Почем койки: в соцсетях предлагают купить дефицитные места в общежитиях КФУ
Посредники просят от 8 до 15 тысяч за договор найма койко-места в казанских общежитиях КФУ сроком на один год
Места в общежитиях КФУ предлагают купить посредники в университетском сообществе в соцсетях. Стоимость "прописки" на один год они обозначают в 8—15 тыс. рублей, а за посредничество просят до 3 тыс. Корреспондент "Реального времени" провел переговоры с посредниками, прикинувшись родственником студента, но по понятным причинам на завершение сделки не явился. Поэтому мы не утверждаем, что купить место в общежитии действительно реально. Однако предпосылки к тому, чтобы такие сделки совершались, налицо: неудовлетворенный спрос всегда рождал криминальное предложение. Подробности эксперимента — в нашем материале.
"Пишите — поможем"
"Я иногородний магистрант-заочник 1 курс юрфак (пунктуация оригинала сохранена, — прим. ред.). С работой в своем городе дело труба, хочу перебраться в Казань. Скажите, кто знает, могу ли я договориться о заселении в любую общагу за дополнительную плату при наличии свободных мест?", — это один из множества постов на одну и ту же тему: "как договориться об общежитии за деньги". Размещен он в одном из сообществ студентов КФУ в социальных сетях.
Напомним, согласно статье 290 УК РФ, получение должностным лицом лично либо через посредника денег, имущества и т. п. за совершение действий в пользу дающего либо представляемого им лица квалифицируется как взятка. Правда, определять плату за помощь в предоставлении места в общежитии как взятку в юридическом смысле слова — как преступление — вправе лишь суд.
Вышеприведенное объявление — из длинных. Большинство желающих заселиться в заветное общежитие не утруждаются стилистическими пуантами и просто пишут: "Куплю место в ДУ (Деревне Универсиады, — прим. ред.) или на Пушкина". Или еще короче: "Куплю место в общежитии".
На такие объявления откликаются с разных аккаунтов желающие помочь. Коротко: "В лс" ("в личные сообщения"), "Могу посоветовать человека, пишите", "Знаю", "Помогу". Ну и мы тоже написали нескольким людям, которые предлагают такое посредничество.
От восьми до пятнадцати
— На Пушкина могу помочь вам заселиться, — отреагировала одна из посредниц на вопрос о том, найдется ли место для студентки. За свои услуги она запросила 15 тысяч рублей плюс комиссию 3 тысячи.
Другой посредник место в общежитии в Деревне Универсиады предложил за те же 15 тысяч, но ни о какой комиссии не говорил. А еще один и вовсе устроил злостный демпинг — назначил цену в 8 тыс. рублей. Все попросили предоплату, и со всеми удалось договориться о 50-процентном задатке. Остальную сумму "страждущий" должен был выплатить после заключения договора найма.
Скриншоты переговоров в месенджере есть в редакции — с адресами страничек посредников в соцсети.
Поручиться, что эти странички принадлежат людям, которые действительно могут заселить оставшегося без места студента в общежитие, разумеется, мы не можем. Но номера банковских карт, на которые они просили перевести деньги за заселение, по всей видимости, реальные — иначе какой смысл было затевать переговоры?
Альтернатива — вдесятеро дороже
"Реальное время" направило в пресс-службу КФУ запрос о том, сколько мест в студенческих общежитиях, сколько из них вакантно, сколько студентов на них претендуют. А заодно — о том, почему в соцсетях пишут, что зачастую старшекурсников просят съехать, чтобы заселить первокурсников — неужели правда? Спросили мы и об объявлениях посредников о продаже мест в общагах — в курсе ли руководство, какие меры принимаются, чтобы пресечь эту то ли торговлю, то ли просто деятельность по опустошению карманов доверчивых студентов.
— На балансе КФУ состоит 31 общежитие в Казани, — лаконично ответили в КФУ. — Это общежития Студенческого городка и кампус Деревни Универсиады. В них проживает порядка 14 тыс. иногородних обучающихся вуза. Студенты могут воспользоваться сервисом по подбору арендного жилья.
На сайте КФУ действительно есть информация о "социально-значимом проекте: в июле 2021 года университет подписал соглашение о создании вышеупомянутого сервиса с частной риелторской компанией и ассоциацией "Гильдия риелторов РТ".
С понедельника по пятницу в УНИКСе и студенческих общежитиях специалисты гильдии принимают желающих снять жилье. Подходящую квартиру студентам подбирают бесплатно — обычную в таком случае комиссию за услугу риелторы не взимают. Но получается все равно гораздо дороже места в общежитии, которое в 2019—2020 гг. в Казани, как следует из приказа ректора от 11 апреля 2019 года, обходилось в 270—545 рублей в месяц (более поздних данных на сайте КФУ обнаружить не удалось). А риелторы, как сообщается на сайте КФУ сейчас, предлагают "однокомнатные квартиры за 20—24 тыс. рублей, двухкомнатные — за 25—30 тыс. рублей". И в этом нет ничего удивительного — такова рыночная конъюнктура.
Сколько мест не хватает, кто знает?
Поскольку информации о количестве мест в общежитиях и количестве претендующих на них студентов КФУ не предоставил, "Реальное время" вынуждено пользоваться сведениями, публиковавшимися в открытых источниках. СМИ писали, что на приблизительно 50 тыс. студентов, которые обучаются в Казанском университете и его филиалах в Елабуге и Набережных Челнах вуз располагает 17 тысячами коек в общежитиях. Если исходить из того, что до половины студентов приехали в Казань из других городов или даже стран, ажиотажу вокруг распределения койко-мест удивляться не приходится.
В 2020 году СМИ писали, что по завершении приемной кампании в КФУ остались без места в общежитии порядка 4,3 тыс. студентов, в 2019-м — 1 716. Представители вуза опровергали эту информацию, но свои цифры, как и сейчас, не обнародовали. Во всяком случае, нам в открытом доступе альтернативных цифр обнаружить не удалось.
Зато Лилия Галимова, глава пресс-службы Рустама Минниханова, буквально на днях комментировала вопрос о дефиците мест в университетских общагах. По ее словам, в связи с тем, что вуз в этом году принял беспрецедентное количество студентов, старшекурсники лишились общежитий.
Договор не по закону
Тема действительно не новая: осенью 2020 года в соцсетях пылали страсти: студенты университета хором писали о том, как их выселяют из общежития, как сложно получить место и как титанически сложно его сохранить. В Челнах даже на пикеты выходили: иностранные студенты, которые оставались без коек, автоматически теряли регистрацию в стране, а вместе с этим — и легальность своего пребывания здесь.
Но в 2020 году представители вуза еще соглашались комментировать ситуацию. К примеру, проректор по образовательной деятельности КФУ Тимирхан Алишев говорил журналистам, что нигде в мире не обеспечивают местами в кампусах всех студентов, и что в КФУ действуют так же — обеспечивают местами только всех первокурсников. Старшекурсников же фильтруют: в вузе действует положение об учете результатов индивидуальных достижений обучающихся. И кому остаться, а кому идти с вещами на выход, зависит от того, как жилец общежития себя в нем вел — участвовал ли в субботниках, акциях, мероприятиях вуза. А договор найма заключается с жильцами общежитий ежегодно заново. Правда, на справедливость этой "фильтрации" тоже были многочисленные нарекания. Например, пользователь с ником Руслан Садыков (орфография и пунктуация источника сохранены) писал в соцсети:
"Для справки, заселение происходит по балльно-рейтинговой системе, но заселение происходит по принципу друг не друг, а вот тебя я помню, а тебя не помню. В этом году это видно прямо как на белой скатерти: молодые ученые, члены сборной универа, участники международных конференций, отличники или просто активные студенты оказались без крыши над головой, при этом какие-то рандомные люди, которые на парах появляются раз в семестр, припеваючи заселились, отсюда делаем вывод, что этот самый БРС никому не нужен, следовательно внутри определенных институтов не следуют уставу кфу".
Прокуратура РТ усмотрела тогда в этом порядке нарушение ст. 105 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения должны предоставляться студентам на все время обучения, а не на один год, и внесла в адрес ректора КФУ соответствующее представление. Только вот, судя по схеме, которую предлагают посредники, практика заключения договоров на один год продолжается. Они пишут сразу: "На один год". А если клиент просит, чтобы заселили сразу на 2 года — удваивают цену.