Отклик на протесты "желтых жилетов". Франция закрывает школу элиты

Альма-матер четырех президентов и девяти премьер-министров Франции — Национальная школа администрации (ENA) в Страсбурге в ближайшие недели перевернет последнюю страницу в своей впечатляющей истории. В прошлом останутся три четверти века подготовки высшего звена государственных служащих.

Отклик на протесты "желтых жилетов". Франция закрывает школу элиты
© ТАСС

Примечательно, что вердикт школе вынес один из наиболее знаменитых ее выпускников. Президент Франции Эмманюэль Макрон, окончивший данное образовательное учреждение в 2004 году, представил в этом месяце проект реформы госаппарата, который включает упразднение родной академии.

Таким образом, логическое завершение получило намерение главы государства, впервые сформулированное им еще весной 2019 года. "Я полагаю, что для проведения намеченных реформ следует упразднить Национальную школу администрации", — поделился тогда планами французский лидер. Как стало известно сейчас, ENA будет заменена Институтом государственной службы (ISP).

Закрытие "школы элиты", как называли страсбургскую академию ее оппоненты, является одним из откликов на протестное движение "желтых жилетов". Его активисты в ходе маршей, проходивших с осени 2018 года по всей Франции, выражали недовольство тем, как действует в стране социальный лифт. Страсбургская академия не избежала претензий: среди ее выпускников лишь единицы происходили из рабочих семей.

Кадры решают все?

Это отнюдь не означает, что сама идея создания ENA была ошибочной. Образование кадровой кузницы вскоре после завершения Второй мировой войны диктовалось чисто прагматическими соображениями. Она была призвана обеспечить государство квалифицированными управленцами в послевоенную эпоху.

Исторический ордонанс об основании этой академии 9 октября 1945 года подписал глава Временного правительства Французской Республики генерал Шарль де Голль. На новое учебное заведение возложили обязанность готовить специалистов для Госсовета (консультирует власть по проблемам законодательства), Счетной палаты, Генеральной инспекции финансов, дипломатической службы и префектур.

Организационную работу по созданию ENA и подготовке устава госслужбы возглавил генеральный секретарь Французской компартии Морис Торез. Приглашенный де Голлем на пост вице-премьера, он курировал реформу госаппарата. Лидер коммунистов подошел к поручению со всей ответственностью, понимая: "Кадры решают все".

Премудрости управления за 27 месяцев

За три четверти века академию окончили 7 085 французских специалистов и 3 852 — зарубежных (более чем из 130 стран). Долгое время она располагалась в Париже, но в 1991 году сменила адрес на Страсбург — ближе к европейским институтам. Секреты управления воспитанники постигали за 27 месяцев, из которых половина посвящалась академическим занятиям, остальное — стажировке в префектурах и министерствах.

На видном месте было ораторское искусство. Слушателей учили выстраивать аргументацию, вносить в нее нюансы и не забывать о триаде "тезис — антитезис — синтез". Даже если речь шла о самом учредителе — французском государстве, в дискуссиях поощрялась критика. "ENA позволяла снять с институтов власти священные покровы, изучить коды поведения, приблизиться к командным центрам", — свидетельствует депутат Национального собрания (нижней палаты парламента) от президентского движения "Республика на марше" Робер Гро.

В последние годы к прежним дисциплинам был добавлен новый вступительный экзамен. Его цель заключалась в том, чтобы проверить способность абитуриентов адаптироваться к различным ситуациям, регулировать стресс, преодолевать конфликты. И главное — действовать в команде.

В пятерке лучших

К моменту выпуска Эмманюэль Макрон вошел в пятерку лучших слушателей курса. К тому времени, разумеется, мало кто помнил, что один из самых блестящих воспитанников ENA смог поступить в эту академию лишь с третьего захода.

По словам Макрона, у которого к тому времени уже было два университетских диплома, он "провалился на экзамене по предмету, который знал лучше всего, — литературе". Как признался президент, он "был слишком влюблен, чтобы серьезно подготовиться к конкурсу". У истории оказался счастливый конец: в 2007 году недавний выпускник Макрон вступил в брак с учительницей французского языка Брижит Троньё.

На каждого слушателя страсбургской академии государство расходовало более €50 тыс. Это вдвое превосходило затраты в других университетах. Слушателям выплачивались стипендии, но они были обязаны работать затем на государство в течение десяти лет, а в случае нарушения условия — возместить расходы.

С этим правилом пришлось столкнуться самому Макрону. Когда осенью 2016 года он решил баллотироваться в президенты, оказалось, что он не пробыл на госслужбе положенные выпускнику десять лет. Без пяти минут президент должен был вернуть государству €54 тыс., чтобы покрыть неустойку.

Реалии XXI века

Свои рабочие места и карьерное старшинство выпускники получали в зависимости от результатов учебы. Реформы Макрона призваны покончить с тем, что он считает "пожизненной рентой" высокопоставленных чиновников. Главе государства хотелось бы, чтобы карьерные ступени стали "менее линейными". Он намерен поощрять регулярные перемещения по службе — в провинцию или частный сектор.

Парламент дал правительству срок до 7 июня для запуска реформы госаппарата. Министр государственной службы Амели де Моншален пояснила смысл планов так: готовить кадры к реалиям XXI века в области экологии, цифровой экономики и новых технологий. По ее убеждению, "рейтинг в 25 лет не должен предопределять всю карьеру".

Цель школы — не защита диплома, пояснила она. Слушатели проходят вступительный конкурс, и их принимают как госслужащих, а государство как работодатель должно подготовить их к тому, чтобы они были на высоте поручаемых обязанностей. По мнению госпожи де Моншален, в каждом регионе выпускники по меньшей мере двух университетов должны участвовать в конкурсе: "Приходилось слышать от молодых людей, что они отказались от поступления, поскольку родились не в том городе или не в том квартале. Такого не должно быть в республике".

Примирить граждан с властью

В своем обращении к 600 госчиновникам, принявшим участие в апрельском управленческом конвенте, Макрон заявил, что новый институт обеспечит основу образования общего для всех будущих администраторов, будь то префекты, послы, ректоры.

Реформа не исключает "позитивной дискриминации". В феврале французский президент объявил о создании специального конкурса для кандидатов из широких социальных слоев, чтобы предоставить им больше возможностей для поступления. Этот конкурс, вероятно, будет практиковаться в будущем учебном заведении. После зачисления слушатели пройдут общий курс обучения, который позволит им приобрести понятия об общих ценностях наряду со слушателями других административных школ, готовящих судей, комиссаров полиции и директоров больниц.

Прежде выпускники школы могли сразу после ее окончания поступать на службу в крупнейшие государственные учреждения. Теперь они смогут сделать это только после работы на местах. Посты станут функциональными и не будут больше предполагать достижения определенных чинов. Они станут открыты для всех чиновников без особых условий.

В глазах лидера партии "Национальное объединение" и вероятной соперницы Макрона на президентских выборах 2022 года Марин Ле Пен, закрытие Национальной школы администрации не более чем "пи-ар-ход". "И совершенно лишний", — считает она. Французы, по ее мнению, ждут изменения принципов управления, а не замены школ.

Представитель другой оппозиционной правой партии, "Республиканцы", Жан-Франсуа Копе считает, что Макрон "включился в бесконечную гонку с тем, чтобы угодить популистам".

Но глава государства апеллирует непосредственно к электорату. Он обещает ему глубокую революцию в области кадровой политики, чтобы примирить сограждан с властью. Согласно его окружению, французский лидер глубоко привержен этому проекту. За год до президентских выборов Макрон посылает ясный сигнал избирателям: реформы будут продолжаться. Как был воспринят этот сигнал, станет ясно в июне, когда во Франции должны пройти региональные выборы.