В Госдуме рассказали о решении проблемы оценки квалификации учителей-соотечественников

В России создаются центры независимой оценки, в которых приехавшие из-за рубежа педагоги смогут подтвердить свой профессиональный уровень, не теряя полученную за рубежом квалификацию, рассказала газете ВЗГЛЯД заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям» Любовь Духанина.

В Госдуме рассказали о решении проблемы оценки квалификации учителей-соотечественников
© Деловая газета "Взгляд"

В Сети появляется все больше сообщений от учителей, которые имеют российское гражданство, но долгое время работали в странах бывшего СССР, о том, что после переезда в Россию они сталкиваются с проблемой, что им не засчитывают их квалификацию и категории, которые они наработали на прежнем месте работы. В результате они вынуждены строить карьеру с нуля, что их сильно демотивирует.

«Одна из главных проблем общего образования – дефицит учителей. О нехватке педагогов в школах в 2019 году сообщили 54% из 2,5 тысяч учителей, опрошенных ОНФ и Фондом «Национальные ресурсы образования». Чаще всего школы испытывают трудности с учителями математики (34%), иностранных (32%) и русского (25%) языков, начальных классов (24%), физики (18%)», – говорит Духанина.

Она отмечает, что решение этой проблемы поднято на государственный уровень: для привлечения специалистов в школы запущены специальные программы социальной поддержки, к педагогической работе официально допущены студенты старших курсов.

Восполнить дефицит педагогов в российских школах также могут возвращающиеся в Россию из стран ближнего зарубежья учителя, продолжает эксперт. По программе переселения соотечественников в Россию переезжают педагоги из Казахстана, Киргизии, Узбекистана, других стран. Многих волнуют вопросы признания их профессионального опыта на Родине. С неформальной стороной проблем не возникает. Зачастую эти учителя являются носителями интересных практик и методик, востребованных в отечественной школе.

«Однако квалификационные категории, полученные учителями в других государствах, не признаются в России. Например, между Россией и Казахстаном действует соглашение «О сотрудничестве в области культуры, науки и образовании», подписанное в 1992 году. Согласно этому документу, наши страны признают эквивалентными уже выданные документы об образовании, квалификационные аттестаты и дипломы. Но квалификационных категорий педагогических работников в этом перечне нет», – подчеркивает депутат.

Тем не менее в Канаде, Сингапуре, Новой Зеландии и многих других странах квалификационная категория присваивается учителю по итогам независимой оценки в формате профессионального экзамена, рассказывает собеседник. Только в случае его успешной сдачи работодатель может допустить учителя к педагогической деятельности.

«В Российской Федерации система независимой оценки учителей находится на этапе становления. Ее созданием занимается Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования, созданный в октябре 2019 года. Действует утвержденный профессиональный стандарт «Педагог». В 2020 году разработаны и утверждены квалификационные требования к различным категориям учителей. В регионах создаются центры независимой оценки. Сформирован фонд оценочных средств. В настоящее время проходит апробация процедуры проведения профессионального экзамена. Учителя, вернувшиеся в Россию, смогут использовать этот инструмент, чтобы подтвердить свой профессиональный уровень», – заключила Духанина.

В середине июля глава Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко рассказала, что на сегодняшний день кадровый дефицит в сфере школьного образования составляет 250 тыс. человек, передает издание «Газета.ru». В связи с этим в России, по ее мнению, нужно серьезно увеличивать учительский корпус.