Чему российский EdTech может поучиться у зарубежных проектов

EdTech развивается довольно динамично и, что характерно для молодых рынков, неоднородно. Помимо глобальных трендов, в некоторых странах есть свои яркие особенности, которые можно взять на вооружение — или, наоборот, вынести из ошибок ценные уроки. Рассуждаем о том, чему российский EdTech может поучиться у зарубежных проектов на трёх лидирующих рынках — США, Китай и Индия, а какие тенденции в РФ, напротив, развиты лучше. Парад искусственного интеллекта ИИ-алгоритмы выполняют две важные функции в образовании: автоматизируют базовые задачи (например, проверку домашней работы или запись под диктовку) и позволяют выстраивать персонализированные траектории обучения. США — лидер рынка образовательных технологий, основанных на искусственном интеллекте. Североамериканские компании в прошлом году суммарно привлекли 83% глобальных инвестиций в этом сегменте. Это почти $8,5 млрд, или четвертая часть всех вложений в мировой EdTech. Иными словами, на глобальном уровне инвесторы и армия их аналитиков верят в позитивные эффекты ИИ как для качества обучения, так и экономики самих проектов. В США несколько сотен EdTech-проектов работают на основе ИИ. Например, Knewton анализирует знания студентов в точных предметах, таких как математика и физика, выявляет пробелы и предлагает закрыть их с помощью персонализированного трека. Это один из самых распространенных сценариев использования ИИ в целом по миру. Так работает, в частности, сервис для подготовки школьников по математике Happy Numbers: ИИ создает живой диалог с пользователем с помощью анимированного персонажа Dino, оценивает прогресс ученика и адаптирует программу под его индивидуальные особенности. Другой пример использования ИИ в образовании — виртуальный собеседник Cognii, который может оценить открытые ответы и глубину критического мышления человека. Американский сервис Nuance умеет распознавать речь лектора и превращать ее в текст, что особенно важно для людей с физическими ограничениями. В российском EdTech технологии ИИ также набирают популярность. Их использует, например, DuoLingo в обучении иностранным языкам. Стартап Dailo разработал корпоративный диалоговый симулятор — виртуальный помощник развивает у собеседника коммуникативные навыки (для продаж, публичных выступлений и т.д. ). Решение применяют многие российские корпорации. Что касается детского обучения, то, например, алгоритмы платформы «Учи.ру» оценивают соотношение количества ошибок и правильных ответов, потраченное на решение время и, исходя из этого, рекомендуют школьнику персонализированную подборку заданий. Обучение компетенциям XXI века с раннего возраста По мере того как меняется экономика, во многих профессиях происходит ревизия актуального набора знаний и навыков. Все большее значение приобретают базовые ИТ-компетенции и общая цифровая грамотность, а также так называемая гибридная экспертиза (сочетание soft и hard skills). Позиция экспертов Всемирного экономического форума заключается в том, что сближение образования с нуждами экономики будущего должно начинаться не с вузов, а со школьной скамьи. С этой целью международная организация запустила программу «Образование 4.0», важная часть которой — разработка глобального EdTech-проекта, который объединил бы учебные заведения по всему миру, чтобы они делились своими методиками и наработками. Обучение компетенциям XXI века — задача, с которой сейчас пытаются справиться системы образования и на Западе, и в Азии. В Китае еще в 2019 году в школах появились уроки по искусственному интеллекту, была разработана методическая база и полноценные учебники — целая серия из 10 томов. В Россию тренд пришел спустя несколько лет. В этом году в 500 школах начали преподавать основы ИИ в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект». Пока учебно-методический комплекс проходит апробацию, дети занимаются в факультативном режиме. Программа включает в себя знакомство с машинным обучением, Big Data, языком программирования Python и т.д. К слову, платформа «Учи.ру» еще несколько лет назад запустила специально адаптированный под учеников младших классов курс Python — самого популярного языка, согласно рейтингу PYPL, который также является ключевым для Data Science. В рамках программы дети сначала учатся создавать простые дискретные алгоритмы, но со временем сложность поэтапно нарастает. Среди других актуальных компетенций — курс для школьников по развитию soft skills. К современным компетенциям относится и финансовая грамотность, изучение которой до недавнего времени оставалось прерогативой взрослых. Однако исследование CNBC показало: закрепление этой группы навыков в раннем возрасте определяет то, насколько успешно человек управляет личными деньгами в дальнейшем. В США интеграцией финансовой грамотности в школьную программу занимается специальная организация Council for Economic Education. Она запустила несколько онлайн-ресурсов (с образовательными курсами, методическими материалами для учителей), аудитория которых превышает миллион человек. В российском EdTech тренд получил даже большее развитие: соответствующие программы для детей предлагают платформы «Учи.ру», Boss Kids, «Умназия» и другие. А в школьной программе такие занятия могут появиться уже в 2022 году. Научный подход к вовлеченности Индия — один из мировых лидеров на рынке образовательных технологий. Страна произвела на свет четырех единорогов, включая ByJu's — самый дорогой EdTech-проект c капитализацией в $18 млрд и одну из ста самых влиятельных компаний мира по версии Time. По словам основателя, главным компонентом успеха стало использование форматов, напрямую связанных с повышением вовлеченности. К таковым ByJu's относит видео, викторины и тесты, а также геймификацию. Взаимодействие с пользователями на платформе выстраивается по формату movie-like: школьники получают большую часть информации с помощью роликов, которые последовательно выстраиваются в «сюжетную линию», а между блоками закрепляют ее практическими заданиями в игровой форме. Работа над вовлеченностью — один из важных факторов для преодоления барьеров в онлайн-обучении. Поэтому сегодня в поисках еще более эффективных решений игрок, который начинал десять лет назад с офлайн-курсов для школьников, запускает международную лабораторию образовательных инноваций в США, Англии и Индии. Исследовать механизмы вовлеченности компания собирается с помощью глубокого анализа данных о поведении своей многомиллионной аудитории. В России тоже есть научные инициативы по изучению новых технологий, с помощью которых можно повысить вовлеченность детей при онлайн- и дистанционном обучении. В этом году НИУ ВШЭ и «Учи.ру» запустили совместный исследовательский проект по пяти направлениям: адаптивные технологии на основе машинного обучения, геймификация в образовательном процессе, измерение прогресса учеников в онлайне, взаимодействие детей в цифровой среде, эффективность и факторы успешности онлайн-платформ. Исследованием занимаются аспиранты НИУ ВШЭ. Материалом служат анонимизированные данные об обучении на платформе. В целом среди заметных трендов российского EdTech можно назвать усиление научной экспертизы и сотрудничества с университетами. Например, Skillbox в партнерстве с вузами страны запустил полноценный онлайн-бакалавриат (с получением диплома) — в мире совсем немного примеров подобных партнерских инициатив. Российский EdTech, безусловно, молод, но темпы его роста опережают мировые. Некоторые технологические тренды еще не успели получить большое развитие, например использование возможностей ИИ на всех этапах образовательного процесса. Однако большинство объективных мировых трендов ярко проявляет себя на локальном рынке: это касается и ранней профориентации, и собственных наработок в области онлайн-педагогики. Автор: Гаяне Симонян, руководитель департамента разработки олимпиад «Учи.ру» Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Чему российский EdTech может поучиться у зарубежных проектов
© Инвест-Форсайт