«Ни один нормальный человек не заходит на сайт школы»: как учитель из Челябинска «разрывает» TikTok
Учитель математики из челябинского лицея Петр Земсков буквально взорвал российский интернет своими образовательными роликами. Всего за пару месяцев он набрал более полумиллиона подписчиков в TikTok. Корреспондент «МИР 24» поговорил с учителем-тиктокером о его блоге, современном образовании и социальных сетях.
«Год назад мне казалось, что в TikTok фриковый контент»: как учитель математики ворвался в социальные сети.
Петр Земсков ведет страницу не только в TikTok – на канале в YouTube у него уже 204 тысячи подписчиков. Каждое видео набирает более ста комментариев – зрители вместе анализируют услышанное и увиденное, вместе разбирают задачи.
Помимо работы в школе, математик – многодетный отец, у него с супругой шестеро детей! Правда, трое из них уже выросли и живут отдельно. Петр Александрович рассказал о своих блогах и о том, как ему удается все успевать.
– Петр, расскажите, как родилась идея рассказывать о математике в социальных сетях? На YouTube вы уже несколько лет ведете свой канал, почему решили ворваться и в TikTok?
– Каналом на YouTube мы занимаемся очень давно, с 2017 года, и добились там серьезного результата – на данный момент у нас более 200 тысяч подписчиков. Среди математических каналов это приличный результат. Когда появился TikTok, мои дети и мои ученики предложили там зарегистрироваться. Год назад мне казалось, что там довольно фриковый контент – люди дурачатся, одни пляски. В этом же году я почувствовал, что вот оно – пора. И со 2 января мы начали вести аккаунт в TikTok. Видимо, вовремя, потому что TikTok требует мощной работы, на первых порах необходимо выкладывать по семь-десять роликов в день. А для этого нужно свободное время, и мне повезло – как раз были новогодние каникулы в школе. Разумеется, нужно заручиться поддержкой семьи, потому что меняется весь семейный режим, каждая свободная минута уходит на съемки.
– Вы работаете учителем в школе, репетитором, кроме того, у вас шестеро детей. Хватает время вести сразу несколько аккаунтов в разных социальных сетях?
– У нас уже есть четкое расписание, оно дисциплинирует. В YouTube ролики выходят по вторникам, четвергам и субботам, а готовим мы их в субботу, но можем и внеочередную съемку сделать. В TikTok то же самое – я отвел восемь уроков, приехал домой, младшего уложили спать днем, и можно начинать съемки. Три-пять роликов можно успеть снять, если не больше. Съемки идут столько, сколько длится сам ролик – 60 секунд. Мне ведь не надо придумывать тему – все задачи уже составлены, я их просто решаю. Главное – самодисциплина и график.
– Вы в TikTok и вы в жизни – это два разных человека?
– Кто-то считает, что тот человек, который в TikTok и YouTube, и я реальный – это разные люди. Но друзья и знакомые знают, что это один и тот же человек. Может быть, в TikTok я чуть-чуть переигрываю, но, в целом, все то же самое.
– Снимать ролики вам помогает супруга. Ее жизнь тоже связана с математикой?
– Она окончила политехнический и много лет живет рядом со мной, поэтому она автоматически, я так думаю, увлеклась математикой. Тот человек, которому я рассказываю задачу – это она. То есть, я вижу перед собой живого человека, разговариваю не с глазком камеры, а с ней. Супруга олицетворяет того зрителя, который потом это видео посмотрит. Если я говорю: «Порешай со мной», то она принимает это на свой счет. Поэтому создается такая доверительная обстановка, зрителю кажется, что я обращаюсь именно к нему.
«Ни один нормальный человек не заходит на сайт школы»: о старшем поколении и образовании в социальных сетях
Мнение общественности о TikTok неоднозначно – в большинстве случаев старшее поколение воспринимает его как легкомысленную и бесполезную платформу. Однако в последнее время все больше и больше учителей заводят образовательные блоги, делятся интересным контентом, вмещая 45-минутное занятие в 60-секундый ролик. Нужно ли подстраиваться под современную действительность?
– У советского поколения мнение категорично – социальные сети, в частности TikTok, вредят детям, и ничего хорошего в нем нет. Может ли в таком случае произойти диалог между старшим поколением и школьниками?
– Бесспорно, что соцсети сейчас – это веяние времени, это то место, где живут и общаются люди. Спорить с этим, по меньшей мере, бессмысленно. Я читал директора одной московской школы, который писал, что до недавнего времени у него была иллюзия, что, если он что-нибудь напишет на сайте своей школы, то его все услышат. Ни один нормальный человек не заходит на сайт школы. Думаю, что туда может зайти только мама первоклассника. Кроме того, сами учителя, взрослые люди, где общаются? В группах мессенджеров. Это удобно – вместо тысячи совещаний можно просто написать в общий чат. Люди, которые утверждают, что детей надо выгнать из соцсетей, сами сидят в них. Если они предлагают закрыть соцсети, где сидят дети, то они хотят их вообще потерять, вместо того, чтобы войти и интегрироваться в эту социальную сеть.
– Сегодняшнее поколение школьников воспринимает информацию немного по-другому, нежели их родители, бабушки и дедушки. Значит ли это, что образование должно идти в ногу со временем, а учителя преподносить информацию по-современному? Вообще, должен ли современный учитель «быть в тренде»?
– Представьте, стоит емкость и в ней лежат красные – хорошие шарики, и так же много черных – плохих шариков. Если шариков черных очень много, то вероятность, что ребенок не глядя сунет руку в эту емкость и вытащит черный шарик, весьма высока. А если в емкость как можно больше набросать шариков красных, то их доля возрастет и вероятность, что ребенок вытащит плохой шарик, понижается. Контент в TikTok вылезает случайно, вероятность, что ребенку, вошедшему в эту сеть, прилетит нехороший ролик, весьма высока. А если мы, все учителя, набросаем туда толкового контента, то шанс получить плохой контент уменьшится. То есть, надо вытеснять.
Во-вторых развлечение никто не отменял, человек всю жизнь развлекается. Чем развлекается молодой человек? Танцами, песнями, повторением за другими. В TikTok популярны тренды. Что такое тренд с исторической точки зрения? Это талантливый повтор на более высоком уровне. Пушкин не чурался трендов – Дон Гуан из «Маленьких трагедий». Сколько было написано Дон Жуанов? Это ведь все повторение известных сюжетов, но Пушкин сделал это так талантливо, что остальных мы можем даже и не помнить.
– Почему сегодня активный учитель в соцсетях – это редкость? Правда ли, что для многих ваших коллег соцсети кажутся легкомысленными? Или они боятся осуждения?
– Я думаю, что каждый занимается тем, чем он хочет. У меня сейчас в TikTok более полумиллиона подписчиков. Представьте себе, пять учителей начали выкладывать ролики, у одного большое количество подписчиков, а у другого ни одного – и он бросил это дело. Во-вторых, я думаю, что не каждый человек готов бесплатно перестраивать жизнь семьи, заниматься роликами. А если в семье нет единомышленников? В YouTube прежде, чем добиться какого-то признания, мы два года регулярно записывали ролики с решением задач, доказательством теорем. У меня была цель не слава и богатство, а то, что я мог записать ролик про решение задач, которые мы проходили на уроке, чтобы ученик в любое время дня и ночи подсмотрел и смог подготовиться. Кроме того, многие учителя боятся цензуры на уровне государства и общества, увольнения.
– Практически год школьники и студенты учились дистанционно. Как вы думаете, насколько обучение в интернете может заменить очные занятия?
– На данный момент я пока убежден, что очное обучение не заменить. Можно, конечно, учиться по YouTube и TikTok – начинаешь сам решать задачу, и у тебя что-то не получается. Если бы этот ребенок был рядом со мной, я бы сразу понял, что он, например, не умеет делить дроби, поэтому не может решить задачу. Я за две минуты могу это продиагностировать, мы устраняем пробел и идем дальше. Сможет ли ребенок сам понять, что у него не получается уравнение не потому, что он не знает его алгоритмы решения, а из-за того, что он не может дроби поделить? Если он сам сможет себя продиагностировать – хорошо, но это вряд ли.
И, парируя выпады тех, кто против соц.сетей: я сейчас выеду в чистое поле и буду доказывать на доске теорему Пифагора. Вроде бы где-то на планете Земля я ее объявил. А теперь представьте, я выхожу на Красную площадь, ставлю доску и начинаю рассказывать. Где меня услышат? Так вот, сайт школы и учителя – это чистое поле, где нет никого, а социальная сеть – это Красная площадь. Математику нужно нести туда, где люди, а они в соцсетях.
«Одиозный дед»: стоит ли говорить на молодежном сленге?
Активная работа в соцсетях – это погружение в мир современного сленга, сотрудничество с блогерами и неминуемый хейт. Петр Земсков рассказал, как он реагирует на злостные комментарии, почему его прозвали «одиозным дедом» и как ролик в TikTok помог исправить ошибку в школьном учебнике.
– Вести блог в TikTok – значит автоматически быть в курсе всех тенденций. Используете ли вы в повседневной жизни молодежный сленг?
– Понятно, что я как современный человек знаю все эти слова и могу их употребить, потому что они становятся общепринятыми. Но я по-прежнему говорю не рофлить, а шутить, не флексить, а танцевать, не лайфхак, а изюминка. Я на уроке не произношу этих слов даже не из принципа, я просто к ним не привык, я разговариваю на обычном русском языке. Но дети видят, что я обычный учитель математики из Челябинска, собрал большое количество подписчиков в блоге, в контенте которого нет ничего предосудительного. Несмотря на то, что я искусственно не перехожу на язык детей, я разговариваю с ними на одном языке смыслов. Они видят, что я понимаю, что такое соцсети, я на их территории – меня и их волнуют те же вопросы. Некоторые ученики даже спрашивают совета по ведению TikTok.
Я не пытаюсь показать им дешевый авторитет, употребляя все эти слова, а показываю настоящую заинтересованность в жизни молодых людей. Они видят, что наш учитель смог добиться на нашей территории успеха. Иногда кто-то говорит, что хочет быть как я. То есть кто-то захотел последовать моему примеру и пойти в пединститут.
Во всех новостях в последнее время слово учитель употребляется с неким негативным подтекстом – уволили учителя, учитель подрался с учеником, ученик избил учителя. И когда начинают говорить, что учитель из Челябинска объяснил геометрию за две недели, он дает веселые уроки, идет поднятие престижа профессии.
– В комментариях вам часто пишут слова благодарности, какие-то безобидные шутки, а как вы относитесь к хейту (прим. ред. – ненависть, злые комментарии)? Часто ли вам пишут обидные вещи, и как правильно на них реагировать?
– Этого бояться не следует. Во-первых, это, как говорят сейчас, признак популярности. Но мне было проще, все-таки я уже состоявшийся человек, я знаю, что я говорю. Если пишут конструктивную критику, когда мне указывают на ошибку, я ее принимаю. А хулиганистых комментариев в TikTok очень мало. В YouTube у меня стоит фильтр на нецензурную брань и оскорбления. Я еще отслеживаю, чтобы люди не оскорбляли друг друга и была доброжелательная обстановка. В этом году у меня пятые классы, я не хочу прийти на работу и услышать от ученика, что он разбирал задачу, а ему в комментариях кто-то написал гадости. Но споры, несогласие – конструктивную критику – оставляю.
– С какой самой необычной реакцией на свои видео вы сталкивались?
– В YouTube у нас уже сложился некий костяк, я иногда отслеживаю, как они разбирают мою задачу, дают ей анализ, и если там все в порядке, я успокаиваюсь, что даже им понравилось. Они очень суровые критики, и если я допускаю где-то оплошность или неточность, они мгновенно реагируют – такие строгие друзья. Есть еще люди, которые предлагают блестящее решение задачи – в тысячу раз лучше, чем у меня. Здесь я могу даже записать ролик по их комментарию.
– Насколько я знаю, была какая-то история, когда дети нашли ошибку в учебнике и создатели вам написали в комментариях…
– Мы решали в классе задачу за пятый класс и нашли некий недочет. Записали ролик с вопросом к зрителям о том, как нам быть. И когда мы выпустили этот ролик, к нам пришел комментарий от одного из авторов этого учебника. Он сказал, что в следующем издании эту задачу подкорректируют. Раньше такого себе невозможно было представить, что в какую-то челябинскую школу, учителю Петру Александровичу и его пятиклассникам напишут: «Ребята, благодаря вам я подкорректирую учебник». Социальная сеть дала нам возможность напрямую общаться с авторами, мы можем вынести многие вопросы на общественное обсуждение.
– В интернете вас прозвали «одиозным дедом». Почему?
– Несколько лет назад кто-то написал под одним из видео «ох уж этот одиозный дед», забавное словосочетание. Не все знают, что одиозный – это что-то неприятное, раздражающее. Сейчас мы пореже используем это выражение, но иногда пишем в шутку. Кому-то из моих поклонников это не нравится, но я сам раскрутил это словосочетание.
– Какие блоги в интернете вы сами смотрите?
– Из математических блогов я смотрю Алексея Савватеева, мы дружим и у нас даже есть общий ролик. Смотрю в TikTok то, что делают наши дети – сын Максим со своей женой уже набрали 100 тысяч подписчиков, делают шутливые видео. Две дочери, которые живут в Москве, тоже ведут блоги – одна визажист, другая рассказывает о ребенке. Ну, и как обычный пользователь, смотрю фильмы, слушаю музыку. В машине я слушаю не радио, а подкасты на YouTube.