Самая необычная школа России: учителя-англичане, стеклянные стены и собственный лес
Школа-пансион «Летово» для одаренных детей начинает прием на будущий учебный год В начале октября в России традиционно уделяется много внимание учителям и школе. Корреспонденту «Нижегородской правды» посчастливилось провести два октябрьских дня в самой необычной школе страны — школе «Летово». Здесь нет классов и классных руководителей, в кабинетах стеклянные стены и есть собственный лес. К ученикам обращаются на Вы и разрешают красить волосы в розовый цвет. Гуманитариям в 10 классе можно совсем отказаться от химии-физики-биологии-географии. Уроки ведут иностранцы и кандидаты наук. Здесь не ставят отметки за домашнюю работу и оценивают не только знания, но и компетенции. Здесь 8-бальная система оценок и на одного ребенка приходится 4 взрослых, а почти половина учителей – мужчины. Здесь контрольные называются «саммативами» и есть «математическая поддержка», а ученики могут порекомендовать руководству своего любимого учителя. Здесь дети хотят учиться и не прогуливают уроки. Здесь нет школьной формы и звонков, а на уроках можно рисовать и писать прямо на стене! Среди 600 счастливчиков, которые учатся в «Летово», 16 ребят — из Нижегородской области! От школы надежды к школе успеха Начнем с истории. «Летово» ведет свою историю с 2011 года — именно тогда у создателей родилась идея открыть в Москве школу для одаренных детей со всей России. В 2016 году в живописном и экологически чистом районе Подмосковья (теперь это Новая Москва) началось строительство кампуса по проекту голландского архитектурного бюро. Одновременно с этим начался тщательный набор и отбор педагогов. Параллельно первые будущие ученики подавали заявки и сдавали вступительные экзамены в школу. 1 сентября 2018 года школа «Летово» была открыта! В 2020 году школа вошла в топ-10 лучших школ Европы. В 2021 году в «Летово» состоялся первый выпуск. Из 98 выпускников 80 окончили школу с золотой медалью. 18 получили 100-бальные результаты на ЕГЭ. 44 «летовца» поступили в вузы США, Англии, Германии, Чехии и других стран, получив при этом гранты от фонда «Летово» и самих университетов. Это Оксфорд, Кембридж, университеты Лиги плюща и другие. Теперь в них есть студенты в бордовых толстовках «Летово». Другие выпускники заняли бюджетные места в Высшей школе экономики, МГИМО, МГУ, Университете дружбы народов, инязе, МФТИ и других вузах. Кстати, двое выбрали Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского. Так что у нас тоже есть «летовцы»! Сейчас в «Летово» обучаются почти 600 человек. «Мы были школой надежды, а теперь мы — школа успеха и высоких достижений», — объявил 1 сентября 2021 года основатель школы Вадим Мошкович. Об этом говорят не только блестящие результаты выпускников, но и 60 побед на Всероссийской олимпиаде школьников, причем, у некоторых «летовцев» — сразу по 2 победных диплома! 78 девятиклассников в прошлом учебном году получили аттестаты с отличием. Подавляющее большинство учеников завоевали призовые места в перечневых олимпиадах от вузов России, рекордсмены заработали по 10-12 дипломов! Каждый месяц «Летово» отправляет свои делегации в Образовательный центр «Сириус» в Сочи на программы по самым разным предметам. И каждый ученик стремится окончить школу с дипломом «Летово», для которого нужно проявить себя не только в учебе, но и в социальной, волонтерской, спортивной и творческой деятельности. Потому что здесь готовят гармоничные и всесторонне развитые личности, которые будут успешны и счастливы в жизни! Без звонков и школьной формы В «Летово» нет классов. Почему? Потому что каждому ученику предлагается выбрать индивидуальный учебный план (ИУП). Ведь даже среди учеников одного, допустим, гуманитарного профиля будут те, кто хочет углубиться в историю и географию, и те, кому нужны литература и английский. Поэтому биологи могут ходить на профиль по химии с химиками, а на базу по истории — с физиками и литераторами. Или, например, гуманитарий-лингвист может ходить на углубленную информатику вместе с математиками. ИУПы и профильное обучение дают «летовцам» множество возможностей! Например, можно уже в 10 классе сдать ЕГЭ по русскому и математике. Можно в 10 классе отказаться от непрофильных уроков и плодотворно и интенсивно готовить к ЕГЭ и олимпиадам по нужным предметам для поступления в вуз. Классных руководителей тоже нет. Зато у каждого ученика есть наставник. Он помогает составить расписание, решает оргвопросы, общается с родителями, следит за отметками и «долгами», а также психологическим состоянием ребенка, помогает выбрать трек для поступления в вуз, даже сопровождает на дни открытых дверей и устраивает встречи с нужными людьми. У каждого наставника — по 10 учеников из разных параллелей и профилей. Поэтому они всегда заметят и красные глаза, и отсутствие аппетита… Однако система в школе налажена так, что педагоги не делят детей на своих и чужих. Ученики знают, что могут задать любой вопрос любому взрослому в школе. И педагоги, идя по школе, внимательны к каждому ученику. Ведь для большинства их них они реально заменяют семью. Кстати, школьники могут рекомендовать руководству своих учителей из бывших школ или со сборов, так в «Летово» пришли несколько отличных преподавателей. Еще одна потрясающая идея педагогов — так называемая «математическая поддержка». Для любых профилей и классов. Каждый день один из учителей математики (а их в «Летово» более 20) «дежурит». Он остается в школе после уроков на 2 часа, и в это время любой ученик может прийти к нему с любым вопросом: помочь с задачей, объяснить пропущенную тему, переписать работу, подобрать олимпиаду. В «Летово» нет школьной формы, ребята вольны одеваться на свой вкус и не переживать, успели ли они выстирать и погладить белую рубашку на вторник. И учителя не переживают за цвет волос у детей, ведь важно не что снаружи, а что внутри, правда? Про звонки. Большинство уроков — спаренные, как в вузах. И учителя с учениками сами определяют, в какое время сделать перерыв. Это учит самоорганизации и таймменеджменту. Кстати, часто у ребят в расписании есть «окна». Они могут пойти гулять или читать, заниматься в библиотеке (огромной, где книги от пола до потолка, а если какой-то нет, например, учебника по литературе из МГУ или по французскому из Оксфорда, то ее закажут и привезут завтра!), в «тихой комнате» или просто в коридоре, где стоят диваны, столы, парты. И реально, ребята привыкают каждый час своего времени проводить с пользой! Например, до уроков успевают поплавать в бассейне, после — отрепетировать танец к концерту или заказать сладости для музыкального квартирника. А когда я брала у нижегородских ребят интервью, они мне вежливо намекнули, что сейчас «прогуливают» любимый английский. Английский — один из самых важных уроков, независимо от профиля. Даже уроки физкультуры и искусства иногда проходят на нем. «Летово» — билингвальная школа. Здесь есть возможность получить образование по системе Международного бакалавриата на английском с преподавателями-носителями (IB) и потом поступить в вуз заграницу. Лабораторная с видом на аквариум «Летово» — огромная школа! Здание разделено на несколько блоков. Научный блок с лабораториями и учебными классами. Все стены здесь — прозрачные, и двери в класс чаще всего открыты. Зачем? Во-первых, в целях психологической безопасности. А во-вторых, чтобы, проходя мимо, любой ученик могут заметить что-то интересное и новое для себя. В лабораториях постоянно кипит работа! Белые халаты, очки, маски, перчатки, специальное оборудование, микроскопы… Учитель биологии берет экспонаты для исследований в пруду и в лесу на территории школы. А в своей теплице «летовцы» выращивают ананасы, финики, бананы и даже хищные цветы. Каждая лаборатория имеет специальный мощный душ на случай ожога во время опытов, но пока он, к счастью, ни разу не пригодился. В учебных классах — мобильные парты, которые легко соединить в «круглые» столы или передвинуть, расставить по периметру. На стене нет привычной грифельной или даже смарт-доски. Вся стена, точнее, 2 стены, это одна большая доска, она и для проектора, и для творчества — ученики и учителя пишут на ней маркерами примеры, предложения, формулы, темы, таблицы… Здесь перманентно меняется вид деятельности, чтобы мозг не скучал, а работал, творил, креативил. Например, география, 7 класс. Вот ребята в режиме дискуссии вспоминают климатические зоны. Вот рисуют климатограммы своих родных городов. А вот уже достают ноуты и выполняют лабораторную, которую накануне разработал для них учитель. А на дом будет задано прочитать параграф из учебника и (внимание!) выписать из него в тетрадь то, о чем не сказал учитель на уроке. Ну или не услышал ученик. Посредине научного блока — огромный аквариум! Здесь же стоят принтеры, которыми могут пользоваться все ученики. А на стенах коридора — фоторепортажи с летовских праздников и картины детей и учителей. Еще вдоль стен стоят ящики с кодовыми замками. У каждого ученика — свой шкафчик, в котором можно хранить учебники и спортивную форму, чтобы весь день не таскать тяжелые рюкзаки, а брать все нужное к конкретному уроку в переменку. В блоке искусства — классы для репетиций, ящики для хранения музыкальных инструментов, в которых поддерживают нужный климат, классы для керамики, архитектуры и изо, выставки, студия звукозаписи… Приезжая из регионов, ученики прямо в «Летово» имеют возможность завершить свое образования в музыкальной или художественной школе. А на уроках искусства они учатся не просто рисовать и петь, а творить, понимать искусство, пишут эссе, лепят из глины, рисуют воском на черном фоне… Идем в спортивный блок. Он имеет отдельный ресепшн и вход с улицы, потому что в «Летово» приходят другие школы на соревнования. Здесь два огромных спортивных зала, бассейн, два стадиона на улице, тренажерка, зал для фитнеса и танцев с зеркалами, а по периметру всего спортивного блока — беговая дорожка. Нам посчастливилось побывать на уроке физкультуры. Начался он с того, что учитель… выложил перед детьми несколько пар обуви и предложил выбрать, в чем лучше бежать марафон. Оказывается, на прошлом уроке ребята получили теорию по спринту и марафону, а теперь учились применять свои знания на практике, как пошутил учитель, теперь в спортивном магазине их продавец не обманет! Параллельно тренер напомнил ребятам легенду про английскую королеву и длину марафона, предложил проект, почему спортсмены из Ямайки побеждают только в спринте, а после пробежки отправил рисовать диаграмму, чтобы выяснить, что общего у метания и разных видов бега. Потом был эксперимент с отработкой разных видов старта. Потом на огромном экране смотрели, какие движения делает олимпийский чемпион при метании снаряда. Потом сами отрабатывали эти движения. Причем, тренировались не на тяжелом мячике, а на волане и бумажных самолетиках. Они легкие и полетят только в том случае, если движение будет сделано правильно, ну и не покалечат никого опять же. Вот такая физкультура! Вообще, в «Летово» каждый ученик обязательно занимается спортом. Разные виды борьбы, чирлидинг, йога и растяжка для девчонок, историческое фехтование — всего около 20 секций, ведут многие из которых кандидаты и мастера спорта. А для мотивации на уроки время от времени приглашают именитых спортсменов! Они творят истории И все-таки главное в школе — это люди! Ученики и учителя! Будучи в «Летово» в гостях, мы познакомились с учениками и учителями, которые приехали из Нижегородской области, а теперь учатся и работают, и живут здесь. И те, и другие сдавали вступительные экзамены и собеседования. И те, и другие любят школу и гордятся ею. И те, и другие сходятся во мнении, что здесь созданы все условия для развития и достижения успеха, что здесь собрались неравнодушные люди с горящими глазами и сердцами. Коллектив единомышленников, каждый из которых понимает, чего хочет,- это залог успеха. «Летово» — некоммерческая организация. Чтобы поступить, ученикам приходится пройти несколько этапов вступительных испытаний. Заявка, портфолио, тесты, экзамены по основным и профильным предметам и английскому языку в режиме прокторинга, потом собеседование и видеоэссе, беседа с родителями. В течение учебного года можно предпринять несколько попыток. Чтобы подготовиться к тестам и экзаменам, можно записаться на бесплатные онлайн-кружки на платформе «Летово», пройти демо-версии испытаний. На каждом этапе число абитуриентов сокращается, и лишь самые настойчивые и способные получают приглашение к зачислению. После этого семья ученика имеет право подать заявку в стипендиальный фонд на получение стипендии на обучение. В «Летово» 80 процентов учеников учатся засчет полной или частичной стипендии. Это зависит от финансового состояния семьи, размер определяется стипфондом по специальной разработанной системе. Иными словами, школа предоставляет возможности учиться всем талантливым и трудолюбивым ребятам. Нижегородцы поделились с «Нижегородской правдой» своими историями успеха. Гавриил Тищенко перешел в «Летово» из 40-го лицея 3 года назад. Сейчас он учится в 11 классе на экономико-математическом направлении. — В 8 классе я участвовал во многих олимпиадах, был подписан на образовательные рассылки, и однажды получил письмо про школу «Летово». Прочитал, что можно сдать экзамены и поехать в «умный лагерь» на майскую смену в Москву, на неделю. Решил попробовать. Прошел. Ехал и не верил, что здесь будет все так, как рассказывалось и показывалось в письме и на сайте школы. Мне казалось, что так не бывает! Я боялся, что это иллюзия. Но здесь оказалось еще круче. Просто вау! Полный восторг! И этот восторг меня не покидает до сих пор. Я очень хочу, чтобы мои младшие сестры тоже учились здесь. Я вдохновился, полюбил это место и не захотел уезжать. Во время смены я сдал вступительные экзамены, и в июне мы с папой получили письмо, что я приглашен к зачислению! Дальше мы ждали, какую стипендию мне назначат и вот я здесь. Здесь каждый понимает, для чего он учится и чего хочет. Здесь 96 процентов — олимпиадники. Мы учимся и развиваемся для себя. В обычной школе одни хорошо учатся, а другие приходят в школу отсидеть уроки, и им неважно, какие, сколько и зачем, третьи приходят ради общения и тусовки. А в «Летово» все учатся, здесь нет лентяев, и мы все общаемся вместе, здесь очень высокая степень социальной активности, здесь мы готовимся к большой жизни! Кстати, из лицея, где учился Гавриил, в «Летово» поступили еще несколько учеников. А вот Александра Шемагина узнала про «Летово» от подружки. Они вместе учились в 7 классе в 8 лицее и решили вместе поступать. Сдавали портфолио, 2 этапа тестов, собеседования… Кстати, сейчас поступить в «Летово» можно в 7, 8 и 9 классы. Кампания как раз началась. А вот в 10 и 11 классы берут в исключительных случаях! Итак, Саша поступила в 8 класс, выбрала социально-гуманитарный профиль, но в этом году в 9 классе постепенно ушла от литературы в область организации мероприятий. А в 10 классе подумывает перейти на международную программу. В школе есть возможность испытать многое и в итоге сделать верный выбор. Почти каждые выходные Саша ездит домой. — Сначала я не верила, что смогу поступить. Я думала, что это школа для самых одаренных детей, а я себя к таковым не причисляла. Но я рискнула, попробовала. И очень старалась! Когда я поступила, мои родные были очень рады, что в «Летово» я смогу понять себя, найти себя в жизни. Надежда Фильцова из Дзержинска учится в «Летово» второй год, сейчас она в 10 классе. В своем городе она училась во французской школе, и это стало проблемой при поступлении. Все экзамены сдала на отлично, а английский вызвал трудности. Но в «Летово» ей предложили в виде исключения сдать французский, увидели высокий уровень владения языком, подключили к бесплатному курсу по английскому и дали шанс пересдать через месяц. Увидели, что есть большой прогресс, и приняли в школу! Сейчас Надя читает книги и смотрит мультфильмы и кино на английском и французском. В прошлом году она выиграла сразу несколько олимпиад, поступила в школу юного журналиста при МГУ, прошла в сборную Москвы по русскому и французскому. Дважды за год побывала в образовательном центре «Сириус» в Сочи, увлеклась современной хореографией. И это лишь часть возможностей, которые дала ей школа «Летово». — Для меня «Летово» — место встреч и открытий. Здесь я познакомилась с замечательными людьми, которые вдохновляют и мотивируют развиваться и идти вперед, — делится своими эмоциями Надежда. — Здесь я поняла, что победители олимпиад — не скучные ботаны, а по-настоящему влюблённые в свой предмет. Здесь я нашла учителей, которые поверили в мои высокие цели и каждый день помогают мне приближаться к ним. Я безумно рада, что оказалась в «Летово». Школа научила меня под новым углом смотреть на вещи, показала, что «новое» — не значит страшное, и, конечно, подарила друзей, с которыми всегда есть, о чем поговорить. Светлана Юрьевна Куликова преподает в «Летово» профильную математику: у одних — алгебру, у других — геометрию. Здесь так принято. И русский с литературой ведут разные учителя, и историю с обществознанием тоже. — Я 18 лет проработала в лингвистической гимназии №13 в Нижнем Новгороде. Конечно, там учатся, в основном, гуманитарии, но и увлеченные математикой дети тоже были, пусть и единицы. Мы ездили на олимпиады, конференции, делали проекты и исследования. Но мне хотелось большего, хотелось развития. И вот я узнала про «Летово». Отправила резюме, потом меня пригласили на собеседование, потом еще на одно, и еще. И в итоге пригласили на работу, дали очень комфортную квартиру на территории школы! Самое главное достоинство «Летово» для меня — это коллектив единомышленников! Потрясающее окружение. Такая взаимопомощь, какой я не встречала нигде! И нет конкуренции. Все готовы помогать, все хотят работать, стремятся учить и учиться, развиваться, мы постоянно ходим на семинары, конференции, обмениваемся опытом, даже трудные задачки находим и вместе решаем! И дети! Какие потрясающие дети! У них горят глаза! Если что-то не получается, мы вместе ищем путь, как сделать так, чтобы получилось. Дети очень много нам дают… Второй дом В «Летово» учатся почти 600 ребят из более чем 100 городов России. Половина учеников — из Москвы и Московской области, а самая дальняя точка географии летовцев — это пока Новосибирск. Для 88 процентов учеников «Летово» — это второй дом в прямом смысле: они живут в пансионе, причем, даже многие москвичи уезжают домой только на выходные. Поэтому для ребят есть не только школьные уроки, но и так называемые внеакадемы — по танцам, музыке, лепке, чир-спорту. Есть несколько музыкальных ансамблей, женская футбольная команда, свой театр, огромная библиотека, работают бассейн и многочисленные мастерские, зимой заливают каток, есть своя теплица, газета, тв-новости, фаблаб, где делают самолеты и печатают на 3Д-принтере. Дома учеников соединены со школой подземными коридорами. Ученики 7-9 классов живут по четверо, старшеклассники — по два человека в комнате. Мальчики и девочки живут в разных домах, и всем разрешают украшать стены на свой вкус. Круглые сутки в домах находятся взрослые, которые разговаривают с подростками исключительно на английском языке, тем самым сильно и быстро поднимая уровень устного иностранного. В каждом доме есть гостиные с мягкими креслами и пуфами, играми, телевизором, хоккеем и мини-кухней, где можно пить чай и горячий шоколад, стоят холодильники и стиральные машины. Рядом со школой — лес. Летовская тропа, кормушки и скворечники с видеокамерами, огромный терем, который служит станцией юннатов и лыжной базой. А еще здесь можно писать пейзажи и стихи и показывать спектакли. По средам в школу приезжают интересные гости, а по выходным ребят возят на экскурсии в Москву, в театры, кино, музеи. Раз в четверть проходят большие праздники, на которые приглашают родителей: Масленица, музыкальный вечер, зимний бал, благотворительная ярмарка. «Летово» — молодая школа, однако в ней уже есть свои традиции. Например, накануне 1 сентября и других праздников ребята дни и ночи делают масштабные декорации и украшают всю школу. В этом году накануне Дня знаний в школе появились рельсы Летово-экспресс. Каждый год устраиваются турслеты форумы иностранных культур, кроссы и лыжные забеги, благотворительная ярмарка, где дети продают и покупают свои работы, выполненные на уроках искусства, сладости, которые пекут сами вместе с учителями или дома с родителями, а вырученные средств отправляют в социальные фонды. После первого выпускного родилась Ассоциация выпускников «Летово». В День учителя летовцы весь день поздравляли учителей по громкой связи на русском и английском. А накануне школьники предложили своим учителям свой «самматив». Там были шуточные вопросы типа «Кто ваш краш?» и «Что лучше — симпл-димпл или попит?» Потом на концерте они подвели шуточные итоги тестирования. Педагоги тоже не остались в долгу! Они исполнили рок-хит, который подхватила вся школа! А потом еще и станцевали танец чирлидеров. Представляете, и географ, и заместитель директора, и преподаватель физкультуры — все в едином порыве вышли на сцену и зажгли зал! Конечно, летовцы считают своих учителей «просто вау» и гордятся своей лучшей школой страны!