Профессии Ростеха: полировщик лопаток двигателя
Ростех сегодня объединяет более 800 научных и производственных организаций самых разных направлений. На предприятиях Корпорации работает без малого 600 тыс. сотрудников, среди которых есть представители интересных, а порой и просто уникальных профессий. Мы уже рассказывали об испытателях оружия, промышленных дизайнерах, маркшейдерах и других специальностях. Герой сегодняшнего выпуска – полировщик лопаток в двигателестроительной компании.
Лопатка турбины – один из самых сложных элементов двигателя. Именно она приводит двигатель во вращение, совершая от десятков до сотен тысяч оборотов в минуту. От того, как лопатки отполированы зависит правильное функционирование двигателя и самого самолета. О нюансах профессии полировщика рассказывает Коробков Александр Владимирович, начальник участка комплекса №2 предприятия ОДК.
– Александр Владимирович, расскажите, пожалуйста, как попасть в профессию? Какое образование нужно? Сколько лет учиться?
– Полировщиков лопаток готовит Учебный центр «ОДК-Кузнецов». Но эту профессию практически невозможно освоить «с нуля». Как правило, специалистами такого профиля становятся рабочие смежных профессий. Например, будучи уже опытным слесарем механосборочных работ, доводчиком-притирщиком, можно пройти переобучение и переквалифицироваться в полировщика лопаток двигателя.
Обучение включает в себя теоретическую и практическую части. За учащимся закрепляется два наставника: технолог, отвечающий за теоретическую подготовку и рабочий или мастер-полировщик для практических занятий. По окончании обучения нужно сдать аттестационный экзамен, после которого новый специалист допускается к работе. В дальнейшем все зависит от таланта и старания самого человека. Путь к успеху может занимать и десять лет. Это непростой труд, не все смогут в нем преуспеть. По статистике в профессии остаются трое из десяти обучившихся.
– Какие знания и опыт нужны?
– Важно знать физические и механические свойства материалов, из которых изготавливается лопатка, ее конструктивные особенности, уметь работать с мерительным инструментом и чертежами. В зависимости от квалификации полировщик имеет разряд от 4 до 6.
– Какие навыки и умения самые важные?
– Лопатка турбины – один из самых сложных элементов двигателя, требующий строгого соблюдения технологии при изготовлении и обработке. Она имеет сложную конструкцию и множество сечений, поэтому полировщику важно обладать развитым пространственным мышлением.
– С каким оборудованием работаете? Как проходит ваша работа?
– Лопатки полируются на полировально-зачистном оборудовании. Используется и ручная обработка – надфилями и шлифовальной шкуркой.
Даже самые современные шлифовальные машины не всегда обеспечивают качество, которого можно достичь при ручной обработке. Поэтому профессионалы-полировщики востребованы.
– Как много специалистов вашей профессии в России?
– На каждом двигателестроительном предприятии работают специалисты этого профиля – всего 87 человек.
– Как вы думаете, какие перспективы у вашей профессии?
С развитием оборудования и внедрением современных способов литья профессия полировщика, на первый взгляд, становится менее актуальной. Но даже самые современные автоматизированные шлифовальные машины не всегда обеспечивают качество, которого можно достичь при ручной обработке. Поэтому профессионалы-полировщики востребованы.