Что такое цифровые компетенции, зачем они нужны и какие с ними связаны трудности, какие проблемы выявила пандемия, с чего начинается цифровая трансформация университета и как она должна проходить — в репортаже InScience.News.«Надо формировать цифровые компетенции»16 июня 2021 года в Ханты-Мансийске в рамках XII Международного IT-форума с участием стран БРИКС и ШОС прошла панельная дискуссия на тему цифровых компетенций как ключевого фактора цифровой трансформации высших учебных заведений.Директор Института перспективных исследований и цифровых решений в сфере науки и образования РУДН Сергей Пилипенко рассказал о том, что государство уже предприняло достаточно усилий, которые помогают оцифровать работу вузов. Также он обратил внимание на проблемы и перспективы развития цифровых компетенций в образовательных организациях, и модели их формирования. «Первый мой опыт формирования компетентностной модели выпускника — это был 2010 год. Изначально мы сформировали деятельность специалиста достаточно подробно: какие цели, какие задачи, какие трудовые действия, какие инструменты использует, — рассказывает он. — После этого эта модель стала результатом и основанием для проектирования образовательных программ».В 2016 году Пилипенко и его институт начали менять федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. Тогда была заложена матричная система образования. Компетенции были разделены на универсальные, в которые входили soft-skills (умение работать в команде, критическое мышление и другие) и профессиональные. По словам Пилипенко, основной задачей было объединить требования образовательных стандартов. Он рассказал, что под цифровыми компетенциями понимается комплекс компетенций, которые включают способность использовать цифровые технологии, инструменты коммуникации и сети для работы с информацией и цифровыми ресурсами. Цифровые компетенции предназначены в первую очередь для работы с сфере цифрового образования.Пилипенко также обратил внимание на проблемы, которые выявила пандемия COVID-19. Институт цифровой науки и образования провел исследование, по данным которого выяснилось, что 33% преподавателей во время дистанционного обучения обращались за помощью, получали консультации. «Очевидно, что цифровая грамотность профессорско-преподавательского состава объективно ниже, чем цифровая грамотность у нашей молодежи», — рассказывает он. 38% обучающихся волнует падение качества обучения в дистанционном формате, а 60% указывает на низкое качество образовательного контента. Почти половина опрошенных педагогов отметили, что им нужна помощь, чтобы вести дистанционное обучение эффективно. 80% отмечают увеличение трудоемкости при работе с инструментами дистанционного образования. По словам Пилипенко, это вполне очевидно, так как при таком формате образования активно задействованы новые инструменты, новые цифровые компетенции. «Все новое требует серьезных затрат. Это не просто, но надо меняться, надо формировать цифровые компетенции», — отмечает он. Сергей Пилипенко также обратил внимание, что основными проблемами формирования цифровых компетенций является отсутствие качественных программ, сервисов и курсов для повышения квалификации.Доклад продолжил коллега Пилипенко — Хажмухамед Этуев, руководитель центра методологии образования и развития цифровых компетенций того же института. Он рассказал о модели цифровых компетенций профессорско-преподавательского состава. Он выделил шесть сфер профессиональной деятельности, в которых необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии: цифровая грамотность, цифровые образовательные ресурсы, цифровая дидактика, оценка и учебная аналитика, инклюзивность и индивидуализация и информационная безопасность.«Вузы должны меняться»Следующей выступила Ксения Ткачева, директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации РАНХиГС. Она рассказала о своем Центре, где проводится обучение государственных муниципальных служащих, сотрудников подведомственных учреждений, улучшаются их цифровые компетенции. «В основе всех наших курсов действительно лежит модель компетенции», — отметила Ткачева.Более того, она организовала опрос, который провела среди присутствующих на конференции. Респондентам предлагалось ответить на вопрос о том, с чего необходимо начинать цифровую трансформацию в университетах. Большинство отметили, что тремя самыми необходимыми приоритетами являются люди и компетенция, инфраструктура и технологии, а также организация и культура.Ткачева обратила внимание, что в условиях новой реальности университеты находятся в очень конкурентной среде. Более того, падает ценность диплома: «Можно зарабатывать деньги, быть успешным без диплома, имея голову на плечах», — заметила она. Также высшее образование в других странах становится доступнее для тех, кто знает язык.«Вузы должны меняться», — отметила Ткачева. Для сохранения конкурентоспособности высшие учебные заведения в России должны обзавестись проректорами по цифровой трансформации. «Есть такое выражение: “Культура съедает стратегию на завтрак”. В ближайшее время во всех вузах появятся стратегии, но достаточно ли команды, чтобы цель была достигнута? Мой ответ — нет, недостаточно», — поделилась она. По мнению Ткачевой, организационная культура поможет компенсировать нехватку компетенций, так как изменения невозможны без готовности учиться. Необходимо сформировать определенный набор ценностей, который поможет сделать вузы конкурентоспособными.«Сложившаяся оргкультура станет основным препятствием для трансформационных изменений в большинстве вузов», — считает Ткачева. Однако она предложила решение проблемы. Для того, чтобы управлять культурой в организации, необходимо провести ее исследование и проверить, соотносится ли она со стратегическими задачами университета. Затем спроектировать образ желаемой культуры и сделать ее приоритетной. После — сформировать команду руководителей и построить план действий реализации этой культуры.Также представители РАНХиГС рассказали об обучении команд цифровой трансформации, о структурах, необходимых для этого. Она рассказала, что для проведения полноценной трансформации в вузах необходимо разбираться в управлении данными, продуктом, развитие инфраструктуры и технологий. Без команды это невозможно. Необходим CDTO — руководитель трансформации, стратег, который имеет образ конечного результата, CTO — человек, формирующий развитие инфраструктуры и технологий, CDO, работающий с данными и CPO — руководитель по продукту.Также спикер обратила внимание на проблемы, с которыми сталкиваются вузы, когда проводят цифровую трансформацию. Во-первых, недостаток финансирования, во-вторых, нехватка квалифицированных кадров на рынке, а также отсутствие ресурсов, специализированных на найме IT-кадров в сфере образования и науки, и недостаточный уровень компетенции в сфере IT у команд цифровой трансформации. Кроме того, представительница РАНХиГС рассказала о принципах, в соответствии с которыми должны обучаться команды цифровой экономики. В первую очередь это мотивация, практикоориентированность, командность и контроль. Спикер отметила и основные блоки программы обучения: стратегический менеджмент, управление цифровой трансформацией, тактическая реализация и цифровая трансформация и ее внедрение уже во время обучения.