивная доска на каждом уроке, без нее никак! К сожалению, из-за ограничений мы не можем многого. В частности, дети сейчас по кабинетам не ходят, а я не могу носить все это оборудование к ним. Понимаете, современный ребенок – его надо удивлять на каждом уроке. Тем более что география – наука такая – удивительная». Кстати, в свое время Михайлов написал книгу по географии по Анапе и Анапскому району, а также в соавторстве с супругой и сыном – пособие по кубановедению. Чайхана и точки роста Сегодня в школе, рассчитанной на 624 человека, учатся 1 553. – Мы стараемся максимально увеличить пропускную способность, чтобы не учиться в три смены, – говорит директор. – Все лаборантские, которые можно было забрать, задействовали – расширили кабинеты. Все пристройки, которые у нас были сараями, стали кабинетами. У каждого специалиста теперь есть личное пространство: у логопеда, психолога, социального педагога и всех замов, у техничек, завхоза, библиотекаря, медсестры. У нас даже маленькая чайхана имеется – бытовка для учителей, куда они могут прийти перекусить, попить чайку. Крыльцо забабахали, немножко расширили, чтобы рекреацию сделать побольше. Не так давно в школе открылась «Точка роста», появились шахматный клуб и борцовский зал, а также костюмерная для творческих коллективов. С 1 сентября должны запустить кабинет для изучения правил дорожного движения. – Я люблю перед учебным годом что-то менять, если нет чего-то нового, я хожу больной, – смеется Михайлов. – В этом году мы построили для охранника тамбур, забор делаем новый, спортивный и актовый залы. Плитку стелем везде и всюду. Это из больших дел, потребовавших серьезных затрат. Поставили камеры, в ряде кабинетов поменяли двери. У нас хорошие депутаты Совета Анатолий Дьяченко, Игнатий Рябченко, глава сельской администрации Алексей Рогалёв – они нам очень помогают. – А Вы представляете себя без школы? – Нет, конечно! А что я без нее? Чем заниматься?! Не буду директором – буду учителем. С детьми хлопотно, понятное дело, но с ними интересно. – А правду говорят, что учителя своего рода энергетические вампиры? Сил нет, настроения нет, а приходишь в школу и наполняешься детской энергией! – Есть такое! Вот каникулы. Мы радуемся тишине два-три дня. А потом начинаем скучать, болеть. Когда к нам приходят на работу устраиваться, я говорю: день-два – если вы услышите в детском шуме-гаме, что где-то капля воды падает, – вы наш человек. Для нас этого шума нет. Как рыба живет в воде, так мы купаемся в школьно гаме.