"Вышка" больше не нужна?
В последние годы в России идет агрессивная реклама различных онлайн-школ, которые обещают обучить современным и востребованным профессиям. На руку сыграла пандемия – на продолжительной самоизоляции у людей появилось время пересмотреть свои карьерные перспективы и получить новые навыки.
Вузы теряют деньги
"Не поступишь в институт – пойдешь в дворники" – эту фразу от родителей слышали многие ученики старших классов, готовящихся к выпускным экзаменам. Юношей еще страшат немедленным призывом в армию. И если отсрочить военную службу без вуза действительно довольно сложно, то с овладением престижной и доходной профессией все обстоит иначе.
SkillBox, Geekbrains, "Нетология" – как правило, речь идет о ныне востребованных IT-профессиях – программировании, дизайне, SMM. Между тем рынок труда лишь начинает адаптироваться к притоку специалистов из онлайн-школ. По оценкам экспертов, большинство работодателей предпочитают кандидатов с классическим образованием, хотя если довеском к нему диплом онлайн-школы тоже окажется в резюме – никто не будет против.
"Образование, полученное в онлайн-школе, как правило, воспринимается как некое дополнение, повышение квалификации, расширение навыков – то есть, какие-то онлайн-курсы не должны быть единственным образованием соискателя, – рассказала "Уралинформбюро" директор hh.ru Урал Оксана Сидлецкая. – Но есть и исключения, в частности, когда работодателю не принципиален диплом, но принципиально наличие конкретных навыков (например, знание определенных языков программирования) – в таких ситуациях может быть достаточно и онлайн-школы".
В ближайшее время образовательные интернет-площадки точно не смогут заменить вузы, а вот лишить их денег – вполне. Ведь значительный доход университеты получают за счет платных курсов повышения квалификации, переподготовки кадров и дополнительного образования.
"Потребность в дополнительном образовании была всегда, раньше ее удовлетворяли учебные центры, курсы повышения квалификации и так далее, – подчеркивает директор по связям с образовательным сообществом портала "Навигатор поступления" Александр Хвостов. – С развитием технологий появились онлайн-школы, которые предложили новые инструменты решения этого вопроса. Они не способны дать "вышку", но будут подталкивать университеты на рынке дополнительного образования. Вузам придется реагировать и предлагать конкурентные программы".
Ошибки родителей
Онлайн-школы помогают решить проблему ошибки с профориентацией. О будущей профессии всерьез задумываются в 15-16 лет – тогда нужно определиться, какие экзамены сдавать на ЕГЭ, чтобы поступить в тот или иной вуз. Этот выбор часто происходит под давлением родителей, которые уверены, что лучше всего знают, чего хочет их чадо. Так на рынке труда и оказываются "формальные специалисты" – молодые люди, окончившие вуз, но не планирующие ни дня работать по профессии.
"Люди не всегда делают правильный выбор профессии, когда идут на первое высшее образование, – утверждает Александр Хвостов. – Поступают, куда мама захотела, где бабушка училась, куда друзья пошли или куда баллов хватило. А потом, когда получают диплом, понимают, что потратили время на специальность, которая им неинтересна и в которой они себя не видят. И в итоге они идут получать другую профессию".
Здесь на арену и выходят онлайн-школы, которые умело используют практически все рекламные площадки. Разочарованный карьерными перспективами молодой человек может наткнуться на интегрированную рекламу Skillbox или Geekbrains в ролике любимого блогера на YouTube, заметить их баннер в Instagram и даже в мобильных играх. Курсы университетов на этих площадках рекламируются гораздо реже.
То, что в онлайн школы приходят именно за сменой профессии, подтверждают цифры. По данным hh.ru, 77% соискателей, у которых в резюме есть отметка об обучении в онлайн-школе, уже имеют высшее образование, а 57% их слушателей имеют возраст от 26 до 35 лет.
Дистанционное обучение позволяет получить новую компетенцию, находясь в любой географической точке, куда проведен интернет. Это значит, что программисты и дизайнеры могут расти в небольших населенных пунктах, где нет "очагов" очного обучения. Тяга к знаниям создает новую образовательную систему России.
Олег ЕСАУЛКОВ