Человек, умевший убеждать
Но, вероятно, национальность подвела, хотя Табеев почти пять лет был первым заместителем главы российского правительства.
НОВЫЙ ГОРОД
А началось все гораздо раньше, когда в 1960 году на пост первого секретаря Татарского обкома партии его предложил легендарный Семен Игнатьев, последний глава МГБ (КГБ) при Сталине. Игнатьева после «ссылки» в Татарию забирали на ответственную работу в Москву, и вместо себя он предложил 33-летнего дерзкого, умного и активного Табеева.
Главное отличие Табеева от практически всех партийных функционеров советской эпохи заключались в том, что он был сильным экономистом. В то время советские люди и не знали, что такое пластик. Но уже через две недели после того, как Фикрят Ахмеджанович стал первым секретарем, он внес в повестку дня расширенного заседания Татсовнархоза пункт о создании Нижнекамского комбината. Однако строительство «Нижнекамскнефтехима» застопорилось: с 1963 по 1965 год его решением ЦК и Совмина закрывали четыре раза. Объясняли так: нет денег, потому что нужно вкладывать средства в более эффективные объекты.
Первый секретарь обкома был счастлив в тот день, когда они с начальником стройки на гусеничном тракторе пробились сквозь снежные заносы к месту закладки первой кирпичной девятиэтажки, и там собственноручно водрузили плакат: «Здесь будет город заложен!»
АВТОГИГАНТ: ПЕРВЫЕ ШАГИ
Первый грузовик сошел с конвейера КАМАЗа 16 февраля 1976 года. Но строительство автозавода - это отдельная драматическая и даже трагическая история…
Споры на эту тему велись несколько лет. Надо думать, один из решающих моментов этой дискуссии произошел в вагоне поезда - высшее руководство СССР направлялось в Минск на 50-летие Белорусской ССР. Брежнев предложил сыграть в домино - чтобы время в дороге занять. В четверке игроков оказался Табеев, он улучил момент и как бы между прочим заметил: «Леонид Ильич, вы хотите недалеко от границы с Китаем создать крупный автомобилестроительный цикл. А если они его захватят?» Брежнев промолчал.
Алексей Косыгин уже подписал постановление - КамАЗ собирались строить в Красноярском крае. Табеев отстоял интересы республики. Политбюро пересмотрело - случай редчайший! - свое решение. Уже в ноябре 1969 года на строительство автогиганта прибыли первые партии рабочих.
А потом на пшеничном поле неподалеку от Набережных Челнов был торжественно заложен символический камень в основание будущего предприятия. Конечно, секретарь обкома сделал так, что фотографии с этого мероприятия как бы невзначай попали в Политбюро.
И вскоре от Леонида Ильича звонок: «Явитесь на заседание Политбюро». Так и было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах.
Однако Табееву были нужны не только заводы и город, которые строились не по дням, а по часам. Он активно занимался и социалкой, и школами, и пригородной зоной... Андрей Кириленко, секретарь ЦК, курировавший промышленность, говорил: «Фикрят, ты кончай с этой мелочевкой: нам КамАЗ нужен, а не сельское хозяйство!» Табеев возражал - необходима инфраструктура, молодежи негде учиться, лечиться, отдыхать...
ПОСОЛ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Вот что вспоминал о Табееве бывший первый секретарь ЦК ВЛКСМ Борис Пастухов: «Он был одним из самых молодых и талантливых экономистов страны, получил великолепное образование в Казанском университете, а потом - в аспирантуре МГУ. Не кричал на каждом углу, что будущее принадлежит молодежи, а делал все, чтобы молодежь сама конструировала это будущее.
Когда Табеев был первым секретарем обкома партии, я был секретарем, а потом - первым секретарем ЦК ВЛКСМ. В самое тяжелое время, когда начались события в Афганистане, он был назначен послом СССР в этой стране. И на кабульском аэродроме встречал первые самолеты с нашими военными, которым было суждено потом штурмовать дворец Амина.
Табеев проработал в Афганистане почти семь лет. Встречался не только с быстро меняющимися лидерами страны, но и командирами противостоящих сторон. Он не раз поднимал вопрос о выводе советских войск из Афганистана. Выезжая из ворот посольства в Кабуле, не знал, вернется ли живым. Заранее составил завещание, потому что знал о планах террористов взять его в плен.
Однажды встретил его на учредительном съезде союза демократической молодежи Афганистана. Стою за занавеской, которая отделяет нас от общего зала, и слышу его зычный голос, как он резко кому-то что-то объясняет. Открываю занавеску и вижу перед собой всех руководителей Афганистана, которых по-дружески наставляет наш посол…
Когда он вернулся из Афганистана, был назначен первым заместителем руководителя правительства России и отвечал за самые ключевые проблемы.
ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА
А вот что рассказывал о Табееве человек, знавший его с детства, ныне бизнесмен и общественный деятель, руководитель Штаба татар Москвы Рустэм Ямалиев: «Мой отец возглавлял один из передовых колхозов в Мензелинском районе. Тогда была такая мода - председателя передового колхоза отправляли руководить отстающим. С моим отцом такое случалось четыре раза.
С Табеевым, который часто приезжал к нам, я познакомился в 1969 году, когда мне было 7 лет. Мы ездили на пасеку, он душой отдыхал на рыбалке, и я насаживал червячка ему на крючок. Он очень был азартный, и ему надо было отвлечься от трудностей и проблем. Спрашивал, кем я хочу стать…
Что можно вспомнить о том времени? Табеев был очень скромным в быту. Национальный вопрос тогда вообще не существовал. И в руководстве Татарии не было случайных людей. Табеев никогда никого не выгонял в шею - мог отодвинуть человека на несколько лет, а потом опять назначал на высокую должность. И всегда был готов идти на риск - с удовольствием привлекал молодых к самой серьезной работе. У него был магнетизм. Ни о каком кумовстве и речи быть не могло. Это был великий оратор, говорил, как по мановению волшебной палочки. Кроме того, очень не любил интриганов и жалобщиков, анонимщиков. После него республику возглавляли Рашид Мусин и Гумер Усмананов. У них было мышление председателей колхоза. А вот Шаймиев - совсем другое дело. Его тоже выдвигал Табеев, он был его учеником.
В 1990-е годы он возглавлял Фонд Федерального имущества. В Москве Табеев создал Клуб деловых людей 16, который стал штабом татар. Элитнейший клуб! Именно там познакомились Юрий Михайлович Лужков и Минтимер Шарипович Шаймиев, с ДЛ 16 все пошло. Сейчас клуб возглавляет генерал-майор Акчурин. Я считаю, что Тайбеев - до конца не понятая и не реализовавшая себя личность…
Тайбеев умер, когда ему шел 88-й год. Минниханов и руководство Татарстана многое сделали для увековечения его памяти. Сегодня мы возим молодежь, студентов на могилу, рассказываем о нем. Он никому ничего не был должен, всегда думал о стране. Табеев действительно был одним из великих представителей татарского народа».
Андрей Князев
Фото: РИА Новости/М. Кулешов