«Мастер заменял нам и маму, и отца, и брата»: как белорусские подростки помогали ленинградцам пережить блокаду?

В Санкт-Петербурге на Пискаревском мемориальном кладбище, где рядами – братские могилы погибших в блокаду ленинградцев, установлен небольшой обелиск. На нем – контуры двух мальчишек. Живого и ушедшего. И надпись: «Соотечественникам, погибшим в блокаду. Учащимся ремесленных училищ Ленинграда от белорусского народа».

«Мастер заменял нам и маму, и отца, и брата»: как белорусские подростки помогали ленинградцам пережить блокаду?
© Мир24

По официальным данным, которые привел на Нюрнбергском процессе Главный обвинитель от СССР Роман Руденко, за 872 дня блокады Ленинграда в городе от голода и холода погибло 632 253 человека. От бомбежек и артобстрелов – еще 16 747.

Среди них – 12 000 подростков из Беларуси, ровно половина из тех, кто в 1940 году приехал в город осваивать рабочие профессии.

ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ

Второго октября 1940 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О государственных трудовых резервах». Задача – ежегодно «подготавливать для передачи в промышленность до миллиона человек путем обучения молодежи определенным профессиям». Будущих токарей, фрезеровщиков, железнодорожников, строителей набирали из подростков от 14 лет, закончивших 4-7 классов. К рабочей жизни их должны были готовить ремесленные и железнодорожные училища, школы Фабрично-заводского образования.

В СССР в это время реализуются грандиозные планы индустриализации. Страна должна была возмужать, укрепить обороноспособность. Заводы, фабрики, гидроэлектростанции планировалось возвести в каждой советской республике. Для БССР кадры были особенно важны.

«К 40 году в Беларуси был уже построен такой аграрно-индустриальный комплекс, все больше развивалась промышленность, конечно, сказывались успехи первых пятилеток. Происходила индустриализация Беларуси и, естественно, внедрение новых отраслей промышленности было шагом достаточно оптимистичным. Или амбициозным, точнее», рассказывает историк Вадим Гигин.

Уже в октябре-ноябре 1940 года В Минск из деревень и сел, чтобы получить рабочую профессию, приехало 50 тысяч юношей. Газеты того времени сохранили атмосферу эпохи. Вот, например, что писала «Советская Белоруссия» 11 ноября 1940 года:

«Вчера в клубе металлистов начала работать комиссия Сталинского района гор. Минска по призыву в ремесленные и железнодорожные училища и школы ФЗО.

Первым проходит комиссию 15-летний Владимир Трушко – ученик шестого класса. Медицинская комиссия находит его здоровым. После непродолжительной беседы Владимир Трушко получает путевку в Минское ремесленное училище металлистов.

Отец Ростислава Селявко уже давно работает на железной дороге. Сын также хочет быть железнодорожником. Комиссия удовлетворяет его желание. Рослый 15-летний Ржевуцкий хочет поступить в ремесленное училище Ленинградской области. Это желание комиссией удовлетворяется.

Всего по Сталинскому району в ремесленные и железнодорожные училища и школы ФЗО г .Минска должно быть отобрано 385 человек, для училищ и школ Ленинградской области – 75 человек. Поступило по Сталинскому району гор. Минска 800 заявлений от желающих добровольно вступить в ремесленные и железнодорожные училища и школы ФЗО».

В столице республики срочно организовали два новых училища металлистов на 800 человек каждое. Основной базой стали станкостроительные заводы имени Кирова и Ворошилова. Открыли две школы ФЗО – коммунальщиков и строителей. Но этого оказалось мало. И было принято решение – почти половину ребят – 24 тысячи отправить на обучение в Ленинград, ближайший к Минску индустриальный центр.

Уже 20 ноября 1940-го из Минска ушел первый специальный эшелон. Следующий – 21-го из Могилева. Всего в Ленинград торжественно проводили 11 поездов c подростками. Были и, как свидетельствуют газеты, недоработки:

«Отправка первого эшелона не обошлась без недостатков. Оказался неподготовленным паровоз, что задержало отправку эшелона на два с лишним часа.

Выявлен ряд случаев нарушения председателями колхозов постановления СНК СССР об обеспечении призванных одеждой, обувью, бельем, продуктами на время следования в пути до пункта назначения и перевозочными средствами.

Так. Председатель колхоза им.Буденного, Логойского района, товарищ Бабицкий отказал в проезде до Лотойска, предоставлении подводы, призванному Служуку. Так поступил и председатель колхоза имени Кирова Плещеницкого района тов.Санюк.

Председатели некоторых колхозов не снабдили призванных, направляющихся в Ленинградскую область, одеждой, бельем, обувью.

За грубое нарушение постановления СНК СССР Управлением Трудовых Резервов при СНБК БССР дела на всех этих председателей направлены прокурору республики для привлечения их к судебной ответственности.

Все эти недостатки должны быть учтены с тем, чтобы не повторить их в дальнейшем. Молодежь, мобилизованная в ремесленные и железнодорожные училища и школы ФЗО, должна быть окружена самой теплой заботой с момента получения путевки».

В ЛЕНИНГРАДЕ

В Ленинграде белорусских мальчишек ждали. Вот статья из газеты «Смена» – органа городского комитета комсомола. 23 ноября 1940 года.

«На вокзале призывников встречали представители общественных организаций, завода им Жданова. С вокзала юноши, побывав в бане и парикмахерской, были отправлены в любовно приготовленные для них общежития. Специально для учащихся была проведена встреча с работниками милиции, которые познакомили ребят с правилами уличного движения. Врачи провели беседы о личной гигиене учащихся».

1 декабря – всего через 3 месяца после объявления набора – уже начинался учебный год. Были спланированы программы и расписания занятий, подобраны мастера и наставники, обустроены общежития, сшиты комплекты новенькой формы. Кстати, за эту форму – черную с буквами ФЗО или РУ на воротниках – подростков и прозвали «фабзайцами». Или ласково – «зайчатами». Может, потому, что, как всякие дети, оторванные от дома, выглядели одинокими. И всегда хотели есть.

Впрочем, в каждом общежитии, у каждой группы обязательно был наставник из числа комсомольцев. Они водили на экскурсии по городу, на футбол, помогали подшивать подворотнички. Стали старшими братьями, а то и отцами.

«Мастер заменял нам и маму, и отца, и брата старшего. Если бы я мог – я бы теперь его на руках нес до самого Минска…», – написал уже после войны Степан Скоморох, который в 40-м году учился в Ремесленном училище 31 при заводе им. Кирова, а потом cам 40 лет проработал старшим мастером ГПТУ №117 металлистов в Минске.

После окончания обучения все, кто приехал учиться в Ленинград, должны были вернуться на родину.

«Они работали на условиях целевого набора, он и предполагает, что ты должен вернуться в те места, откуда ты получил направление, и отработать от 2 до 5 лет разные были нормы. Фрезеровщик, токарь, слесарь эти профессии требовали высокой квалификации. Не зря тогда в советской терминологии появляется фраза «рабочая аристократия». И конечно, Ленинград это был центр такой рабочей аристократии», рассказывает историк Вадим Гигин.

Конечно, кто-то не выдерживал вдали от дома и сбегал. «Зайчат»-беспризорников легко находили по форме. Наказывали строго. 26 декабря 1940 года Председатель Президиума ВС СССР подписал еще один указ. «Об ответственности учащихся ремесленных, железнодорожный училищ и школ ФЗО»: «За самовольный уход из училища (школы), а также за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение из училища, подвергаются по приговору суда заключению в трудовые колонии сроком до 1 года».

22 ИЮНЯ

В июне 1941-го в школах ФЗО, ремесленных и железнодорожных училищах Ленинграда проходили экзамены. А потом – мальчишки должны были разъехаться домой на каникулы. На все лето… Но 22 июня перечеркнуло все. Теоретические занятия и экзамены прекращены. Каникулы отменены. Учащихся направили на предприятия Ленинграда. Кадровые рабочие мобилизованы, а ремесленники – они умели хоть что-то…Те, кто занимался получше, сразу стали помощниками мастеров, а то и мастерами.

А 28 июня 1941 года немецко-фашистские войска взяли Минск. В считанные недели территория республики была оккупирована врагом.

Один из мастеров-воспитателей Петр Петухов позже вспоминал:

«Дети очень тяжело переживали, когда узнали, что немца оккупировали Беларусь. Бывало, дежуришь ночью в интернате, слышишь плачет кто-то Подсядешь на кровать, успокоишь, лишь бы заснулЭто в начале войны А потом так возмужали, что слез не стало видно»

8 сентября Ленинград был блокирован. Главным врагом оставшихся в общежитиях и интернатах белорусских зайчат стал голод. Поесть или получить паек можно было только на заводе. Поэтому часто спали у станков. Чтобы не тратить силы на дорогу. Даже в самые тяжелые дни по карточкам учащиеся ФЗО, железнодорожных и ремесленных училищ получали норму хлеба, как взрослые рабочие. Но этого не хватало. Ели даже форменные кожаные ремни. Отрезали по 5 сантиметров, замачивали и варили. Называли «бульоном»…

Многие приписывали себе год-другой, чтобы пойти на фронт. Феодосий Смолячков, уроженец Могилевской области, учился в школе ФЗО 2 на каменщика. На фронте он стал снайпером. Вот что пиcала о нем газета «Красная звезда» в 1942 году:

«Слава снайпера Смолячкова»

За короткое время он истребил 125 немецких бандитов и обучил более 10 красноармейцев снайперскому мастерству. Слава о Смолячкове как о бесстрашном истребителе фашистов разнеслась и за пределы дивизии. Всюду стали появляться опытные мастера огня».

Феодосий Смолячков погиб на Пулковских высотах. Немцы выслеживали белорусского мальчишку-снайпера специально. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Листовки о гибели снайпера Смолячкова немцы разбросали с самолетов над его родной Быховщиной. Отца и матери уже не было в живых. Двоюродная сестра вспоминала после войны:

«Когда Федю наградили посмертно, дядьке с теткой как родителям Героя корову подарили. Она была единственной кормилицей на всю округу. Спасибо Феде. Сам погиб, а нас от голода спас. Нас в семье пять сестер. Анисия, Нина и я самые маленькие бегали к тетке Фекле за молоком. Так и выжили».

В Ленинграде именем Феодосия Смолячкова уже после войны была названа улица недалеко от Финляндского вокзала.

ДОРОГОЙ ЖИЗНИ

Холод стал новым врагом. Даже немецкие авианалеты были, казалось, не так страшны. В январе – до -35. Погасло электричество, замерз водопровод. В общежитиях грелись буржуйками. Сожгли учебники, тетради, мебель, дверные косяки… И все равно – каждое утро шли на смену.

Еще – из воспоминаний мастера Петухова:

«В спальне ремесленников два десятка мальчишек, Буржуйка. Коптилка. К Каждой кровати подходишь и смотришь Миша жив хорошоПетя жив хорошо Кто умирал того из кровати доставали и относили в соседнюю комнату, она заменяла морг. Окна были не застеклены. Холодно»

Только в училище на Малой Охте из 1250 человек зимой 41-42 года умерло от холода и голода почти 600. Белорусских мальчишек там училось 400 ... Вывозить зайчат начали вместе с другими ленинградскими детьми как только встал лед на Дороге жизни. Обычно машины двигались ночью. Клали ребят на дно кузова полуторки и накрывали шинелями – сидеть многие не могли. Вот как вспоминал об этом Арсений Люцко:

«Я помню, проехали мы километров 15 по Ладожскому озеру, попали под налет авиации. На наших глазах две машины с детьми-ремесленниками, которые шли впереди нас, провалились под лед. Наша машина провалилась только передними колесами. Шофер выбрался из кабины и просит: Мальчики, помогите, потонем же! А мы лежим и головы поднять не можем».

Весной 1942 года Государственный комитет обороны постановил оставить в Ленинграде то количество населения, которое могло обеспечивать его жизнеспособность – 500 тысяч человек. Всех еще остававшихся в городе несовершеннолетних ремесленников и учеников школ ФЗО было приказано отправить на Большую землю и дальше – в тыл – за Урал, в Сибирь, в Закавказье, в Среднеазиатские республики…

Зимой 43-44 года Красная армия начала первые операции по прорыву к Минску. В июне развернулась белорусская наступательная операция «Багратион». Подросткам, которые перед войной были призваны на учебу в школы ФЗО, железнодорожные и ремесленные училища Ленинграда, исполнялось уже по 18 лет. И их вновь мобилизовали. На фронт. Туда тоже практически все шли добровольно. Наконец-то – домой. Освобождать, а после Победы – обустраивать родную землю.

«Я бы сказал, что довоенный этап – это подготовительный этап, война практически все это смела. Первые послевоенные годы – это начальный этап. И здесь, кстати, кадры сыграли большую роль. Не было бы кадров фабрично-заводских рабочих – нечего было бы создавать. Здесь уже к тому времени – и в том числе благодаря ленинградскому вот этому опыту сформировалась культура рабочего человека, вот эта фабрично-заводская культура в Минске», – сказал Вадим Гигин.

Фото из фильма «Фабзайцы», МТРК «МИР», 2021.