Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыФутболНовости МосквыОтдых в РоссииХоккейПолитикаОтдых за границейЕдаОбществоАктерыЛайфхакиПроисшествияКрасотаПсихологияНаука и техникаШоу-бизнесЭкономикаТрендыВоенные новостиКомпанииАналитикаЛичный счетИгрыНедвижимостьДетиФигурное катаниеДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

А как у них: какие иностранные языки учат американские и британские школьники

Давайте представим, что за одну ночь мир изменился. Отныне языком международного общения является русский! Долой постылое «London is the capital of Great Britain», теперь очередь иностранцев зубрить «Москва – столица России»! А мы будем отдыхать. Или не будем? Что нам теперь делать-то? Надо ли изучать другой язык и другую культуру, если это не обязательно? Ой, а ведь это уже не фантазия, а совершенно реальный и очень непростой вопрос! Интересно, как отвечают на него взаправдашние носители языка, на котором разговаривает весь мир? Мы попросили редактора Puzzle English Ирину Лексину (puzzle-english.com) рассказать о том, какие иностранные языки изучают англичане и американцы и насколько хорошо ими овладевают. Рассмотрим Англию, Шотландию, Северную Ирландию, Уэльс и США. Англия Традиционно самые популярные иностранные языки в английских школах – французский и немецкий. По-французски говорят ближайшие соседи, а немецкий считается «языком науки». Согласно статистике, растет популярность испанского: возможно, через пару десятилетий французскому придется потесниться. Но если рассматривать преподавание и изучение языков в целом, то в Англии с этим, к сожалению, все очень непросто. В 2004 году «современный иностранный язык» убрали из списка обязательных экзаменов GSCE (аналог нашего ОГЭ, который все британские дети сдают в 16 лет). Результаты не заставили себя ждать. В 2012 году англичане побили европейский антирекорд: 62% жителей Британии не владели никаким другим языком, кроме английского. Даже детям из семей мигрантов не удавалось сохранить родную речь. Конечно, в дорогих частных школах дела обстояли получше. Но в государственных учебных заведениях обязательные уроки иностранного языка длились у школьников только три года – с 11 до 14 лет. Тот, кто все-таки сдавал экзамен по выбору, рисковал попасть в колледж или вуз, в программе которого языки отсутствовали. Для 90% школьников языковое образование после экзамена GSCE полностью прекращалось. Министерство образования признало ошибку и попыталось принять меры. Сегодня изучение иностранного языка в школах начинается с 7 лет. Упор делается на культуру страны изучаемого языка, поскольку так детей легче заинтересовать и замотивировать. С 2017 года языки снова вернули в список обязательных экзаменов, причем постарались учесть многонациональность и мультикультурность современного британского общества. Теперь школьник может выбрать либо современный язык (диапазон очень широк, от французского до китайского и русского), либо один из древних (латынь, древнегреческий, библейский иврит). Также 24 университета ввели языки в учебные программы. Все эти идеи хороши, но школьные учителя не спешат радоваться. Вот несколько проблем, которые выявили исследования 2020 года. • Обучение младших школьников часто сводится к одному игровому уроку в неделю. Учителей обязуют увеличивать время, посвященное языку, за счет других уроков (например, если дети изучают основы китайского, то они поют на уроке музыке китайские песенки). Это означает переподготовку и дополнительную нагрузку для педагогов. • Не во всех школах Англии есть возможность преподавать все языки, которые пожелают изучать ученики. Эта проблема особенно остро стоит в деревнях. Нередко бывает так, что в начальной школе дети познакомились с одним языком, а потом вынуждены с нуля учить другой: нет учителей. Квалифицированных преподавателей иностранных языков в стране недостаточно, приходится приглашать специалистов из-за границы. • У школьников большие проблемы с мотивацией. Иностранный язык считается «сложным» предметом, за который трудно получить высокий балл. Никто не гарантирует, что язык пригодится во взрослой жизни – для работодателя достаточно, чтобы ты владел английским. Особенно сильно упала мотивация после «Брекзита» (выход Великобритании из Европейского Союза): родители говорят, что эта Европа никому не нужна, учитель больше не уверяет, что ты после школы найдешь работу за границей. Так зачем вообще напрягаться? • Считается, что иностранный язык нужно учить, чтобы понимать других людей. Но разговаривать получается только с одноклассниками на уроках в школе пару раз в неделю. На поездки за границу у государственных школ часто нет денег. А с наступлением пандемии стало совсем непонятно, кто куда поедет и кто с кем будет общаться. Шотландия, Северная Ирландия, Уэльс В каждой из этих стран, входящих в состав Соединенного Королевства, есть свой малый язык – шотландский гэльский, ирландский гэльский, валлийский. Их тоже изучают в школах и стараются сберечь, что не так-то просто при наличии удобного и общепринятого английского. В Уэльсе и Северной Ирландии в государственных школах учителям особенно сложно. Теоретически все дети в этих регионах должны быть билингвами. На практике оказывается, что языковых часов в школах недостаточно (в Уэльсе в некоторых школах получается проводить всего один урок валлийского раз в две недели). Тут уже не до французского. Немного лучше дела обстоят в Шотландии, в которой недавно приняли языковую программу «1+2». Согласно ей, все дети должны знать ОДИН родной язык – тот, на котором у них говорят дома, будь то шотландский гэльский, китайский или польский. Плюс ДВА других – английский и еще какой-нибудь по выбору. Неизвестно, как сложатся дела, но пока программа выглядит перспективной. США Три самых популярных иностранных языка в Америке – испанский, французский и немецкий. Интересно, что мода на тот или иной язык в Штатах нередко зависит от политики. После Второй мировой войны появился интерес к японскому языку, после запуска спутника – к русскому, а по мере роста экономического и политического влияния Китая стал набирать популярность китайский. По наблюдениям американских учителей, школьники и взрослые нередко ссылаются на культурный стереотип: американцы «не отличаются способностями» к языкам. Но учителя категорически не согласны: способности есть у всех, а вот учебные программы нуждаются в доработке. Некоторые ситуации заставляют вспомнить Великобританию. Изучение иностранных языков начинается только в средней школе (а иногда и в старших классах). Если вообще начинается – по данным 2017–2020 годов, лишь 20% американских школьников изучают в школах другие языки, кроме английского. Для вузов цифра еще меньше: всего 7,5% студентов, причем языковая программа иногда охватывает только один или два семестра. Квалифицированных преподавателей не хватает. Недостаток мотивации у учащихся тоже налицо. Сколько бы учителя не твердили про «расширение кругозора» и «развитие когнитивных способностей», дети отлично понимают, как им повезло с родным языком, и предпочитают поберечь время и силы для других предметов. Хотя практичность порой мешает американцам, иногда она же становится способом решения проблемы. В США владение двумя и более языками считается большим плюсом в резюме! Да и преподаватели, как оказалось, не просто так талдычат о том, что язык помогает изучить другую культуру. До недавнего времени все верили, что английского достаточно для бизнеса. Теперь хороший тон – постараться понять, как партнер мыслит, каковы его ценности и убеждения. В мире достаточно людей, которые не говорят по-английски. Так что без иностранных языков британцам и американцам не обойтись! Фото: Freepik.com, Pexels-photo