Мечтаю о космосе: как школьнику стать астрофизиком
Рассказываем, как устроена школа астрофизики «Траектория» и почему романтикам там не место. Я хочу стать астрофизиком! Часто ли можно услышать такое от школьника? В школе «Траектория», где учат ребят, неравнодушных к космосу, часто. В астероиды, черные дыры и темную материю подростков влюбляют настоящие ученые, астрофизики и космологи, они же учат ребят обращаться с телескопом, развенчивают мифы: звезды и астероиды «открывают» вовсе не ученые, а работа астрофизиков лишена всякой романтики. По просьбе «Летидора» в школе побывала Маргарита Тимофеева и рассказала, что за дети в ней учатся и как. Престиж ученых в обществе растет, более 50% россиян хотят видеть своих детей в сфере науки, таковы данные опроса ВЦИОМ . В эту тенденцию как нельзя лучше вписывается астрофизическая школа «Траектория» — проект одноименного фонда образовательных и культурных инициатив. Здесь старшеклассники, увлеченные астрономией и космосом, совершенно бесплатно занимаются любимыми предметами с именитыми учеными. Как проходит отбор в школу и обучение У школы нет как таковой базы. Дети, точнее ученики 9-11 классов, учатся преимущественно онлайн. Занятия проходят онлайн, но во время весенних и летних каникул ребята встречаются и интенсивно учатся, что называется, с погружением, в обсерваториях или научных центрах России, Финляндии и Армении. Ребята занимаются физикой, математикой, астрономией, английским языком, знакомятся с экспериментальными и аналитическими методами астрофизики. Обучение длится три года. Попасть в школу не так-то просто. Конкурс всероссийский. Желающих много – пять человек на место. Принимают восьмиклассников, прошедших испытания по физике, математике и астрономии. В этом году из 250 желающих отобрали лишь 45. В этом году юные астрофизики из Мурманска, Якутска, Пензы, Новосибирска и других городов страны собрались на пару недель в Подмосковье. В Звенигородской обсерватории РАН на телескопах и астрографе Цейсс-400 наблюдают за звездами, планетами и туманностями, изучают физику, математику, программирование и даже английский, чтобы знать тренды и достижения западных ученых. Любимые уроки у ребят — практикумы, где они решают нестандартные задачи. Например, измерить линейкой и транспортиром расстояние до воображаемой Луны на противоположной стене класса. «Имея простейшие геометрические приборы, знания и смекалку нужно измерить расстояние между объектами. Мы даем возможность подумать и переизобрести метод измерения расстояния. Интересно, какие они попытки предпринимают», — говорит педагог астрофизической школы «Траектория», старший научный сотрудник лаборатории космических проектов ГАИШ МГУ, к. ф.-м. наук Антон Бирюков. Вгрызаться в звездную науку помогают тьюторы — молодые ученые, кандидаты наук, аспиранты и даже выпускники прошлого набора. В школе уже был первый и пока единственный выпуск. Из 45 человек до финиша дошли 28 и стали студентами МГУ, МФТИ, РУДН, МИФИ. Некоторые выпускники, кто не связал свою жизнь с астрономией и астрофизикой, все равно остались в науке — школа дает широкую научную базу — и нашли себя в химии, биологии, психологии. Правда ли, что астрономия — для романтиков Школа не готовит детей к ЕГЭ, не дает преференций для поступления в вузы и не подходит олимпиадникам. Соревновательный элемент мешает обучению — научная работа чаще всего рутинна. К тому же деятельность ученого — это решение задач, на которых часто нет ответа, это поиск неизведанного. Ребята, привыкшие находить ответы на олимпиадные задания , оказываются к такому не готовы. Одна из главных целей «Траектории» — показать ученикам реальную научную деятельность: чем занимаются ученые-астрофизики, как проходит их день, какие они решают задачи. В школу поступали школьники, которые романтизировали профессию астрофизика, мол, он смотрит на красивое звездное небо в телескоп. Как же они удивились, узнав, что у современных ученых рабочий инструмент не телескоп, а монитор компьютера. Значительную часть работы телескопы, как компьютеры, делают сами. Современные астрономы в основном сидят в кабинетах и наблюдают за космическими телами с помощью компьютерных программ, подключенных к телескопу. Как рассказал преподаватель школы, завотделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН, профессор Дмитрий Вебе, открытие новых звезд и астероидов сегодня не считается достижением — этих небесных тел на небе много, а «открывают» их автоматические программы. «Дети думают, что астрономия – это звезды, романтика, небо. Потом сталкиваются с реальностью. Знакомятся с учеными, видят, что они давно в телескоп не смотрят, а занимаются программированием. Для многих это становится решающим фактором. Были ребята, которые проучились почти три года и лишь тогда поняли, что это не их», – отмечает директор «Траектории» Михаил Юрик. Шанс найти будущего коллегу-ученого Однозначно можно сказать, что подросткам учиться в астрофизической школе нравится: здесь они встречают единомышленников — в России не так-то много людей, которые «горят» космосом. Игорь из Пензы признается, что двух недель невероятно мало — он готов остаться еще на месяц. В «Траектории», уверяет он, гораздо интереснее, чем в обычной школе, — можно заниматься только любимыми предметами. Девятиклассница московской школы Настя поступила сюда с сестрой-близняшкой, а астрофизикой заинтересовалась пару лет назад. «Я поняла, что рано или поздно придется решать, чем заниматься в жизни. И выбрала самое интересное – астрофизику», — рассказывает школьница. А Настя из Новосибирска уверена, что космос еще мало изучен и науке нужны не просто профессионалы, а фанаты своего дела. Ирина из Москвы увлеклась астрономией еще в начальных классах. В 14 лет она поняла окончательно, что хочет заниматься наукой, а в сфере ее интересов звезды и астероиды. Катя из Тольятти — полна решимости стать астрофизиком и уже выбирает специализацию. Кстати, в этом наборе девочек и мальчиков поровну. «Школа уникальна тем, что она учит работать. Это как репетиция перед большим миром науки. Подростки работают с тьюторами и научными руководителями, учатся писать научные статьи. Мы погружаем их в среду универсального взаимодействия», – говорит Константин Петров, директор по развитию фонда «Траектория». Перед астрофизиками стоит множество вопросов, ответы на которые им еще предстоит найти. Наличие жизни в пределах солнечной системы и на экзопланетах, эволюция Вселенной, темная материя, нейтронные звезды и быстрые радиовсплески — поле для будущей деятельности молодых астрономов огромно. Фото: пресс-служба астрофизической школы «Траектория» Главный редактор «Летидора» Ксения Краснова воспитывает… родителей! Как? Смотрите TikTok!