Зациклены на баллах: откровения студентов и педагогов к Татьяниному дню
Ростовская область, 24 января 2022. DON24.RU. Накануне 25 января журналист газеты «Молот» расспросила педагогов ростовских высших учебных заведений и тех, кто сейчас грызет гранит науки, об их студенческой жизни. Напомним, Татьянин день берет свое начало от имени раннехристианской мученицы Татьяны Римской, день памяти которой приходится на 25 января. Как раз этой датой в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении Московского университета. Поначалу 25-й день января воспринимался как день рождения учебного заведения, но со временем стал праздником всего российского студенчества. В 2005 году он стал официальным. Алексей Гриценко, преподаватель: «Мои студенческие годы пришлись на «эпоху смены эпох»: поступил я в 1988 году на журфак Ростовского госуниверситета еще в СССР, а закончил обучение в 1993 году уже в совершенно другом государстве – в России. Между тогдашними и нынешними студентами существует как минимум три серьезных отличия. Первое: современный студент преимущественно воспринимает диплом об образовании как одну из многочисленных и не совсем обязательных «корочек». Ведь в наши дни, чтобы быть конкурентоспособным специалистом в любой профессии, необходимо постоянно учиться и переучиваться, повышать свою квалификацию, иначе безнадежно устареешь и никому не будешь нужен. В наши студенческие годы диплом о высшем образовании рассматривался как полноценная путевка в жизнь, он открывал совершенно иные возможности для развития человека в профессии. Соответственно, подход к учебе был гораздо более ответственным, а угроза отчисления из вуза многими воспринималась как жизненная трагедия. Второе отличие: мы жили в рамках единой государственной идеологии, поэтому проходили множество дисциплин, прежде всего, с идеологическим наполнением. Например, сдать литературоведение, историю отечественной или зарубежной литературы, политэкономию, экономические дисциплины, историю, психологию без знаний того, как оценивали те или иные базовые постулаты Маркс, Энгельс и Ленин, было практически невозможно. Сегодня все дисциплины гораздо более приближены к потребностям рынка труда для будущих выпускников. Третье отличие: перед первым курсом, как и на летних каникулах между курсами, мы, вне зависимости от специальности, обязательно ездили в колхоз – собирать разнообразные овощи и фрукты, либо в стройотряд. Сегодня, насколько я знаю, этого нет. А во всем остальном, наверное, мы были точно такими же, как сегодняшние студенты. Больше любили отдыхать, чем учиться, занимались творческой самодеятельностью, получали первый опыт семейной жизни, искали и находили первую работу – делали все необходимые для самостоятельной взрослой жизни шаги. Думаю, что такими же были студенты несколько веков назад и такими же они останутся через многие-многие столетия». Лилия Коваленко, студентка: «Я отучилась только один семестр, и некоторых преподавателей нашего корпуса еще не успела увидеть. В моем сердце навсегда останется преподаватель по экономике и его прекрасные семинары, а также заведующая нашей кафедры, которая продолжает вести у меня предметы. А студенческие приметы для меня актуальны: например, я на все экзамены захожу в аудиторию с левой ноги». Юлия Маркина, преподаватель: «Студенты сейчас разные. Есть очень ответственные, креативные, исполнительные, вдохновляющие. Со временем чувствуются изменения в лучшую сторону: молодежь хочет получать больше нужных знаний, полезных навыков, практических умений. Но вот что расстраивает, так это их зацикленность на баллах. Я учу студентов размышлять, анализировать, аргументированно высказывать свою позицию, обращать внимание на достоверные источники, тем более в наш информационный век. Я всегда говорю своим студентам, что моя задача – вложить в них знания, а не баллы». Дарья Зубкова, преподаватель: «Больше всего во время учебы мне запомнились студенческие мероприятия и выезды за город. Мы часто выбирались на конференции и сборы студенческих отрядов в Архыз и Сочи, что подарило мне тонны незабываемых эмоций. Были очень интересны пары по Уголовному процессу и семинары по трудовому праву. Я старалась учиться на «отлично», поэтому к каждому занятию готовилась как можно тщательнее. Ответы на билеты начинала учить за несколько недель до экзамена. Но также были две приметы, которые я соблюдаю еще со школы: во-первых, всегда на ночь прятала конспекты под подушку, чтобы лучше запомнить материал. А во-вторых, я всегда клала пятирублевую монету в ботинок под пятку. Мне сказали, что это «заряжает» на отличную оценку».