«Бешеный хворост» в «Школе современной пьесы»: два состава – два совершенно разных спектакля
Говорят, правда глаза колет. В «Школе современной пьесы» Иосиф Райхельгауз поставил спектакль «Бешеный хворост» по пьесе Олега Маслова. И сразу надо сказать, что это настоящая пощечина современному обществу, где остро звучат проблемы выбора, преданности, целеустремленности, разницы поколений, статуса и собственных интересов. А еще ненормативная лексика. Но, кстати, это совсем не режет слух, а лишь подчеркивает реалистичность всего происходящего. Современное искусство и литература нередко этим злоупотребляют, но бывают случаи, когда без этого и правда не обойтись, иначе будет уже что-то не то, как-то не так – тут же уже «Не верю!» не скажешь.
В небольшом «Зимнем зале» действие происходит не на сцене, а прямо в зрительном зале. Первые ряды занимают сами артисты и постепенно включаются в действие. Из декораций – лишь окно, где транслируется запись города с видеокамеры. Там периодически проезжают машины, а ночь постепенно сменяет день.
Зрителей ждут полтора часа напряженного психологического детектива. Но почему же тогда смех в зале не умолкает? Над чем и над кем смеются? Сами над собой, над собственной жизнью и собственными слабостями. Именно от этого и финал производит эффект ядерного взрыва – слишком уж неожиданный ход принимает вся эта история.
А сюжет простой: провинциальный городок, престижный лицей, учителя вызывают «на ковер» одного из своих подопечных, чтобы выяснить, кто вместе с ним был на митинге. И сделать они это готовы любой ценой! Конечно, у каждого свои мотивы, но ради цели они готовы не только на мягкие уговоры и жесткую силу, но и на абсолютно любые поступки, даже аморальные.
Стоит отметить, что в постановке задействованы два актерских состава. И это два совершенно разных спектакля. Безусловно, не по форме, а именно по настроению. Разные образы и характеры учителей, которые создают артистки, наполняют все происходящее разными дополнительными смыслами. Это как «Эскимо» – вкус знакомый, но у каждого производителя свои оттенки.
Зинаида Извекова – директор лицея, метит в правительство. В исполнении Татьяны Васильевой это жесткая, целеустремленная женщина, которая привыкла держать все в своих руках, у нее все под контролем, она не любит церемониться и сюсюкать, но в то же время знает границы дозволенного. А вот героиня Татьяны Веденеевой – более мягкая, спокойная. И если первая – как натянутая струна, то вторая напротив, как уж на сковородке – привыкла по жизни изворачиваться, она точно понимает, куда, как и к кому, с какой стороны подойти. Вроде как понимает… И, кстати, именно эти героини задают тон всему спектаклю и влияют на обстановку в целом. И с Васильевой все происходящее больше похоже на допрос перед трибуналом, а вот с Веденеевой – на бутерброд, густо смазанный сливочным маслом. Но вы же знаете, что бутерброд всегда падает маслом вниз?..
Даже персонаж Джульетты Геринг меняется в зависимости от того, кто играет директора лицея. То она совсем безумная истеричка, постоянно готовая распустить кулаки, то более сдержанная и даже временами мягкая… Но такая несчастная. Сколько всего ей предстоит узнать за один только вечер. «Ведь хотела же лечь пораньше. И чего не легла?» Суровая правда обрушивается на нее, пожалуй, больше, чем на всех остальных. И что теперь ей делать с этой правдой, которую так трудно отличить от лжи?
Валерия Ланская и Татьяна Циренина тоже очень разные в роли заместителя директора. Одна кажется более романтичной, другая – более прагматичной, но в итоге обе не выдерживают и уходят из школы. И на это есть весьма серьезные причины. И как их судьба сложится дальше, остается только догадываться, но очевидно одно – это персонаж, который пренебрег педагогической этикой и моральными принципами, а в итоге стал жертвой и заложником обстоятельств, отдав свою честь и потеряв достоинство.
Учеников школы играют Рузиль Минекаев и Александр Сеппиус. Молодые ребята представляют современное молодое поколение, которое так привыкли ругать многие, сетуя на их бесцельное существование, постоянное увлечение компьютерами и оппозиционный настрой. А между тем именно герой Рузиля – Андрей Филиппов – оказывается не только целеустремленным подростком, но и человеком, который не готов предать друга ни ради денег, ни ради престижа, ни даже ради собственных желаний. И именно он оказывается самым честным и становится не жертвой педагогической системы, а палачом для своих учителей. «Хватит врать уже, – говорит он. – Врете и сами же в это верите».
А причем тут бешеный хворост? Так неофициально называют азалию, которую зам приносит директрисе. А еще это же растение именуют в народе горьким чаем. И Зинаида Петровна в исполнении Татьяны Васильевой с укором говорит ей: «Оружие массового поражения принесла?» А из уст Татьяны Веденеевой отчетливее слышится фраза: «Когда нервничаю, жру цветы». А чего удивляться? 30 лет в школе…
Удивляться в этой постановке можно много чему. Но отнюдь не масштабным декорациям или завораживающей музыке, а людям – простым, откровенным, которых мы привыкли видеть совсем иными. Будто их вскрыли и вытащили наружу все то, что они годами усиленно прятали. Они казались такими сильными и всемогущими, а оказались такими слабыми и одинокими. Как кактусы, которые, кстати, стоят на подоконнике и которые тоже умудряется откусывать директриса. Колючие снаружи и рыхлые внутри, они испытывают огромный страх перед системой. Обретут ли эти женщины внутреннюю свободу? Смогут ли в конечном счете найти себя? И что ждет Андрея, от одного слова которого зависит судьба его педагогов, да и его самого?..
Честный и неожиданный финал, шокирующий поворот событий и глубокий смысл – «Бешеный хворост» не просто удивляет, а буквально разрывает сознание, заставляя думать о собственных ценностях в жизни.