25 лет назад в Балашихе ушёл из жизни известный советский педагог Василий Журавлёв
Доктор педагогических наук, профессор Василий Иванович Журавлёв внёс большой вклад в развитие конфликтологии в школьном образовании. Василий Журавлёв родился в селе Старорямово Омской области 7 января 1923 года. На педагогической работе он с 1940 года. В 1952-м оканчивает филологический факультет Новосибирского педагогического института. В 1956-1977 годах преподавал в Липецком и других педагогических институтах. В 1978-1996 годах он заведует кафедрой педагогики Московского областного педагогического института (с 1991 года — Московский государственный педагогический университет). В 60-70-х годах в ходе длительного эксперимента обобщил результаты липецкого и ростовского педагогического опыта реализации достижений педагогической науки в учебной практике. Разрабатывал проблемы развития педагогики как интегративной дисциплины в комплексе наук о человеке («Педагогика в системе наук о человеке», 1990 г.). В начале 1990-х Журавлёв стал одним из организаторов первой в России компьютеризованной информационной системы по проблемам образования, инновационных педагогических технологий. Но основным направлением его работы стала разработка вопросов конфликтологии применительно к учительской практике. Тема, актуальная сегодня как никогда. Во многом на основе работы Василия Ивановича Уральский государственный университет им. А.М. Горького в 2007 году выпустил под рубрикой «Педагогическая конфликтология» учебное пособие «Толерантность, права человека и предотвращение конфликтов, социальная интеграция людей с ограниченными возможностями». Важность наследия Василия Ивановича Журавлёва станет понятна из следующих фрагментов этого пособия: «Современный интерес к педагогической конфликтологии в России обусловлен многими причинами. Рубеж веков — сложное для России время (…). Падение престижа педагогической профессии в обществе и воспитательной работы в образовательных учреждениях, авторитарность в школьном управлении, возросшая напряжённость в межличностных отношениях в школьном социуме, невротический стиль общения во многих семьях обусловливают возникновение разнообразных проблемных и конфликтных ситуаций (…). Следует отметить, что педагоги остро реагируют на оценку своих личностных данных. Педагог привык оценивать других. Ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации часто предопределено его собственными личностно-профессиональными слабостями и недостатками. Кроме того, большинство учителей имеют высокую личностную тревожность, в силу которой склонны драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту. Известно, что демографической особенностью педагогических коллективов является гендерная асимметрия. Так, 83 % школьных педагогов — женщины. Как считают специалисты, в однородных по полу коллективах учащаются межличностные конфликты, которые в итоге затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствующие нормальному развитию личности и эффективности производственного процесса, в сфере образования — учебно-воспитательного, образовательного…». Конфликты в ученической среде характерны для всех времен и народов, «будь то бурса Н.Г. Помяловского или описанная Р. Киплингом аристократическая школа XIX века, или группа мальчиков, оказавшаяся без взрослых на необитаемом острове, из “Повелителя мух” английского писателя У. Холдинга». Итак, конфликтность – закономерна. Но эта закономерность не может оставаться сугубо личным делом каждого участника учебно-воспитательного процесса, а заслуживает тщательного профессионального рассмотрения. В этом суть исследований В.И. Журавлёва и их актуальность. Важнейшим делом Василия Ивановича стало создание под его руководством банка педагогической информации (БПИ) в Республиканском институте повышения квалификации работников образования. На основе этого банка в ряде регионов России созданы и успешно функционируют региональные банки педагогической информации. В БПИ содержится учебная литература, авторские курсы, что крайне важно при нынешнем разнобое отечественного образования. Там же — информация о методах обучения, разных аспектах педагогической науки, диагностика педагогического профессионализма в соответствии с государственными стандартами. В БПИ В.И. Журавлёв счёл необходимым разместить и зарубежную педагогическую информацию, ведь прямой доступ к иностранным материалам для большей части работников отечественной системы образования затруднён по финансовым, языковым, терминологическим и прочим причинам. Доступны стали и знания об инновациях в образовании, и теперь многочисленные находки учителей, методистов, работников органов управления не канут в забвении… Скончался Василий Журавлёв в Балашихе 5 января 1996 года. Святослав Коновалов