Путь школьников в науку обсудили участники форума «Молодежь и наука»

16 мая 2021 года в рамках российского форума «Молодежь и наука» в Нижнем Новгороде прошел круглый стол «Школьники в науке. Специализированные учебные научные центры и базовые школы РАН как драйверы молодежи в науке». Как отметила ранее министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова, организация учебно-научных центров усилит систему образования региона в целом и выведет ее на новый уровень. «У нас уже есть Центр одаренных детей, базовые школы Российской академии наук, лицеи, которые погружают обучающихся в интереснейшую науку и исследования. Эти образовательные организации находятся в Нижнем Новгороде. А теперь благодаря поддержке Минобрнауки России мы создаем уникальное образовательное пространство и в районах Нижегородской области», — рассказала Ольга Петрова. В работе круглого стола приняли участие президент РАН Александр Сергеев, ректор Университета Лобачевского Елена Загайнова, президент Южного федерального университета Марина Боровская, Народный учитель РФ Лев Пигалицын, ректор Северо-Восточного федерального университета Анатолий Николаев, первый проректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Сергей Салихов, директор Научно-образовательного комплекса ИПФ РАН Александр Рейман. Участники обсудили значение Специализированных учебных научных центров (СУНЦ) для вовлечения школьников в науку, роль учителя и особенности методологии преподавания, воспитательный компонент учебно-научных центров, международные практики в организации научной работы. Особое внимание было уделено тому, как российские и международные состязания и конкурсы юных исследователей дополняют функционал СУНЦ и становятся драйверами развития проектной деятельности в школе. Модератором круглого стола выступил заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов. Он напомнил участникам тот факт, что очень многие лауреаты Нобелевской премии пришли в науку со школьной скамьи. «Свою исследовательскую деятельность они начали в школе. И это оправданно. Ведь наука — дело непростое, строить научную карьеру необходимо в течение длительного времени. Нужно вникать в детали, понимать не только техническую, но и организационную сторону вопроса, знать, как сотрудничать с другими научными группами, чтобы получить ценный результат. Вот почему во всех развитых странах существуют механизмы, которые стимулируют взаимодействие школьников и ученых», — сказал Илья Коршунов. Он пояснил, что подобные механизмы были и в Советском Союзе, существуют они и сегодня. К ним, прежде всего, относятся СУНЦ, где развиваются различные научные направления. В последние годы количество таких учебных центров возросло. Президент РАН Александр Сергеев отметил, что СУНЦ — очень важный инструмент вовлечения школьников в науку, доказавший свою эффективность. «В СУНЦ все инструменты обучения синхронизированы. Поэтому эта модель оптимально подходит, если мы занимаемся ориентацией детей на науку. В отличие от учащихся обычных общеобразовательных школ, где на предпочтения школьников оказывают влияние родители, интернет, школа и так далее, в СУНЦ определяющим является общение с учителями, правильные программы для обучения, интернет используется как источник дополнительной информации. Это хорошая возможность увеличить приток молодёжи в научные университеты», — заявил Александр Сергеев. Елена Загайнова рассказала о создании СУНЦ в Нижегородской области на базе Балахнинского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Учиться в нем смогут дети не только из Нижегородской области, но и юные жители других регионов Приволжского федерального округа. Образовательный процесс стартует в текущем году. «Мы ждем новых Ломоносовых из дальних уголков, дадим им возможность совершенно по-другому построить траекторию своего развития. У каждого ребенка будет персональный научный руководитель, и задача наших факультетов, преподаватели которых и будут с ними работать, — выстроить личный контакт с каждым, ведь науку эти юные таланты будут делать в университетских лабораториях, будут вливаться в наши готовые научные коллективы. И эти коллективы должны быть готовы, что к ним придут одаренные ребята. Стартовав в СУНЦ со старших классов, ребята успешно пройдут бакалавриат и магистратуру, окончат аспирантуру и будут успешно защищать диссертацию», — сказала Елена Загайнова. Продолжая тему, Марина Боровская обратила внимание, что эффективность работы со школьниками, в том числе и в формате СУНЦ, во многом зависит от того, как выстроена образовательная система в целом. «Сегодня около 30 000 детей школьного возраста приходят в воскресные школы университетов для того, чтобы получать дополнительную подготовку. Это большой процент доверия со стороны родителей. В СУНЦ обучается около 3 000 детей — всего 10% от общего числа проявляющих заинтересованность», — рассказала Марина Боровская. По словам Александра Реймана, одним из значимых элементов такой системной работы являются конкурсы молодых исследователей, которые во всем мире выступают драйверами развития проектной деятельности школьников. Яркий тому пример — молодежный российский конкурс научно-технических проектов РОСТ Russian Outbreak in Science and Technolog, который дает возможность детям представлять свои работы на мировом уровне. «Конкурс РОСТ был организован в Нижнем Новгороде в 2008 году благодаря сотрудничеству Института прикладной физики РАН и корпорации Intel. Он стал четвертым российским конкурсом, который попал в международную систему ISEF, и до сих пор остается первым „нестоличным“. С 2018 году РОСТ стал проводиться в Иннополисе (Татарстан), и сегодня в нем могут принять участие не только школьники, но и студенты организаций профессионального образования. В 2020 году на РОСТ была подана почти тысяча заявок из 71 региона России. Примечательно, что в организации конкурса большую роль играют компании, что является успешным примером государственно-частного партнерства, которое очень важно для развития науки», — отметил Александр Рейман. Народный учитель Лев Пигалицын, более 40 лет проработавший в школе №2 г. Дзержинска, рассказал о том, как сумел создать уникальную систему вовлечения школьников в научно-исследовательскую деятельность под названием «Клуб юных физиков», через который прошли более 150 докторов и кандидатов наук.