Совфед отклонил закон о школьных онлайн-платформах из-за "чехарды" и "технической ошибки"
"Взяли и вычеркнули два слова" Госдума 9 декабря в третьем и окончательном чтении приняла законопроект об использовании в школах только верифицированных государством онлайн-ресурсов и электронных учебников. Однако, как пояснила ранее Матвиенко, когда законопроект проходил второе чтение в Думе, его текст по ошибке изменили. "Идет закон. Приняли в первом чтении, во втором. Во втором чтении взяли и вычеркнули два слова, что концептуально поменяло закон. Сейчас все говорят, что она [ошибка] техническая, можно по-разному назвать, но она меняет суть закона, который внесен", - указала спикер 10 декабря на ежегодном совещании со статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти. Матвиенко пояснила, что в таком виде Совет Федерации не может принять законопроект. Его вернут Думе для исправления, после чего сенаторы снова обсудят документ. Профильный комитет Совфеда в своем заключении указал, что техническая ошибка в тексте закона создает "внутреннее противоречие", из-за нее документ можно неправильно трактовать. Как пояснила ТАСС глава комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, которая является одним из авторов законопроекта, из-за прокравшейся в документ ошибки возникла "чехарда". "Когда все это перепечатывалось, допечатывалось, получилась техническая ошибка - в двух местах слово "исключительно" убрали и получилось двойное трактование. Теперь кто-то считает, что нужно вообще запретить дистанционные технологии. Или наоборот - только с их использованием. Получилась чехарда, которая противоречит изначальному замыслу", - указала сенатор. "Под столом начинается мышиная возня" По мнению спикера, в том, что Совфед получил законопроект с ошибками, виноват статс-секретарь - замминистра просвещения РФ Андрей Корнеев. Матвиенко пояснила, что при внесении поправок Корнеев должен был их проработать с Советом Федерации. "В том числе в этом смысл работы статс-секретарей", - напомнила спикер. Матвиенко добавила, что подобные ошибки не красят Минпросвещения. "Мы не можем согласиться с тем, что сделало Минпросвещения. Так не делается. Это знаете, когда под столом начинается мышиная возня, она все равно вылезает рано или поздно, это не к лицу министерству таким стилем пользоваться", - упрекнула она. В среду на пленарном заседании Матвиенко сообщила, что министр просвещения был в курсе произошедшего. Но, вместо того, чтобы постараться быстрее исправить ситуацию, он якобы попытался "протолкнуть" закон через Совет Федерации в исходном виде. "Я не могу удержаться, чтобы не сказать о том, что очень странную позицию занял министр просвещения. Понимая, что допущена ошибка вместо того чтобы занять конструктивную позицию, вместе поработать и исправить, он включил все свои рычаги — ну, правда, рычаги слабые, — чтобы надавить на Совет Федерации, чтобы мы приняли закон с ошибкой. Усилия, которые предпринимал министр, — ну мне просто стыдно за его действия", - отметила Матвиено. По ее мнению, "это вообще ненормальный стиль для руководителя такого уровня". "Я проинформирую правительство о том, что так действовать недопустимо", - пообещала спикер. Матвиенко подчеркнула, что никакие "силы" не могут заставить Совет Федерации пойти против закона. Суть отклоненного законопроекта Изначально в законопроекте, который стал камнем преткновения между Совфедом и Минпросвещения, вообще не шла речь о том, чтобы запретить школам и колледжам использовать любые дистанционные платформы на их усмотрение. В первой версии закон только наделял региональные власти возможностью за счет государства помогать ученикам 10-11 классов получить профессию в колледже. Однако ко второму чтению в законопроект внесли несколько поправок (тогда же в документ и вкрались "технические ошибки"). Поправки были подготовлены для исполнения поручения президента, их внесли депутаты от "Единой России", включая председателя комитета Думы по информационным технологиям Александра Хинштейна, и один депутат от фракции "Справедливая Россия - За правду" Яна Лантранова. Согласно этим поправкам, российские школы и колледжи (речь идет о начальном, основном, среднем и среднем профессиональном образовании) во время дистанционного обучения должны использовать только онлайн-платформы, одобренные Минпросвещения. Это значит, что учителей, например, могут заставить отказаться от проведения лекций через Zoom или Skype. На данный момент единственный сервис видеоконференций, который одобрило Минпросвещения – это "Сферум", совместная разработка "Ростелекома" и социальной сети "ВКонтакте". Сейчас рейтинг "Сферума" в Appstore составляет всего 1,5 баллов из пяти, приложение собрало большое количество негативных отзывов. В поправках также появилось требование, что при обучении по программам начального, основного общего и среднего общего образования ученики могут использовать только те электронные образовательные ресурсы, в том числе электронные учебники, которые одобрило Минпросвещения. Специалисты министерства будут проводить экспертизу материалов этих учебников. По словам Хинштейна, это "нормальная практика", ведь если говорить о печатных учебниках, то в образовательных учреждениях также могут использоваться только сертифицированные государством издания.