Алексей Костин, директор Института гуманитарных и социальных наук ВятГУ , рассказал о перспективах развития гуманитарного образования

По словам Костина, креативная молодежь проявляет большой интерес к гуманитарному образованию, дающему невероятные возможности для самореализации.

Алексей Костин, директор Института гуманитарных и социальных наук ВятГУ , рассказал о перспективах развития гуманитарного образования
© Первоисточник

Гуманитарии ВятГУ хорошо известны жителям региона по проектам «третьей миссии» университета. Сюда входят обширные и многочисленные проекты в допандемийный период, которые были реализованы междисциплинарной командой крупнейшего вуза Кировской области; но «катализаторами» выступали, прежде всего, культурологи, пиарщики, организаторы работы с молодежью, филологи – сегодня ими накоплен колоссальный опыт офлайн- и онлайн-деятельности, интересный для изучения и тиражирования.

Популярно ли среди молодежи гуманитарное образование? Как уживаются традиции и инновации в гуманитарной среде? Какие есть перспективы в этой сфере? На эти вопросы ответил Алексей Костин, директор Института гуманитарных и социальных наук, одного из самых крупных в Вятском государственном университете.

Важность и востребованность гуманитарного образования не подлежит никакому сомнению: ведь оно связано с формированием системного целостного мировоззрения личности. Эта ценность непреходяща – неслучайно целый блок новой Программы развития вуза посвящен этим вопросам. Он называется «Гармония души». По сути речь идет о гармоническом человеке со сложившимся критическим мышлением, высокой эрудицией, широтой познаний, открытостью миру, развитым чувством патриотизма и одновременно уважением к культуре других стран и народов, нацеленностью на созидательное творчество. Эти ценности традиционно отражаются в деятельности нашего института, зародившегося более ста лет назад, отмеченного работой выдающихся ученых, имеющего богатейшие традиции. Сегодня широкий спектр направлений деятельности и подготовки студентов соединяет верность классическим подходам и в то же время смелые эксперименты, инновационные приемы, соответствующие новейшим трендам.

- Филология, история, иностранные языки – кажется, что при реализации этих направлений трудно отойти от традиционных форматов…

Это не так, мир поменялся – вместе с ним меняется и гуманитарное образование. Мы уверенно движемся по пути цифровой гуманитаристики, предполагающей наличие компетенций в области компьютерных технологий, навыков веб-дизайна, создания баз данных. Внедрение цифры в гуманитарное знание побуждает нас, помимо формирования hard skills по истории, археологии, социологии, другим дисциплинам, предлагать для освоения самые современные навыки.

- Алексей Александрович, можете привести конкретный пример?

Пожалуйста, и не один! Новые требования предъявляются сегодня к социологу. Работодатели заинтересованы в специалисте, умеющем работать с внешней средой, способном анализировать большие данные, обладающем IT-компетенциями. То же во многом относится и к историкам. Так, настоящий бум у нас переживает научно-исследовательская археологическая лаборатория. Недавно ВятГУ в числе 20 вузов и учреждений РАН подписал соглашение, став участником консорциума «Культурный код», нацеленного на сохранение историко-культурного наследия и его популяризацию с помощью цифровых технологий. Давайте вспомним, какой была судьба многих артефактов еще в недавнем прошлом? Насколько они были доступны и интересны неспециалисту? Сейчас с помощью ГИС-системы место раскопок может быть снято с разных сторон, что дает возможность создания 3D-модели с последующим восстановлением изначального вида объекта.

- Да, это многое меняет: история становится ближе, конкретнее, наполняется живым содержанием, понятным многим.

Вот именно! Мы задумались о создании информационной платформы, позволяющей пользователю «посетить» разные места в регионе и узнать много нового о каждом из них. Впоследствии сюда же можно подключить данные базы нашей лаборатории экстралингвистических исследований – это интереснейшая информация о диалектах на территории области! И так далее – перечень возможностей такого портала можно расширять. Еще один пример связан с обучением иностранцев русскому языку посредством онлайн-игр. Такие кейсы успешно реализуют на кафедре русского языка, культуры речи и методики обучения. Слова благодарности хочется адресовать и.о. зав. кафедрой Елене Васильевне Щербининой: ее активная деятельность позволила нам выиграть несколько важных тендеров, грантов и принять участие в значимых проектах. Один из них – «Русский язык как профессия», организованный Россотрудничеством.

- Прикладная составляющая, как видим, в ИГСН весьма значительна.

Конечно, и это делает наших выпускников привлекательными на рынке труда. Многие начинают работать по специальности еще в годы учебы; прежде всего, лингвисты, рекламисты, журналисты. Этому во многом способствует и проектная деятельность, настраивающая студентов на конкретный, востребованный обществом продуктовый результат. Недавно я побывал на защите проектов на факультете филологии и медиакоммуникаций – среди них есть блестящие работы! Это и кейсы продвижения товаров и услуг в соцсетях, и обобщение лучшего педагогического опыта – тематика разнообразна.

А сколько проектов реализовано организаторами работы с молодежью! Один из них – #МыспортTEAM – давно вышел за пределы университета и теперь объединяет спортивных волонтеров из разных вузов.

 Алексей Александрович рассказал об институте еще много чего: и об имеющей беспрецедентное значение работе социологов по проблемам детей и подростков, семейных отношений; и о новых образовательных программах факультета международного образования; и, конечно, о тех, кто сегодня выбирает ИГСН для получения высшего образования:

Креативная молодежь проявляет большой интерес к гуманитарному образованию, дающему невероятные возможности для самореализации. Мы, со своей стороны, четко понимаем, что сегодня стираются грани между профессиями, от специалиста требуются универсальные навыки; поэтому стремимся сформировать у студентов широкий спектр разнообразных компетенций. Свою задачу мы видим и в том, чтобы дать студенту серьезную базу, включающую способность к постоянному саморазвитию и самообучению – это позволит выпускникам не растеряться в меняющихся обстоятельствах, быть неизменно востребованными и успешными.