Знать физику и разбираться в искусстве: как столичные школьники побеждают на всероссийской олимпиаде

В этом году почти половину всех дипломов Всероссийской олимпиады школьников завоевали столичные ученики. Некоторые из ребят оказались в числе лучших сразу по нескольким предметам. И впервые в истории олимпиады в число победителей вошла незрячая школьница. О том, как добиться такого успеха, куда пойти учиться и с чем связать свою жизнь, победители и призеры из Москвы рассказали mos.ru.

Знать физику и разбираться в искусстве: как столичные школьники побеждают на всероссийской олимпиаде
© Mos.ru

Все больше незрячих ребят участвуют в олимпиадах

Элизабет Пфанненшмидт окончила 10-й класс в школе-интернате № 1 для обучения и реабилитации слепых. Она стала лучшей в стране по немецкому языку, получила всероссийский диплом призера по французскому и стала региональным призером по английскому. Все три языка девушка изучает давно и любит одинаково.

«У меня папа немец. В детстве мама говорила со мной по-русски, а папа по-немецки. А когда мне исполнилось пять лет, я начала учить еще английский», вспоминает она.

Элизабет отмечает, что иностранные языки ей даются легко. Во время подготовки к олимпиадам девушка дополнительно занималась вместе со зрячими школьниками.

«На занятиях ребятам давали задание в формате текста. И мне нужно было переводить его для себя с помощью специального приложения. Если это не получалось сделать, я просила маму или брата прочитать — мама у меня говорит по-французски, а брат — по-немецки и по-английски. То есть мне задания заранее присылали, поскольку я все-таки медленнее их выполняю, и уже на самих занятиях я сидела и перепроверяла их, пока все остальные делали», — рассказывает школьница.

Девушка говорит, что старается больше слушать фильмы и аудиокниги на иностранных языках, а чтобы отвлечься, она включает музыку на том или ином языке.

По словам Элизабет, все больше незрячих учеников участвуют в олимпиадах, многие из ребят доходят до регионального и заключительного этапов. «Например, моя одноклассница прошла в заключительный этап по экологии. К сожалению, она не стала призером, но у нее все впереди. И еще один парень из нашей школы прошел по русскому языку», — говорит она.

Иностранные языки не единственное увлечение Элизабет. Она также играет на фортепиано, поет, занимается математикой и шахматами и иногда пишет стихи. Девушка считает, что ей повезло с одноклассниками и семьей — они всегда готовы поддержать и помочь.

С будущей профессией Элизабет уже определилась. Она будет связана с иностранными языками.

«Я решила, что стану учителем иностранных языков. Учить я хочу именно детей, в особенности слепых, потому что сейчас мало преподавателей иностранного языка, которые знают шрифт Брайля», подчеркивает девушка.

Учить китайский язык с пяти лет

Дмитрий Федоров в этом году окончил 11-й класс школы № 1286. Он стал победителем олимпиады по китайскому языку и призером по экономике.

Изучать экономику Дмитрий начал год назад, именно с этим предметом он связывает свое будущее. С китайским языком же он знаком с пяти лет, учить его начал вместе с мамой, а уже в шестом классе решил поучаствовать в олимпиаде и проверить знания. Кстати, у юноши есть еще одно восточное увлечение, с которым он познакомился даже раньше, чем с китайским языком, — это оригами.

«У меня родители интересовались Книгой перемен и читали ее в русском переводе. Но они понимали, что русский текст не передает полностью смысл, поэтому решили выучить китайский, чтобы читать эту книгу в оригинале», вспоминает Дмитрий.

Он добавляет, что «Книгу перемен» в оригинале прочитать пока так и не может, зато изучение языка, совершенно непохожего на русский, помогло развить память. Дмитрий замечает, что когда он стал заниматься экономикой, то практически сразу запоминал всю новую информацию. А хорошо понять новый предмет, по словам юноши, помогает живой интерес к нему.

«Чтобы хорошо подготовиться к олимпиаде по предмету, нужно его любить. Если нет интереса, то и подготовиться к соревнованию будет сложно. А если ты любишь этот предмет и он тебе интересен, то и подготовка не будет восприниматься как тяжелый труд», — говорит победитель.

Еще один секрет — хороший сон. Дмитрий Федоров считает, что лучше лишний час поспать — потом это окупится повышенной продуктивностью. Поступать он собирается в МГИМО на международные экономические отношения — призовое место в олимпиаде дает право сделать это без вступительных экзаменов.

«В МГИМО я буду изучать экономику и восточные языки это отличный вариант совместить два направления. Думаю, что моя профессия будет связана с международными экономическими отношениями, и мечтаю работать с Востоком», рассказывает Дмитрий.

Закалка из музыкальной школы

Ольга Овчинникова окончила 11-й класс школы № 1561. Она победила в олимпиаде по географии и стала региональным призером по физической культуре.

«Географией я занимаюсь серьезно и готовилась основательно. А физкультура это, можно сказать, случайно. Меня попросили поучаствовать в школьном этапе, потом в муниципальном, затем в региональном, и я очень удивилась, когда стала призером», объясняет выпускница.

Профессионально девушка спортом не занимается, хотя и увлекается фигурным катанием, ходит на плавание, каждые выходные катается на велосипеде по парку, а зимой — на лыжах. По мнению Ольги, велопрогулки по лесу с раннего детства, возможно, и стали причиной любви к природе и увлечения географией. Еще такое хобби сильно развивает наблюдательность.

Готовиться к олимпиаде Ольге помогает планирование. Заниматься следует, не делая больших перерывов, а главное — четко понимать, что тебе нужно.

«Я составляла себе план на год, на лето. И даже если я не могла выполнить какие-то пункты, все равно это давало результат. Уже во время составления плана я видела объем работы, понимала, что мне нужно делать. Это хорошо мотивировало: помогало настроиться, понять, что дел очень много, и приняться за работу», — говорит о секрете успеха Ольга.

Планирование помогает Ольге не только побеждать на олимпиадах, но и находить время на другие увлечения, например музыку. Девушка окончила музыкальную школу по классу скрипки и продолжает играть. Это помогает ей расслабиться после изучения географии.

Вспоминая учебу в музыкальной школе, Ольга говорит, что именно этот опыт помог ей воспитать в себе стремление показать лучший результат. «В музыкальной школе были зачеты четыре раза в год. И их нельзя было пересдавать. Нужно сыграть прямо сейчас и так хорошо, как только ты можешь. Эта закалка помогает и в олимпиадах. Там такой же принцип — прийти и показать максимум именно сейчас», — объясняет она.

Девушка планирует заниматься географией и дальше. Конкретное направление Ольга еще не выбрала, но с вузом уже определилась. Благодаря победе в олимпиаде поступит она туда без экзаменов.

«Я хочу поступать на географический факультет МГУ. Пока что я не решила, с какой областью свяжу свою жизнь. Надеюсь, что смогу определиться после первого курса, когда нужно будет выбрать кафедру. Но пока я планирую заниматься физической географией, возможно, метеорологией, еще рассматриваю картографию», говорит Ольга.

Гуманитарные и точные науки дополняют друг друга

Алексей Кравацкий участвовал в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников сразу по четырем предметам. Он стал победителем по экономике, а также призером по физике и искусству. Кроме того, юноша был призером регионального этапа по математике.

Алексей в этом году окончил 10-й класс лицея «Вторая школа», где уделяют большое внимание физико-математическому направлению. А до седьмого класса он учился в школе с гуманитарной направленностью. Также юноша окончил музыкальную школу и посещал художественную.

«Гуманитарные и точные науки дополняют друг друга, создавая полную картину мира. В гуманитарных науках больше внимания уделяется человеку, там более ценны самостоятельные размышления и выводы, которые могут быть разными. А в математике есть строгие критерии того, правильно решена задача или нет. Решение должно быть безукоризненным на всех этапах. Частично правильные решения не оцениваются», рассуждает школьник.

Сейчас юноша уделяет больше внимания физике. Олимпиады помогают изучать этот предмет основательно.

Алексей считает, что, выбрав основное направление, не стоит забывать о других школьных предметах. А чтобы побеждать на олимпиадах, нужно специально готовиться, решать задания прошлых лет — это позволяет оценить свой уровень. Также полезно посещать курсы Центра педагогического мастерства и ездить на сборы хотя бы в рамках подготовки к заключительному этапу.

«При подготовке не стоит жить только олимпиадными заданиями. Нужно читать книги, смотреть фильмы, спектакли, ходить на выставки. Особенно важно это в гуманитарных предметах. К примеру, на олимпиадах по искусству часто попадаются вопросы, которые не разбирались на сборах. Но с ними можно легко справиться за счет общего культурного развития и логики», уверен парень.

Кстати, кроме школьных предметов, Алексей увлекается программированием и даже… растениеводством. Он проращивает собранные в парке семена деревьев и кустарников и потом высаживает саженцы в своем районе, делая его зеленее. Будущую профессию школьник еще не выбрал, но уверен, что она будет связана с точными науками.