В университет, не доиграв в куклы

История девятилетней москвички, которая может стать самой юной студенткой вуза в России, породила множество дискуссий – одни критикуют родителей девочки, другие поддерживают их стремление сократить время на учебу.

В университет, не доиграв в куклы
© Уралинформбюро

Отец ребенка утверждает, что она не вундеркинд, обучить ее быстрее позволила оптимизация школьной программы. То есть вопрос не к нему, а к десятилетке за партой, якобы тормозящей талантливых детей. Корреспондент "Уралинформбюро" обсудил с экспертами возможность сокращения школьной программы – а что если выдавать аттестат зрелости в 14 лет вместе с паспортом?

"Многие постоянно предлагают как-то реформировать систему образования, причем эти предложения звучат от тех, кто не особенно разбирается в том, как эта система устроена, – говорит преподаватель истории и обществознания екатеринбургской школы № 63 Виктор Якушев. – Всегда были и, думаю, что всегда будут дети, которые быстрее информацию усваивают, им проще учиться. На то, что они понимают за один урок, другим необходимо два-три урока. И сейчас существует дифференциация обучения – разделение по уровням сложности заданий, есть профильные классы, отдельная работа с одаренными детьми ведется. Даже в рамках обычного класса у каждого учителя, как правило, есть понимание, каким детям нужно дать пять заданий за урок, и они справятся, а какие смогут осилить максимум два. Конечно, у разных школ разные возможности. Сельская вряд ли сможет организовать, к примеру, поездку ребенка на всероссийскую олимпиаду. Но нельзя при этом говорить, что школы тормозят развитие талантливых детей".

По словам педагога, нет смысла менять всю систему, сокращать время образования в школе: "Могу предположить, что окончание школы и вуза в ускоренном режиме может быть выгодно только в том случае, если стране катастрофически не хватает рабочих рук, и надо отправлять трудиться детей. Но не думаю, что это очень удачная идея".

"Система образования в РФ построена таким образом, что в школе за 9 или 11 классов ребенок успевает последовательно получить необходимые компетенции по всем предметам от точных до естественных наук, – рассказывает клинический психолог, эксперт образовательной компании MAXIMUM Education Михаил Истомин. – На уровне развития нервной системы это важно, так как в науке принято считать, что за естественные науки отвечает правое полушарие, а за точные – левое. К окончанию школы подросток успевает попробовать себя в каждой из сфер: что-то у него получается лучше, что-то – хуже. В момент выбора профессии это очень важно осознавать, и сделать правильный выбор. Именно поэтому данный процесс такой длительный, и ребенку обязательно нужно его пройти".

Дети без детства?

Противники раннего обучения в вузе чаще всего говорят о том, что дети еще эмоционально и психологически не созрели для этого. Так стоит ли форсировать события, если в итоге ребенок будет лишен детства?

"То, что сейчас у детей благодаря гаджетам есть доступ к информации с очень раннего возраста, не говорит о том, что они раньше становятся зрелыми и готовы к жизни во взрослом мире. Нужно время, чтобы пройти все необходимые этапы социализации", – считает Виктор Якушев.

По словам Михаила Истомина, личностное развитие каждого человека должно происходить равномерно и своевременно. Если интеллектуальная сфера развита сильнее в сравнении с условной нормой, это может говорить о том, что какая-либо другая сфера развита слабее. Это может быть связано с физическими или эмоциональными нарушениями. Такое случается не всегда, но часто.

Давно установлено, что школа – это социальная среда, которая обеспечивает переход между этапами развития личности. "Чему нас учит, так сказать, семья и школа", - пел когда-то Высоцкий. И, независимо от политического строя, школа по-прежнему помогает социализации подростка. Иное дело, что интернет дает ему свою "школьную" программу, в которой нет условного классного руководителя, завуча или директора школы.

Михаил Истомин отмечает, что сама по себе концепция обучения экстерном неплоха. Но в этом случае нужно учитывать множество факторов, в частности, индивидуальные особенности психического развития.

"Как преподаватель я со студентами моложе 16 лет не сталкивалась, но знаю, что такие бывают, и к их обучению подходят индивидуально. Однако им довольно тяжело психологически, – рассказывает заместитель проректора УрФУ по образовательным технологиям Виола Ларионова. – Сложно в коммуникации с одногруппниками. Проблематично выстроить дружеские отношения из-за разницы в возрасте. Часто такие подростки остаются одиночками, их не включают в студенческие сообщества. Студенчество – это ведь не только учеба. К примеру, дочь моей подруги довольно рано закончила лицей – лет в 13-14, сейчас учится в американском университете. Очень способная, открытая и коммуникативная девочка. Но при этом в общении с другими студентами ей было сложно – ее банально могли куда-то не приглашать, обособляться от нее".

При не самом удачном варианте развития событий такой студент переходит на экстернат, поскольку это более привычный для него формат.

"Сейчас с этим все стало гораздо проще, поскольку есть онлайн-технологии для обучения, больше способов индивидуализации образовательного пути. У различных платформ есть свои продвинутые курсы, – подчеркивает Ларионова. – Но школьные и вузовские программы рассчитаны все же на среднестатистического школьника или среднестатистического студента, то есть большинству детей и молодых людей примерно столько времени и необходимо на освоение знаний. Поэтому школьная десятилетка определенно взята не с потолка, она тоже способствует гармоничному развитию личности. А студенты-вундеркинды часто не умеют работать в команде, потому что им это умение не привили. Soft skills необходимы для решения жизненных задач и работы с другими людьми. Не стоит терять то ценное, что дает жизнь, и перескакивать через важные ее этапы".

"Если та же девятилетняя девочка, закончив психологический факультет МГУ, как планировала, пойдет работать психологом-практиком, как думаете, много ли людей придет к ней на прием? Возможно, она не случайно пошла на этот факультет: чувствует, что ей нужно восполнить недостаток опыта, который к сожалению, она не получила в школе, – рассуждает доцент УрФУ Елена Соболева. – У меня есть пример студента, который был моложе своих одногруппников, это тележурналист Мстислав Захаров. Но разница в возрасте была всего два года – он пошел в школу в пять лет, и огромной возрастной пропасти с другими студентами у него не было… Проблема современной школы в том, что она не учит детей учиться. Они могут обучаться только по определенным моделям, студенты часто просят дать им какие-то образцы. Вот это плохо. Но в том, что она тормозит таланты, я ее обвинить не могу".

В уральских вузах, как оказалось, не так уж и часто сталкиваются со студентами моложе 16 лет. "Я работаю в приемной комиссии УрГПУ 12 лет, за это время в наш вуз не поступали абитуриенты моложе 16 лет, в основном – с 17 лет", – отметил начальник управления сопровождения обучающихся, ответственный секретарь приемной комиссии УрГПУ Илья Баёв.

Быть вундеркиндом в век информационных технологий проще. Но жизнь пройти - это не в интернете посидеть.

Кира АЛЕКСАНДРОВСКАЯ