Что ждет уральских школьников и студентов: «Полный переход на дистант невозможен»
«Дети продолжают дуракаваляние» Учитель русского языка и литературы Николай Ганин преподает в маленьком селе Андрюшино. В школе всего 17 учеников. Больше всего он боится возвращения дистанционного обучения. В его школе «дистант» продолжался всего одну четверть, но последствия ощущаются до сих пор. «Дистанционная четверть настолько расслабила детей, которые слабо занимались, что в этом году они по инерции продолжают дуракаваляние. Первое время были заинтересованные ученики, а теперь таких нет. Школьники из-за дистанта еще и плохо запоминают информацию», – говорит педагог в беседе с «ФедералПресс». В прошлом учебном году дети сидели в классе, а учителя приходили к ним по очереди. Такая система, по мнению Ганина, тоже не самая лучшая. «В этом году, думаю, будут вводить кабинетную систему – это когда школьники ходят по классам. На урок истории они приходят в класс истории, на химию – в класс химии и так далее», – добавляет он. «Массово жаловались на возрастных преподавателей» Трудности с дистанционным обучением испытывали не только сельские ребята, но и студенты крупнейшего вуза на Урале. «С октября мы ушли полностью на дистант и только во втором семестре вернулись к смешанному режиму. Тут есть определенные преимущества, но они не связаны с качеством образования. Если мы ставим во главу угла качество, то оно в традиционной форме заметно выше. Оно обеспечивается вовлеченностью студента, контроля аудитории и прямым контактом студентов с преподавателем», – рассказывает председатель комитета профсоюза «Университетская солидарность» в Уральском федеральном университете Дмитрий Трынов. Трынов проводил опросы среди студентов, и 80 % ответили, что у них снизилось удовлетворенность получаемым образованием. Недовольны и преподаватели: дольше всего на «удаленке» пришлось работать пенсионерам, при этом именно они меньше всех разбираются в современных технологиях. Между тем за второй семестр им пришлось освоить несколько площадок для онлайн-обучения: Zoom, Google Meet и Microsoft Teams. «Что говорить, если и молодые преподаватели терялись, осваивая площадки. Студенты стали массово жаловаться на возрастных преподавателей, что они не могут настроить учебный процесс. Это вызвало недовольство», – говорит Трынов. В этом году смешанный режим продолжится, ожидает он, хотя окончательных решений не принято. Прививка – путь к знаниям Основной мерой, которая позволит избежать возвращения на дистант, должна стать массовая вакцинация от коронавируса. Совсем недавно главный эпидемиолог Екатеринбурга Александр Харитонов заявил, что в первую очередь поставить прививку должны студенты и преподаватели. Однако в реальности не все готовы это сделать, да и альтернативы все же существуют. В УрФУ решили предоставить и студентам, и преподавателям возможность выбирать: вакцинация стала обязательной только для обитателей общежития, не имеющих медотвода. «Уже в июне ректор подписал указ о вакцинации студентов и работников университета. Но можно и показать ПЦР-тест для входа. Тут альтернатива: либо прививка, либо медотвод, либо ПЦР-тест. Но насколько это будет необходимо, если начнем год в смешанном режиме?» – говорит Дмитрий Трынов. Сразу несколько учителей сельских школ рассказали, что вакцинация не вызвала каких-либо возражений, препарата хватило всем желающим. «Вакцинации обязательной нет, но уже 100 % учителей привилось. И это добровольно. Я привился еще в январе и феврале. Другие учителя – в апреле или в мае», – рассказал Николай Ганин. «Войдем без истерик и криков» Член общественного совета при министерстве образования и науки, экс-глава Рособрнадзора Виктор Болотов уверен, что новый учебный год станет более спокойным и обойдется без сюрпризов. «Более готовы и учителя, и платформы цифровые, и школьники, и семьи. Войдем без истерик и криков. Но все зависит от условий, связанных с пандемией. Маятник качается туда-сюда. В разных регионах – разные ситуации. У кого-то хуже, у кого-то лучше. Но, конечно, это будет гораздо спокойнее по сравнению с прошлым годом. Многое делает Минпросвещения, многое делают региональные органы образования и учителя», – отмечает Виктор Болотов. При этом он считает, что изменения, которые система образования пережила в ковидный год, сохранятся. «Уверен, что на будущий год в высшей школе будет гибрид – онлайн и, что называется, лицом к лицу – аудиторное обучение. В общем образовании же усилится использование цифровых технологий. Опыт этих лет показывает, что и платформы для этого есть, и учителя научились. Полный переход на чисто цифровое обучение или сохранение только аудиторного обучения невозможны», – подчеркивает эксперт в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс». Фото: ФедераПресс / Евгений Поторочин, Елена Сычева,Елена Аталыкова