Последний день детства

Всё началось с введения оценок: в 1837 году в России повсеместно приняли «Правила для испытания в уездных училищах и гимназиях». Именно тогда появилась пятибалльная система. «Правила» оговаривали экзамены для перехода в следующий класс и на выпуск из гимназии. Конкретное количество экзаменов в документе не устанавливалось, но нужно было сдать самые важные предметы: Закон Божий, российскую словесность, латинский и греческий языки, арифметику и алгебру. В XIX веке для поступления в высшее учебное заведение нужны были дополнительные испытания. Их могли отменить, если выпускник отлично сдавал все экзамены и при наличии положительных рекомендации с учёбы. Такая система сохранялась при Николае I и несколько позже – новые гимназические правила были приняты при Александре II в 1864-м. Заветы Ломоносова Интересно, что школьный экзамен, дающий право на поступление в университет, восходит ещё ко временам Михаила Ломоносова. Именно он создал в 1755 году в Москве гимназию как школу подготовки к университету. Экзаменов для гимназистов тогда запланировали много. Ученики, как современные студенты вузов и ссузов, сдавали зимнюю и летнюю сессии. В своем «Проекте регламента академической гимназии» Ломоносов писал: «Каждый год должны производиться дважды переводы из низших классов в высшие и из высших в студенческий класс. Первый должен происходить в начале нового года, второй – в начале июля». К слову, в XIX веке выпускникам гимназий можно было и не идти в высшую школу, а сразу после выпускных экзаменов стать учителем или чиновником. Гимназия готовила своих учеников к реальной жизни, которая вполне могла начаться сразу после выпускных. Совет гимназии проводил экзамены и выдавал желающим свидетельства на право поступления в университеты, институты или присваивал звание уездного учителя для училищ всех видов. Тот же совет принимал экзамены у чиновников по особой программе и выдавал аттестаты на продвижение в чинах. Кто на что учился Новый устав разделял гимназии на классические и реальные: в классических основательно изучали древние языки, а выпускники могли поступать в университеты без дополнительных испытаний; в реальных упор делали на точные и естественные науки, а поступить в университет было сложнее. Тем самым стимулировалось поступление в высшие технические заведения – там экзамены были проще. Страна всё больше нуждалась в инженерных кадрах. Требования для приёма в гимназию были следующими: возраст ребёнка не менее 10 лет, умение читать и писать по-русски, совершать простейшие арифметические действия (сложение и вычитание), знание главных молитв и таблицы умножения, отсутствие противопоказаний и своевременная оплата обучения. Хотя для детей из бедных семей, у которых были успехи в учёбе, существовали специальные стипендии. Экзамены были платными: за полтора месяца до них нужно было заплатить 10 рублей (в пользу экзаменаторов). Сдавать экзамены могли не только гимназисты последнего класса, но и предпоследнего, в этом случае к ним предъявлялись особые требования по успеваемости, а ещё посторонние лица, учившиеся в других гимназиях. Каждое прошение об экзаменации обсуждалось: рассматривали поведение человека, его нравственное поведение, успехи в учебе. Тогда же принималось решение о допуске до испытаний. Экзамены сдавали по Закону Божьему (устно), русскому языку (письменно), греческому языку и латыни (устно и письменно), математике (устно и письменно), истории (устно). С девушек особый спрос В Курске в своё время действовали ещё и женские гимназии. Самая престижная из них – Мариинская. В её здании сейчас размещается главный корпус КГУ. Практика переводных экзаменов была и в женских гимназиях. При этом по постановлению педагогического совета в высший класс без экзамена могли переходить «только отличные по успехам и поведению ученицы, имеющие полные баллы по каждому предмету». Переводные испытания проводились во всех классах за исключением первого и второго. В 3-4-х классах девочки писали диктант и решали арифметическую задачу, в 5-м классе – сочинение, в 6-м классе – письменную работа по алгебре. Были и устные экзамены: в 3-м классе – по истории и географии, в 4-м классе – по русскому языку, арифметике, истории, в 5-м классе – по Закону Божию, истории и естествоведению (из курса 4-го и 5-го классов), в 6-м классе – по Закону Божию и географии. После окончания гимназии девушки могли работать учительницами. Суровый подход Экзамены начинались в 10 часов утра. Комиссия состояла из директора гимназии, инспектора, учителей и представителей образовательного округа. Приносить с собой на экзамен можно было только таблицу логарифмов (естественно, для экзамена по математике). Письменные принадлежности и бумага выдавались на месте, каждый выпускник находился под постоянным надзором комиссии, покидать зал было нельзя (при необходимости учеников выпускали поодиночке, все бумаги на это время сдавались экзаменатору, и на них делалась отметка). За неделю нужно было сдать все письменные экзамены, потом день проверяли и только после этого переходили к устным. Испытания по российской словесности длились пять часов: за это время нужно было написать полноценное сочинение по заданной теме, которая варьировалась в зависимости от особенностей региона: так, в Казанской губернии могли спрашивать о значении Волги в истории России, а в Петербурге – о чертах творчества Жуковского и Пушкина. Формулировки тем могли содержать исторические или этические вопросы, русские пословицы или поговорки. Экзамен по математике содержал четыре задачи: уровень их сложности варьировался от подготовки учеников в конкретном регионе. Вот пример задачи по алгебре, которую должны были решить гимназисты-выпускники в Петербургском образовательном округе: «Разность двух дробей равна сумме 10 членов арифметической прогрессии, в которой 1‑й член равен ⅟200, 10‑й член равен 0,015, а знаменатели этих дробей равны корням уравнения x2 – 7x + 10 = 0. Найти эти дроби». На экзаменах по древним языкам нужно было переводить тексты, знать грамматику и синтаксис, понимать философские сочинения Цицерона, цитировать Овидия, Вергилия, Горация. Требования к экзаменам по Закону Божьему и истории были довольно размытыми. Большой упор в проверке знаний по истории уделялся Древней Греции, Древнему Риму и России. В 1899 году министр народного просвещения Николай Боголепов отменил переводные экзамены, сделал изучение древнегреческого языка необязательным (как и экзамен по нему) и изменил учебные планы в пользу точных и естественных наук. Каркните в ответ… – Экзаменационные приметы у гимназистов существовали издавна – ещё, пожалуй, с бурсы. Скажем, было гимназическое поверье, что перед экзаменом нужно найти портрет учёного (писателя) и потереть ему нос для хорошей оценки. – По дороге в школу надлежит наступать на все небольшие камушки, но не откидывать их. – Отправьте перед собой отвечать отличника, а когда он сдаст экзамен на 5, пожмите ему руку. – Чтобы не сглазить человека, который отправляется на тест, его нужно не хвалить и успокаивать, а ругать. Участвовать в этом «ритуале» могут как близкие, так и просто знакомые. Однако примета гласит, что результат будет обратным, если человека называют «дураком» либо другими словами, которые указывают на низкие умственные способности человека. – Накануне экзамена запрещено стричь ногти, волосы, мыть голову. Если на неделе несколько экзаменов или началась сессия, то ходить на все тесты нужно в одной и той же одежде. Накануне экзамена запрещено зашивать вещи, так как можно «зашить память» – забыть всё, что было известно ранее. Возвращаться – плохая примета. Если пришлось-таки вернуться, посмотрите на себя в зеркало и поправьте какой-либо свой элемент одежды. – Выветрятся полученные знания также, если вы помоете пол, подметёте его либо вынесете мусор накануне, оставите открытыми учебники и тетради. Суеверие гласит, что весьма плохой знак – наступить на крышку люка. Это предупреждение о неудаче. Обязательно прикоснитесь к какой-нибудь деревянной поверхности, чтобы «отдать» негативную программу. – Ни в коем случае не ссорьтесь с кем-либо накануне важного события, так как вы израсходуете слишком большое количество энергии, которая вам понадобится в будущем. Все студенты должны заполнить самую главную примету – на сессии (если первый экзамен сдан на отлично) зачётку никому показывать нельзя, так как обязательно сглазят. – Перед экзаменом нельзя пользоваться чем-то «халявным». Например, воспользоваться купоном на бесплатную еду, проехаться в транспорте без билета, позволить кому-то заплатить за себя. Копите удачу для важного момента. – Если верить приметам, то воронье карканье, услышанное по дороге на экзамен, сулит явно неудачу. Однако его можно нейтрализовать, каркнув в ответ. Как всё просто, не правда ли? Откуда же тогда берутся двоечники? Отмена и возвращение экзаменов Революция 1917 года привнесла в страну множество новшеств. В корне преобразовалась и вся система школьного образования. Ей на смену пришла Единая трудовая школа – декрет о её создании вышел в 1918 году. В этом документе было прямо указано, что «все экзамены – вступительные, переходные и выпускные – отменяются». Декрет создавал две ступени Единой трудовой школы – сначала на пять лет, потом ещё на четыре года. Спустя пару лет были созданы рабочие факультеты (рабфаки), которые ускоренно готовили крестьян и рабочих к учёбе в университете. Выпускники поступали в вузы без вступительных экзаменов. Впрочем, если выпускник принадлежал «неправильному» социальному классу, то поступить ему было очень и очень сложно: детям дворян, купцов, священников приходилось идти на всевозможные ухищрения и уловки, чтобы скрыть своё происхождение. Полноценные выпускные экзамены вернулись в годы Великой Отечественной войны. В университетах не хватало абитуриентов – сказалась не только война (хотя она была первостепенным фактором), но ещё и введённое в 1940 году платное обучение в школах и университетах. В первые годы войны университеты принимали абитуриентов фактически без каких-либо вступительных испытаний. 9 октября 1944 года нарком просвещения СССР утвердил правила проведения экзаменов на аттестат зрелости. Во многом новая система наследовала гимназический устав. Чтобы получить допуск к экзамену, по всем предметам необходимо было иметь оценку не меньше тройки (не считая пения, черчения, рисования). Можно было сдавать экзамены экстерном. Темы для сочинений, задачи по математике и другие экзаменационные вопросы присылались в школы из облоно. Времени на письменные экзамены отводилось столько же, сколько и до революции – пять часов. Экзамены, которые сдавали советские школьники после 1944 года: русский язык; литература; математика (алгебра, геометриия, тригонометрия); физика; химия; история (история СССР, новая история); иностранный язык. Тем же постановлением вводились и переводные экзамены в средней школе: теперь, чтобы перейти в следующий класс, необходимо было сдать экзамены по пяти-шести предметам. В 1950‑х была создана трехступенчатая система поступления абитуриентов в вузы. Все они были поделены на три категории: принимавшиеся без экзаменов, принимавшиеся без конкурса (если сдавали вступительные экзамены) и принимавшиеся на основе конкурса по итогам экзаменов. Поступить в университет во второй половине 1950‑х было сложнее, чем в послевоенные годы. Было место и хитростям, и блату, и мошенничеству – словом, поступление в вуз в советское время не всегда было простой задачей. Виктор КРЮКОВ

Последний день детства
© Курская правда