«Им все это до фени». Почему США не нужна победа над Россией в командном турнире по фигурному катанию
Даже если американцы выиграют, болельщики будут смотреть Супербоул, а не фигурку. Известный в фигурнокатательной среде продюсер и агент Ари Закарян в интервью «Матч ТВ» рассказал, почему у олимпийского чемпиона есть всего два дня, чтобы монетизировать свою популярность, кто спасет фигурку в США (спойлер: этот человек — русский) и почему Татьяна Тарасова достойна премии Международного союза конькобежцев (ISU) за «Жизненные достижения». «России фигурное катание пиарить-то не надо, оно распиарено настолько, что в хорошем смысле уже через берега хлещет» — Чего вы ждете от этой Олимпиады? Знаю, вы на нее не поехали. — Жду триумф российского фигурного катания. — Как и все, да. Но я скорее про возможный рывок популярности, все-таки такое масштабное событие для мировой фигурки. Думаете, его не будет? — Я бы сказал, что в мире бума фигурного катания не будет. Бум будет в России однозначно, бум будет в Японии. Не знаю, насколько что-то такое будет в Европе. Зато его точно не будет в США и Канаде. — И победа Нейтана Чена в «личке» никак не скажется? — На какое-то время, может быть, скажется. Но чтобы это было, как в 90-х или в 2000-х годах в Америке — очень вряд ли. В Штатах и в Канаде общество совершенно отвыкло от такого понятия, как фигурное катание. Здесь это все настолько чужое… Условный человек из штата Кентукки очень слабо себе представляет, что такое фигурное катание. И в этом есть много нюансов, к сожалению. — При этом здесь, в Пекине, я вижу в пресс-центре выездные офисы многих американских газет и телекомпаний. Они в том числе ездят и на фигурку. Это тоже никак не помогает? — Если уж пошло на то, я скажу, как есть. Колоссальный информационный подъем в Штатах был бы возможен, если бы на Олимпиаде выступал Илья Малинин. — Так. — Объясняю, все очень просто. Во-первых, у него русская фамилия. Во-вторых, в следующие четыре года он будет самым востребованным фигуристом — может, пока не коммерчески, но с точки зрения ультра-си исполнителя. То, что он делает уже сейчас, — из области фантастики, и мы все это знаем. Если бы они сделали такую историю, отправили бы его в Пекин на первую для него Олимпиаду, где будет очень много журналистов, вокруг него можно было бы создать мощное информационное поле. Он новичок, с российской фамилией, с Россией у международного сообщества непростые отношения. А тут — оказывается, есть выходец из России, который выступает за Америку. Это дало бы очень интересный всплеск. — Причем как со стороны американцев, так и с нашей — с российской. — Думаю, вообще со всех сторон. В России фигурное катание пиарить-то не надо, оно распиарено настолько, что в хорошем смысле уже через берега хлещет. У нас фигуристы — суперзвезды, они котируются очень высоко, на улице их узнают. Фигуристам хорошо жить в России. А вот если был бы Малинин поехал на Олимпиаду — и с его контентом я бы не удивился, если он был бы в тройке, причем на любом месте, хоть на первом, — это дало бы новую звезду. Со временем вокруг него создали бы финансовое поле. Плюс он же еще очень молод. Так что его участие дало бы очень сильный толчок в плане пиара. И в следующие четыре года этот парень привносил бы и новых болельщиков, и деньги, и влияние. А парни, которые сейчас выступают, — о них все уже знают, про них не расскажешь ничего нового. Да они нового уже и не покажут. Понятное дело, что Чен — величайший фигурист, другие ребята тоже уникальны. Тот же Винсент Чжоу — интересный прыгун, одаренный спортсмен. Джейсон Браун — один из лучших катальщиков всех времен и народов. Но если бы в этом списке существовал Малинин, который на чемпионате США стал вторым и должен был по спортивному принципу ехать в Пекин, результат был бы другим. Интересным для маркетинга. Почему выстрелила так хорошо история Оксаны Баюл в Штатах? Потому что приехала в страну в первый раз, из ниоткуда. Ее же никто не знал, понимаете? А когда приходят неизвестные люди и достигают триумфа, это в глазах общества дает очень сильный всплеск. «Только Малинин способен поднять фигурное катание в США, потому что у него русская фамилия» — Выходит, американская публика уже настолько перестала воспринимать банальные ходы, что их надо буквально током стрекотать? — Да. Если оценивать популярность фигурного катания в Штатах сейчас в сравнении с тем, что было в 90-х, то в наши дни от этой популярности осталось процентов пять. И идет на спад. — Ну а если у США будет золото в команднике? — Может, только если с учетом международной ситуации между Россией и США удастся как-то это притянуть. Но такого, как раньше, уже точно не будет. Сегодня фигурное катание в Штатах не развито вообще. — То есть даже афиша «Россия vs США» не создает у них прямо глобальный интерес? У нас просто командник только так и подают — и заходит очень хорошо. — Небольшой интерес, конечно, за счет этого создается. Но я вот сейчас смотрю американское ТВ — ну да, они показывают олимпийские объекты, что-то говорят. Но чтобы масштабно, как со стороны российских ТВ, СМИ, Telegram-каналов, — точно нет. Здесь есть (телеканал) NBC, ему дали освещать фигурку — вот и освещай. Есть FOX, которому отдали американский футбол, — они готовятся к нему. У них сейчас Супербоул. И когда в Пекине пойдет командник, в США народ будет смотреть за ним. И поверьте мне — Супербоул будут смотреть 90% населения страны. Они будут праздновать, обсуждать, и им эта вся Олимпиада по фигурному катанию до фени. Даже если они выиграют командник, американцы в этот момент будут смотреть Супербоул. И тут я опять возвращаюсь к Малинину. Сегодня только он способен поднять маркетинг фигурного катания в США. Он же не просто катальщик — он парень, который удивляет. И если бы он показывал свой технический потенциал на Олимпиаде, весь мир бы за этим следил. — Наверное, история Малинина в этом плане похожа на ту, что была у Саши Трусовой. Тот же самый элемент шоу. — Да, что-то схожее у них действительно есть. — Ладно, тогда давайте о шансах России и США выиграть командник. В процентах как их оцените? — Думаю, Россия — первая, Америка — вторая, Япония — третья. 75% даю на победу России при любом составе. Возьмем, к примеру, пары. Все три российские пары настолько сильны — убери одну, вторая вытянет. С ними бороться очень сложно. — Так же, как и с девушками? — У девушек я допускаю небольшую конкуренцию россиянкам со стороны Вакабы Хигути. Но именно номинальную конкуренцию, потому что наши девчонки должны допустить какие-то нереальные срывы, чтобы отдать хотя бы одно место. Первую тройку в личке у женщин я однозначно вижу российскую. У иностранцев есть, конечно, интересные фигуристки — Каори Сакамото, Вакаба, молодые спортсменки появляются в Японии с тройным акселем. Они еще могут что-то противопоставить. — Да и условная Карен Чен в короткой способна побороться. — Нет. Не вижу никаких вариантов для этого. Единственная борьба в женской одиночке будет только с девочками из Японии. «Когда заканчиваются Олимпийские игры и ты выигрываешь золото, у тебя есть ровно два дня, чтобы себя раскрутить» — Но первое место же будет у Камилы Валиевой? — Вы знаете, Олимпиада — своеобразные соревнования. Если вспомним 94-й год, когда туда ехали и Курт Браунинг, и Брайан Бойтано, и Виктор Петренко. Они все были фаворитами, а совершенно неожиданно выиграл Леха Урманов. Если смотреть по предолимпийским раскладам — да, однозначным фаворитом идет Валиева. Но как это будет на старте — мы увидим. На мой взгляд, все три российские девочки могут выиграть Олимпиаду. Шансы у них, в принципе, одинаковые. — Вы говорите, что Малинин способен поднять интерес к фигурке в Штатах. А иностранный спортсмен — скажем, наша фигуристка — это сделать не способен? Становится, к примеру, Валиева олимпийской чемпионкой — может она стать таким коммерческим флагманом за границей и тащить фигурное катание там? — Отвечу так: в свое время один очень умный американский промоутер сказал мне такую вещь: «Когда заканчиваются Олимпийские игры и ты выигрываешь золото, у тебя есть ровно два дня, чтобы себя раскрутить. И от того, насколько правильно ты все сделаешь в эти два дня, зависит вся твоя дальнейшая жизнь». — Почему именно два? — Потому что эти два дня — самые кассовые, причем в любой дисциплине. Например, возьмем историю Антона Сихарулидзе с Леной Бережной — вот эти вещи, которые происходили в 2002 году, они настолько поменяли их жизнь, что резонанс ощущается до сих пор. В то же время в других видах соревновались другие фигуристы, у девочек — Сара Хьюз, к примеру. Прошло столько времени, и мы про нее практически ничего не слышим. А в контексте будущей олимпийской чемпионки из России и ее возможной коммерциализации за границей — смотря о какой стране речь. В России они будут героями на долгие времена. Давайте пройдем по конкретным странам, чтобы точнее понять. — Хорошо, США. — Конечно, там наши девочки будут узнаваемы. Их покажут, про них напишут. Возможно, кто-то из них попадет на обложку USA Today или New York Times. Но что с этим делать дальше? Если больше не появляться в Америке, не делать показательные шоу, не давать пресс-конференций, то ажиотаж очень быстро уйдет. Ну поговорят, а через месяц забудут. Дальше начнется чемпионат мира по футболу, другие турниры. На дистанции это невозможно. А приехать — во-первых, сейчас это сложно. А во-вторых, где будет выступать новоиспеченная олимпийская чемпионка? Единственный вариант — чтобы она откаталась в шоу Stars On Ice, которое будет после Олимпиады, в апреле. Но, понятное дело, что россиянки туда не поедут, потому что параллельно в России пройдет собственный тур чемпионов. Поэтому на Западе добиться устойчивой популярности россиянкам вряд ли удастся. Если это не вывести в такой информационный диапазон, как я описал, все это уйдет. — Так, а Япония? — Все то же самое. Такой пример приведу: вот в наше время были группы Boney M, Жан-Мишель Жарр, «Чингисхан». Мы их до сих пор помним, потому что они приезжали в СССР и выступали. Хотя в то же самое время в мире гремели гениальнейшие американские и европейские рок-группы, которых мы практически не знали. Начали узнавать только тогда, когда открыли железный занавес. Поэтому надо появляться, конечно. Давать о себе знать. И еще очень важно: когда говорят, что любой пиар — это пиар, я с этим не согласен. Плохой пиар — это все-таки плохой пиар. И ничего, кроме негатива, он спортсмену не дает. В спорте надо всегда быть хорошим и совершать умные, грамотные шаги. «Продолжение истории Липницкой и Спилберга могло бы быть намного лучше» — Думаю, во времена культуры отмены негативный пиар вообще потихоньку сходит на нет. С ним все сложнее чего-то достичь. — Репутация всегда важна. Любое слово, любой поступок для публичного человека может стать фатальным. Опять же, приведу пример — сейчас вышел документальный фильм про Джанет Джексон. Если помните, во время Супербоула Джастин Тимберлейк каким-то образом раскрыл у нее то, что нельзя раскрывать. И с того момента ее жизнь начала рушиться, а карьера — лететь в пропасть. Хотя видео с этим инцидентом смотрели, был очень мощный резонанс. Но это сослужило ей очень плохую службу — она «улетела». Можно выйти на центральную площадь любого города мира, снять штаны и показать задницу. Просмотров, поверьте, будет масса. Настолько много, что человек сразу станет известной личностью на 2-3 дня. Но что дальше? Я видел очень много случаев, когда плохой пиар становился для них большой проблемой. Может, для артистов и музыкантов это работает как-то иначе, но для спортсменов — вот так. Надо за всем очень внимательно следить. — Наверное, правильный пример хорошего пиара в фигурке за последнее время — Алина Загитова. Ей выстраивали фильтрованный такой образ хорошей девочки, без особых изъянов. Получается, так и надо? — На мой взгляд, и Алина, и Женя Медведева в маркетинговом плане двигаются в правильном направлении. Как пойдет дальше и как они будут справляться — покажет будущее. Но сейчас у них все очень ровно, минусов сильных нет. — Выходит, свою Олимпиаду и Алина, и Женя смогли грамотно монетизировать. — Всегда можно делать лучше, конечно. Но мне кажется, что процентов на 70 они себя реализовали. — А кто не реализовал? — Юлия Липницкая. — А как же история с письмом Стивена Спилберга? Я до сих пор не могу понять, как так — один из величайших режиссеров мира восторгается 15-летней девочкой. Вроде тут есть все для того, чтобы быть мегазвездой. А в итоге — семья, дочка, максимальный отказ от публичности… — Там какая история-то была со Спилбергом. Так как я с середины-конца 90-х занимаюсь Евгением Плющенко и Ирой Слуцкой, как их представитель я все время имел возможность общаться с самыми топовыми журналистами. Первый запрос приходил ко мне, и я таким образом выстраивал связи. Когда я был в Сочи на Олимпиаде, мне одна американская журналистка как-то между делом сказала, что у нее по соседству живет Стивен Спилберг. Я ей сказал: «Скажи ему, чтобы он обязательно посмотрел девочку на Олимпиаде — Юлю. Она катается под «Список Шиндлера», под музыку из его фильма. Ему должно это понравиться, он приколется с этой истории». В итоге он посмотрел, связался с той журналисткой и сказал, что это было невероятно. После коммуникацию уже вел я с представителем Спилберга. Ну, а дальше я передал информацию в команду Юли — и вот. Потом Стивен еще и письмо передал через меня на имя Юли — доброе такое, душевное. И все, на этом все закончилось. Но тут я просто был связным. Как уж они там решили в команде — это их дело. Но то, что из этого можно было создать очень сильную, замечательную историю — это точно. — Более сильную, чем в итоге получилась? — Ну, продолжение ее точно могло бы быть намного лучше. «Премию «За жизненные достижения» однозначно должна получить Тарасова» — По поводу Skating Awards. Вы очень хвалите Малинина, и у вас в премии есть номинация «Лучший новичок». Полагаю, Илья — основной кандидат на нее? — Однозначно. Да, это он. То, что он делает, сравнимо с явлением, которое дали миру Валиева, Трусова и Аня Щербакова. — А Валиева? Она же формально тоже новичок. Или эта номинация, скажем так, не для нее? — Нет, тоже для нее. Но если, дай бог, она выиграет, я ее вижу в номинации «Самый ценный фигурист». — Премию снова проведете онлайн, как я понимаю? — К сожалению, да. Только что разговаривал с одним очень знаменитым американо-канадским хореографом, и мы этот момент обсуждали. В ISU сказали, что это опять будет онлайн. А я ответил, что если делать это шоу в интернете третий год подряд, то это убьет всю его идею. Сидеть в «Зуме», смотреть какие-то лица, следить, кто включился, а кто не включился — худший маркетинговый ход из всех возможных. Конечно, я рад, что премию пока еще не «убили». Но при этом вчера я смотрел американский футбол — стадион битком. Хоккей — билетов на Матч звезд НХЛ уже нет. Баскетбол — все забито. В Европе «ПСЖ» играет на 100-тысячном стадионе, и все забито. Ну вот почему нельзя провести Skating Awards во Франции? А в ISU говорят: «Нет, надо осторожничать». Меня это настолько уже достало, возмущению нет предела. Изначально это было придумано, чтобы поднять маркетинг. У нас сейчас во всех Telegram-каналах в конце сезона идут опросы «У кого лучше костюм», «У кого лучше программа». До того, как появилась премия, этого в масштабном количестве не было ведь. Это создает биополе, это маркетинг. Представляете, вот получил «Самого ценного фигуриста» Юдзуру Ханю. Это же величайший фигурист из великих! Я хотел бы устроить из этого событие — чтобы все обсуждали, как он пойдет на подиум, во что он будет одет, как он встанет перед зрителями. Какие слова он произнесет. Кого в это время покажут в зале, как он будет уходить. Это же все очень важно. То же самое — с премией «Лучший тренер». Они же все готовятся к этому. Когда мы собирались проводить наше первое шоу на чемпионате мира в Монреале, некоторые люди специально платья шили под него. Кстати, изначально номинацию «Лучший костюм» должны были получать не фигуристы, а дизайнеры. Есть у нас разногласия, что сказать. А что касается онлайна — тут остается только руками развести и сказать: «Ну что я еще могу сделать?» Надеюсь, в России сделают свое Skating Award Show, свою премию. Вот и всё. И его сделают правильно и грамотно. И покажут мировому сообществу, как надо организовывать подобные вещи. — А что насчет номинации «За жизненные достижения»? Кого ждем на этот раз? — Я считаю, ее однозначно должна получить Татьяна Анатольевна Тарасова. Потому что это уникальный человек. Есть такие люди — как Ирина Винер, как Алла Пугачева. И их появление на концертных площадках, на спортивных аренах вызывает невероятное оживление. Татьяна Анатольевна — такой же человек. Она гениальна. И она настолько предана спорту, которому отдала всю жизнь с самого детства, что это достойно огромного уважения.