Солнце русской поэзии. В мемориальной квартире Александра Пушкина на набережной Мойки сегодня отмечают 95-летие со дня открытия экспозиции. В гости заглянула корреспондент телеканала «МИР24» Елена Куршук.
Доходные дома позапрошлого века обнимают почти всю набережную Мойки. В самом центре Петербурга, в минуте от Дворцовой площади, квартировали люди совсем неслучайные.
«Нанял я, Пушкин, весь, от одних ворот до других, нижний этаж из 11 комнат состоящий, со службами...». Договор о найме поэт подписал в сентябре 1836 года.
В апартаменты на Мойке, 12 поэт въехал с супругой – Натальей Николаевной Гончаровой – и четырьмя детьми. Им и выделили самую большую и светлую комнату.
«Александр Александрович Пушкин рассказывал, что отец любил качать его на коленке, напевая вместе с ним песенку «Во саду ли, в огороде». Эту песенку сегодня знает каждый, кто читал «Сказку о царе Салтане», потому что белка поет там именно эту песенку. И, вероятно, Пушкину в детстве тоже ее кто-то пел», – рассказывает заведующая мемориальным музеем-квартирой А.С. Пушкина Галина Седова.
В соседнем зале – тот самый стол, за которым семья собиралась на обед «по-столичному», только около семи часов вечера. Ели без изысков: щи да каша. И переходили в гостиную: музицировали, читали и играли в шахматы.
«Сам он тоже играл иногда, играл с друзьями в шахматы. Была такая история: когда он обучил своего приятеля и вдруг стал проигрывать – страстность его характера не позволяла долго размышлять над партиями, – и тогда Пушкин вскочил на стул и закричал: «Ну негоже так обыгрывать своего учителя, поддайся хоть раз!» – говорит Галина Седова.
Рабочий кабинет поэта. Музейщики вспоминают: когда 95 лет назад здесь открылась первая экспозиция, пушкинским духом и не пахло.
«На месте, где стоял гроб с телом Пушкина, были туалеты и ванные устроены владельцами. Кабинет Пушкина искажен, но по нему проходил такой длинный коридор через всю квартиру, потому что ее разделили на несколько частей», – указывает Галина Седова.
Квартиру восстанавливали всем миром. Мебель искали по потомкам, в архивах – изображения и зарисовки интерьеров.
Самая трагическая история связана диваном. Экспонат доставили из Эрмитажа в 1936 году. По просьбе музея судмедэксперты сделали 30 смывов с кожаной обивки. В одной из них нашли микроскопические следы крови. Их сравнили с кровью на жилете Пушкина. Данные совпали.
На этот диван после ранения положили Пушкина – и здесь он скончался. Договор найма, подписанный на два года, продлился всего четыре месяца. Похороны Александра Сергеевича стали днем траура для Петербурга.
«Одна дама – она уже в очень достойном возрасте – несмотря на свое нездоровье иногда, она обязательно приходит на Мойку, потому что ее мама приводила сюда. Она приходит с цветами и просит – если не сама войдет в кабинет, – то передать эти цветы в кабинет», – отмечает Галина Седова.
Мемориальная квартира Пушкина популярна и у иностранных туристов. Экскурсии хранители проводят на 10 языках.