Умный зонт и лазерная бас-гитара: чем занимаются ученики детского технопарка «Альтаир»

Детский технопарк «Альтаир» открылся сравнительно недавно — в 2019 году, однако за это время образовательные программы учреждения прошли уже более 10 тысяч школьников. Тут играют в настольный теннис, практикуются на тренажерах виртуальной реальности и, конечно, усердно учатся.

Умный зонт и лазерная бас-гитара: чем занимаются ученики детского технопарка «Альтаир»
© Mos.ru

Образовательный успех «Альтаира» успели отметить на общероссийском уровне — технопарк включили в перечень федеральных инновационных площадок. Как развивается детский технопарк «Альтаир» — в материале mos.ru.

Образовательная звезда

Технопарк словно заповедное место скрыт от прохожих за высокими стенами МИРЭА. Это неслучайно: «Альтаир» является его структурным подразделением.

Детский технопарк начинал свое развитие с трех глобальных направлений: химия и биотехнологии, радиоэлектроника и ИТ. Под каждую сферу сформирован кластер лабораторий, оснащенных по последнему слову техники. Для изучения радиоэлектроники в распоряжении школьников есть рабочие станции, генераторы, беспилотные системы и 3D-принтеры. Медицину и химию воспитанники технопарка исследуют с помощью спектрометров, хроматографов и профессиональных микроскопов. Пространство для изучения информационных технологий похоже на тренажерный зал для киберспортсменов. Здесь располагаются голографическая платформа, специальные кресла и установки для погружения в виртуальную и дополненную реальность.

Лидирующие позиции «Альтаир» подтверждает не только передовым техническим обеспечением, но и нестандартными подходами к обучению. Начальник управления по работе с абитуриентами РТУ МИРЭА и куратор технопарка Вера Рогова рассказывает, что сегодня на площадке запускаются метапредметные программы.

«Мы поняли, что не бывает в чистом виде химиков, инженеров, айтишников, поэтому сейчас появилось очень много программ на стыке предметов, например химии и радиоэлектроники, химии и ИТ. В этом году мы даже запускали гуманитарные программы по предпринимательству, экономике, которыми интересовались многие ребята. Например, курс по электронному бизнесу — на стыке ИТ и экономики», — отмечает Вера Рогова.

По ее словам, важную роль играет не только содержание, но и формат обучения. «Альтаир» в первую очередь нацелен даже не на получение знаний, а на пробуждение интереса и профориентацию школьника. Многие дети, которые приходят в технопарк, не сразу могут определиться, куда двигаться. Часто ребята идут в одну лабораторию, а через полгода начинают пробовать себя в совершенно другом направлении.

«Нет задачи, чтобы дети сидели по струнке, надо, чтобы у них появился интерес. У нас можно “пощупать” реальные направления и специальности. Все курсы связаны с тем, что тут показывают основы будущей профессии, то есть можно провести для себя тест-драйв, осознанно определиться. Программы бесплатные, поэтому к нам может прийти любой школьник. Плюс каждая программа нацелена на результат, чтобы по итогам обучения можно было сформировать портфолио и получить преимущество. Например, дополнительные баллы для поступления в вуз», — подчеркивает куратор.

Показательны и результаты такого подхода. В 2020 году выпускники технопарка заняли призовые места на многих научных конференциях и олимпиадах: «Наука для жизни», Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ, «Шаг в будущее», «Большие вызовы». На конференции «Инженеры будущего» 40 процентов победителей и призеров — это воспитанники технопарка. Всего финалистами конкурсов и премий в прошлом году стали более 500 выпускников технопарка.

Площадка для инноваций

Статус федеральной инновационной площадки — это очень имиджевая вещь. Он дается за успешные инновационные проекты и стимулирует дальнейшее внедрение уникального опыта в другие образовательные организации. Пока что РТУ МИРЭА — единственный университет, который получил статус за реализацию проекта детского технопарка.

Уже разработан план мероприятий, чтобы передать накопленные знания другим площадкам. Например, фестиваль работ выпускников технопарка позволит показать проектную деятельность учеников. В планах — участие и организация ряда конференций, которые продемонстрируют, как используется оборудование и проходит обучение. «Большинство программ технопарка уникальные, разработаны педагогами университета совместно с индустриальными партнерами и реализуются только в детском технопарке “Альтаир”», — говорит Вера Рогова.

Среди партнеров — компании-флагманы в индустрии. Технопарк перевел программы в дистанционный формат на базе платформы «ВКонтакте». Этот опыт транслировали и даже запустили отдельную инициативу «Цифровой волонтер», в рамках которой разработали большое количество текстовых и видеоинструкций. Такая поддержка помогла другим учреждениям наладить дистанционную работу.

Среди перспективных проектов «Альтаира» Вера Рогова отмечает отдельный портал для работодателей. Там компании смогут посмотреть портфолио выпускников и сделать предложение тем, чьи достижения и проекты их заинтересовали. Причем предложением может стать как договор о целевом обучении, так и отложенный трудовой договор.

«Сегодня у детского технопарка “Альтаир” около 20 индустриальных партнеров. В случае успешной учебы они помогут ребятам построить блестящую карьеру. Уже сегодня с выпускниками технопарка заключено 26 отложенных трудовых договоров. Это значит, что ребята уже определились с траекторией дальнейшего развития и могут быть уверены в своем будущем», — отметил руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин.

Коляска-трансформер и умное лекарство

Среди проектов, которые реализовали воспитанники «Альтаира», сложно выбрать один. Здесь можно увидеть самые смелые и необычные идеи: генно-модифицированный батат с повышенной сопротивляемостью вредителям, проект умного зонта, следящего за положением солнца, создание искусственного мяса, проектировку лазерной бас-гитары и тест на правила дорожного движения, который проходит в виртуальной реальности.

Заведующий лабораторией радиотехнических и радиоэлектронных систем Святослав Литвинов рассказывает, что зачастую ученики с радостью подхватывают любую идею.

«Мы никогда не навязываем детям направление мысли, но зато всегда готовы помочь или подсказать, если они обращаются сами. В этом году есть два интересных проекта для людей с ограниченными возможностями: трость, которая подает сигналы с помощью звука, и коляска-ступенеход для инвалидов», — говорит он.

С воодушевлением про свой проект рассказывает учащийся 10 класса школы № 1329 и детского технопарка Олег Коконцев. Именно он разработал и собрал прототип перспективной инвалидной коляски. Социальный проект сразу увлек будущего программиста.

«Коляска предназначена для людей с ограниченными возможностями, и, помимо колес, у нее есть дополнительная функция: подниматься и спускаться по любым лестницам с помощью гусениц. Сегодняшние аналоги делают ставку на изменение формы колес. Я решил сделать гусеницы, чтобы попробовать новый вид. Это должно быть более комфортно для пассажира, потому что уменьшается количество скачков. Весь проект разрабатывался вручную: сначала в специальной программе, потом печатались на 3D-принтере гусеницы, колеса, подключалась электроника. Начинали мы в октябре, и вот недавно появился рабочий прототип. Теперь осталось только дописать код и доделать кресло», — отмечает молодой человек.

Олег уверен, что через несколько лет усовершенствованное устройство будет работать более эффективно, и не исключает возможности вывести свою разработку в производство.

Еще один социально значимый проект создала школьница Анна Левченко, но уже в медицинской сфере. Она синтезировала специальное вещество, липид-хелпер, которое применяется для лечения наследственных и приобретенных заболеваний. Несмотря на необычное название, у него достаточно простой принцип действия: лекарство облачается в специальную нанокапсулу — липосому — и благодаря этому успешнее доставляется к нужному участку.

Как и многие воспитанники «Альтаира», Анна нашла свое призвание не сразу, но ничуть не жалеет о том, что сменила область интересов.

«Честно говоря, сначала меня заинтересовала физика, но потом полюбилась и химия. Мне очень нравится наука, органическая химия, планирую с этим связать свою жизнь. Интересно изучать свойства веществ, в том числе и лекарственных препаратов. К тому же это перспективно», — заключает школьница.

Проект Анны не остался без внимания: с ним она уже заняла абсолютное первенство форума международной секции олимпиады «Шаг в будущее».