В нижегородских школах учат разрешать конфликты
Школа – это своеобразная модель социума, где конфликтов избежать невозможно. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, пытаются завоевать авторитет у сверстников. Ссоры, недопонимания, обиды, драки неизбежно возникают в детском коллективе. Вмешательство взрослых часто не помогает, а все портит. В этих ситуациях необходимо умение разрешать конфликты. Но этим важным и полезным навыком обладают немногие. К сожалению, этому в школе не учат, вздохнет читатель, вспомнивший свои школьные годы… А вот и нет! Теперь и этому учат. Учеников и учителей обучают медиации. Сохраняя нейтралитет Медиация – это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы конфликтующие стороны разрешили свой спор максимально выгодно для них. Нейтральное лицо и есть медиатор (от лат. mediatio – посредничество). Быть медиатором непросто. Он должен быть дружелюбным, открытым, склонным к выражению эмпатии, сочувствия, а главное, уметь сохранять нейтралитет, то есть не занимать в конфликте чью-либо сторону. Именно такой портрет специалиста в области конфликтов мне нарисовали ребята, занимающиеся в медиативном кружке школы № 151 Нижнего Новгорода. Сюда приходят учащиеся из разных параллелей – и из седьмых, восьмых, девятых классов. – В кружке нас учат абстрагироваться, посмотреть на происходящее со стороны. Когда в моей жизни происходит какая-то ситуация, то я стараюсь сама себе дать совет со стороны. И это помогает, меняет отношения с родителями, друзьями. Конечно, еще не все получается, но мы же только учимся разрешать конфликты, – рассказывает девятиклассница Даша Полежаева. – Приемы медиации уже помогли мне помирить друзей, я объяснил им, что повод для ссоры был очень глупый, что не стоит из-за подобного разрушать дружбу, – рассказал восьмиклассник Олег Воронин. Вооружить знаниями Выстроить работу школьного медиативного кружка удалось не сразу. – Несколько учителей нашей школы №151, и я в том числе, прошли обучение медиации. Затем я стала пробовать внедрять полученные знания в жизнь, рассказывала об этом в классе, где была классным руководителем. И столкнулась с тем, что у детей не получается применять методы разрешения конфликтов на практике. На несколько лет обучение медиации в школе было приостановлено, но я много думала над тем, как это внедрить, – рассказывает социальный педагог, идейный вдохновитель медиативного кружка Марина Сумина. Среди первых пятиклашек, которые узнали от Марины Анатольевны о медиации, была София Меркурьева. Ей эта идея оказалась очень близка. Повзрослевшая школьница вместе с мамой в сотрудничестве с Мариной Суминой придумали проект «Правовая медиация». И недавно, как уже рассказывали «НН», он стал победителем – лауреатом премии #МыВместе. Проект был признан лучшим в номинации «Страна возможностей» трека «Волонтеры и НКО» в возрастной категории от 14 до 17 лет, а на его реализацию был выделен денежный грант. Пришло осознание того, что нужно активно рассказывать о медиации ребятам в разных классах, проводить интерактивные игры. Кроме этого, стало понятно, что детей нужно «вооружить» знаниями о своих правах и обязанностях, научить их держаться на публике, умению завоевывать авторитет у одноклассников, уверенности (медиатор не должен стесняться, бояться) и, конечно же, рассказать им о методах разрешения конфликтов. Все эти идеи и вошли в проект. Суть школьной медиации – выслушать обе стороны и убедить ребят в том, что помириться в их интересах – ведь они учатся в одном классе, хочешь не хочешь, каждый день придется видеть друг друга. Важно объяснить, что в школу ребята приходят учиться, а переживания по поводу неразрешенного конфликта могут мешать учебе. Медиатор помогает встать на сторону оппонента, понять его мотивы – почему человек так поступил, что им двигало – обида, зависть, ревность… Десятиклассница София Меркурьева уже применяет методы медиации на практике, являясь вместе с педагогами школы ведущей медиативного кружка. Школьницу привлекают к разрешению жизненных ситуаций. Договор дороже денег? – В одном классе ученица (назовем ее Лена) выложила в соцсеть фотографию одноклассницы (назовем ее Таня), и подписала «Мои друзья сломали мне телефон». Таня об этом случайно узнала, ей, естественно, не понравился такой пост в соцсети, ведь получалось, что телефон сломала именно она, а ничего подобного на самом деле не было. Девочка стала просить убрать ее фотографию, и объяснить, почему одноклассница ее использовала. Но та ничего объяснять не захотела. Тогда классный руководитель рассказала о конфликте Марине Анатольевне, и та попросила меня вмешаться. Я поговорила с девочками, добилась того, что они заключили «мировое» соглашение и некорректный пост с фотографией был удален, – делится успешно разрешенной ситуацией София Меркурьева. Приобретаемый ею опыт очень полезен, ведь в будущем она планирует связать свою жизнь с юриспруденцией. К слову, медиацией заинтересовалась и младшая сестра Софии семиклассница Настя, которая тоже стала активным участником кружка. Как же обстоят дела в школах, где еще нет медиаторов? – Я как соцпедагог имею право вмешиваться в конфликты. Например, могла бы побеседовать с девочкой, которая выложила в интернет фотографию, пригласить ее родителей. Но в этом случае конфликт вышел бы совершенно на иной уровень по своему накалу. Главная задача – выстроить так работу медиативного кружка в нашей школе, чтобы конфликтных ситуаций и детей с девиантным, агрессивным поведением стало меньше. Я слежу за тем, как медиация развивается в других школах, как Нижегородской области, так и в соседних регионах. Разрешать конфликты всегда очень сложно, иногда разбираешься в какой-то ситуации и одного неосторожного слова бывает достаточно, чтобы человек закрылся, отказался от помощи, — говорит Марина Сумина. Вообще акт медиации нужно оформлять в виде письменного соглашения. Но эта бюрократия пугает детей. Они недоумевают, зачем это нужно делать? Считают, что теперь не смогут больше друг с другом поссориться? А если поссорятся, то будут наказаны. Скорее всего, письменное соглашение о примирении не подходит для школьной медиации, суть которой урегулировать конфликт как можно быстрее, желательно без вовлечения взрослых. Александра Махлина Ранее сайт Pravda-nn.ru сообщал, что почти 7,5 тысяч юных нижегородцев прошли обучение в «Кванториумах» в 2021 году.