«Университет - это копилка опыта»
Кандидат исторических наук Татьяна Ткачева мечтает создать музей истории высшего образования
Сразу несколько информационных поводов послужили причиной нашей беседы с Татьяной Владимировной Ткачевой, доцентом кафедры истории, философии и права Юридического института Югорского госуниверситета. Во-первых, это 20-летний юбилей главного вуза региона. Во-вторых, продолжающийся на территории России Год науки и технологий. А в-третьих, благодарность за эффективную и добросовестную работу, которая недавно была объявлена нашей героине Губернатором Югры Натальей Комаровой.
– Первым делом бросается в глаза обилие разнообразных книг в вашем кабинете. Что является тому причиной – необходимость или склонность к собирательству?
– Это лишь малая толика того, что я накопила здесь, в ЮГУ. К сожалению, многие люди освобождаются от книг, а я забираю. Убеждена, что это временное явление, и в будущем они снова будут востребованы. Студенты тоже начинают интересоваться книгами, когда берут их в руки и ощущают этот ни с чем не сравнимый аромат времени.
– А когда вы его почувствовали и осознали свое предназначение?
– Родилась я в Кемерово, папа был электриком, а мама – сотрудником пожарной охраны. Они всегда поддерживали мое стремление к знаниям, за что я им очень благодарна. У нас в школе была замечательная учительница истории, и мне очень хотелось быть похожей на нее. Увлеклась предметом, занимала призовые места во всех городских и областных олимпиадах по истории. Поэтому само собой получилось, что закончила истфак Томского госуниверситета.
Пять лет преподавала в Кузбасском политехническом институте на кафедре научного коммунизма, в 1990 году поступила в аспирантуру, тогда же познакомилась с мужем. Борис Павлович – гидролог, доктор географических наук. Кстати, наш сын Павел закончил бакалавриат и магистратуру ЮГУ, сейчас работает в ЮНИИИТе.
– А что сподвигло вас к переезду в наши края?
– Вспомните девяностые годы: невыплата зарплаты, безработица, разруха. Стали мы думать, как выживать, и тут мужу предложили место в Ишимском пединституте. Переехали, полтора года жили в студенческом общежитии. Я преподавала в профессиональном лицее, потом перешла в филиал Тюменского госуниверситета.
А в 2003 году Бориса Павловича пригласили в Ханты-Мансийск, где юный Югорский университет набирал кадры. И я, как жена декабриста, тоже отправилась на север, пришла в ЮГУ. В 2006-м защитила кандидатскую диссертацию.
– Помню объявления 20-летней давности: «Требуются специалисты (кроме выпускников ЮГУ)». На мой взгляд, с тех пор имидж вуза неизмеримо вырос…
– Напомню, с чего все начиналось: тогда в университет объединились существовавшие в городе филиалы других вузов, мы не имели возможности выбора, к нам перешли студенты с невысокой мотивацией. Поэтому поначалу ЮГУ и не воспринимался как конкурентоспособное образовательное учреждение. Понадобилось несколько лет, чтобы руководству вуза удалось изменить ситуацию.
Объективная оценка деятельности свидетельствует о том, что теперь наши выпускники востребованы на рынке труда, а желающих поступать очень много. Наш вуз выдержал испытание временем и занял достойное место в федеральных рейтингах. Сейчас уже невозможно представить себе Ханты-Мансийск без университета, когда студенты разъезжаются на каникулы, то жизнь здесь замирает. Судьбы многих горожан прямо или косвенно связаны с ЮГУ, у каждого тут учатся или работают дети-внуки-друзья-супруги.
Об уровне профессионализма сами за себя говорят результаты работы: преподаватели выигрывают гранты, проводят научные мероприятия и конференции, активно развивают международное научное партнерство, пишут научные труды, статьи, монографии, что является основой повышения качества преподавания.
– Как бы вы оценили уровень подготовки современных абитуриентов?
– Его сейчас определяет ЕГЭ. Молодым людям не хватает практики вербального общения. Они могут хорошо сделать тестовое, письменное задание, а вот для выполнения устного не хватает подготовки. Мы заполняем эти пробелы, учим работать в команде, в партнерстве с коллегами, помогаем совершенствовать коммуникационные навыки.
Сегодня в мире главенствуют технократические тенденции, из-за чего студенты черпают свои познания исключительно в Интернете, считают, что техника заменит опыт и знания. Но при этом часто не способны критически оценивать и осмысливать происходящее. Поэтому первое требование, которое я им озвучиваю, – никакой Википедии.
– Чем отличаются сегодняшние студенты от молодежи прежних времен?
– Ничем не отличаются! Нередко доводится слышать, мол, современные молодые люди инертные и ленивые, тогда как они точно такие же, какими были мы в их возрасте. Мы забыли об этом и брюзжим, а на самом деле они хорошие, и принимать их надо такими, какие они есть.
– Хочу узнать ваше мнение: насколько допустима субъективная точка зрения преподавателя на те или иные исторические события?
– Каждый человек, и преподаватель в том числе, имеет право на собственную точку зрения, это непреложный принцип демократии. Взгляд историка не должен быть однобоким. Если учебная программа предусматривает оценку событий, то преподаватель обязан ее озвучить, но в то же время должен представить и альтернативные версии, дать многовариантное моделирование исторического наследия.
История – это не только и не столько изучение прошлого, но и гражданское, патриотическое воспитание, развитие мировоззренческих ценностей человека. Тем более, что существуют фальсификаторы истории, которые по-прежнему совершают тайные «подкопы», надеясь уже не на кардинальное изменение оценки событий, а в каких-то аспектах конкретных действий, биографии личностей.
Историк подобен доктору, изучающему результаты анализов. Эмоции здесь не приветствуются, важно рассмотреть состояние «пациента» – того или иного исторического события.
– А есть ли у вас свой «любимый» исторический период, который вам наиболее интересен?
– Как ученого меня продолжает привлекать тема моей диссертации – американская внешняя политика XIX века. А как руководителя магистерской программы – история региона. Здесь есть несколько приоритетных направлений, в частности, история медицинского образования в округе, а также деятельность Русской православной церкви на рубеже XX-XXI веков.
– Откройте секрет: имеется ли у вас профессиональная мечта?
– Да, имеется: открыть музей истории ЮГУ или высшего образования в округе. Согласитесь, двадцать лет – это уже достаточный срок для осмысления пройденного пути, а университет не просто образовательное учреждение, а копилка опыта, который в свою очередь закладывает основы правильного воспитания следующих поколений.
– Какие еще увлечения вам присущи?
– Недавно заинтересовалась фарфором, особенно немецким, изучаю историю клейм, мануфактур. Таким вот образом расширяю свой кругозор. Отдохновением души является дача, где мы посадили различные виды кустарников и деревьев – кедр, сосну, клен, маньчжурский орех и так далее. Полная красота и демонстрация разнообразия флоры!
– Не собираетесь ли в обозримом будущем покидать северные края?
– За минувшие годы Ханты-Мансийск стал родным, а мы ощущаем себя местными жителями. Город устраивает во всех отношениях, ведь здесь высокий уровень медицины, общественного транспорта, социальной защиты. Мы здесь всерьез и надолго и расставаться с Ханты-Мансийском не планируем.
Автор - Андрей Рябов