Всероссийский охват: как Детский технопарк РТУ МИРЭА «Альтаир» работает в формате онлайн

МИРЭА — Российский технологический университет стал одним из первых, кто перевёл в дистанционный формат программы своего Детского технопарка «Альтаир». За прошлый год долгосрочное обучение здесь прошли более 3000 школьников, а краткосрочные мастер-классы и лекции — около десяти тысяч ребят.

Всероссийский охват: как Детский технопарк РТУ МИРЭА «Альтаир» работает в формате онлайн
© На Западе Москвы

Уходим на дистанционку

В связи с непростой эпидемиологической ситуацией ещё весной прошлого года РТУ МИРЭА перевёл профориентационную работу и дополнительную подготовку школьников в онлайн-режим. Это в первую очередь коснулось учащихся Детского технопарка «Альтаир», который был открыт на базе вуза в августе 2019 года при поддержке Правительства Москвы. Здесь ребята получают бесплатное дополнительное образование по направлениям «Информационные технологии», «Биомедицинские и химические и технологии», «Радиоэлектроника», а также изучают ряд экономических программ.

Когда вузы были вынуждены прервать очные занятия, стало очевидно, что нужно дать школьникам возможность продолжить их обучение, в том числе на базе «Альтаира». Ведь на тот момент многие уже проделали большую работу: начали углублённо изучать интересующие их направления, запустили собственные исследования, придумали проекты и приступили к первым шагам в их реализации.

Вуз перевёл учебный процесс на площадку в социальной сети «ВКонтакте», что стало возможным благодаря партнёрству с «Mail.ru Group». Большинство школьников зарегистрированы во «ВКонтакте» и хорошо знают его функционал, а потому легко вошли в процесс обучения.

Сейчас на базе данной площадки успешно реализуется дистанционное обучение по более чем 70 долгосрочным программам детского технопарка. Еженедельно для всех желающих в режиме онлайн проводятся лекции и мастер-классы. В удалённом формате успешно прошли несколько совместных курсов с индустриальными партнёрами технопарка: компаниями «Dow», «Аскон», «Росэлектроника». Кроме того, дистанционно ведётся обучение школьников по программам «Яндекс.Лицей» и «IT-Школа Samsung».

Аудитория растёт Переход в удалённый формат не только не помешал привлечению новых учащихся, но и существенно расширил аудиторию. Благодаря онлайн-технологиям обучение теперь могут пройти ребята как из Москвы, так и из любых других регионов России. Дистанционные программы позволили увеличить число слушателей в 10 раз.

– У меня не было бы возможности посещать очные занятия. Было удобно учиться удалённо, так как не приходилось тратить время на дорогу, – рассказывает Екатерина Сергеева из Коломны.

Школьница окончила дистанционный курс «Устойчивые инновации», который технопарк «Альтаир» реализовал впервые в России совместно с компанией «Dow». Обучение в режиме онлайн прошли более 200 ребят из различных регионов России.

Виртуальное знакомство школьников из разных городов и их совместная проектная и научная деятельность для многих стали успешным сотрудничеством. Например, команда ребят со всей России создала проект «Шахматы», который был признан лучшим по итогам обучения на совместном курсе технопарка и компании «Аскон». Индустриальный партнёр предоставил бесплатный доступ к программному продукту «Компас 3D» и дополнительно организовал техническую поддержку для учащихся. Благодаря этому удалось запустить полностью дистанционный курс для школьников, обучение по которому прошли свыше 300 человек. В финале лучшие проекты были представлены сотрудникам компании, а победители получили призы.

Как это работает

Перенести занятия со школьниками полностью в онлайн-формат в социальную сеть «ВКонтакте» университету удалось за два дня. Обучение проводится в закрытых группах, где ведутся стримы из лабораторий детского технопарка. При этом школьники могут общаться с преподавателями, оставлять вопросы и комментарии к трансляциям.

Кроме того, функционируют чаты с преподавателями, где учащиеся в любое время имеют возможность задавать интересующие их вопросы. Если школьникам необходимо задействовать оборудование технопарка, то для них организован удалённый доступ или проекты запускаются по готовым файлам и изготавливаются на лабораторном оборудовании.

– Разница между онлайн и офлайн режимами обучения заключалась лишь в том, что для очной учёбы некоторым из нас пришлось бы регулярно далеко ездить. Нам задавали интересные домашние работы. Пример обычного задания: смоделируйте все детали штангенциркуля и соберите их воедино в 3D, – объясняет Александра Макарова из школы № 1370 города Москвы, которая изучала 3D-моделирование. – Большинство ребят были мотивированы на учёбу, так что знания они получили.

Благодаря современным онлайн-технологиям технопарк «Альтаир» реализует не только курсы и мастер-классы, но и выступает площадкой для проведения других масштабных мероприятий. Здесь впервые в дистанционном формате состоялась Олимпиада кружкового движения НТИ по профилю «Наносистемы и наноэнженерия». Участники финала находились в разных городах России и управляли аватарами, которые в режиме реального времени выполняли их команды в химической лаборатории. За работой участники наблюдали через камеру. Прямая трансляция финала велась в социальных сетях олимпиады.

Превосходные результаты

Не выходя из дома, школьники не только проходят обучение, но и готовятся к участию в городских, всероссийских и даже международных соревнованиях. Свои проекты и исследования ребята создают под руководством преподавателей детского технопарка, получая от них обратную связь.

В результате обучения 2020 году слушатели «Альтаира» представили на различных соревнованиях и конференциях более 500 проектов, завоевав свыше 150 призовых мест. Знаковых успехов добились Анна Левченко –победитель международной секции форума «Шаг в будущее», Фёдор Седов – победитель конкурса «Учёные будущего», призёр соревнования Егор Коваленко и многие другие ребята.

Результатом работы Детского технопарка РТУ МИРЭА «Альтаир» стала и новая методическая база. Опыт организации дистанционного обучения позволил университету разработать текстовые и видеоинструкции для сотрудников образовательных учреждений по использованию платформы в образовательных целях. Кроме этого, была организована работа цифровых волонтёров.