Когда оценки выбиваются силой

Почему вдруг оценки стали важнее человеческой жизни и здоровья?

Когда оценки выбиваются силой
© Мир новостей

Новости о том, как падает престиж профессии учителя и как опасно становится работать в школе, приходят одна за другой.

В начале октября в поселке Чуна Иркутской области в школе №90 16-летний юноша кинул стул в пожилого учителя. Попал в висок. Учитель потерял сознание. Позже врачи поставили педагогу диагноз: «Сотрясение мозга». Подростку, который, к слову, уже сидел за кражу и только к 1 сентября освободился из колонии условно-досрочно, теперь предстоит вернуться в исправительное заведение.

В Белгороде буквально на этой неделе в школе №15 учитель информатики в ответ на оскорбления и пинок ногой от восьмиклассника подрался с ним. А другие школьники сняли драку на видео: смешно же! Даже на коротком видеоролике видно, что учителя спровоцировали и он скорее защищается от нападающего несовершеннолетнего нахала, чем дерется. Да и раньше учителю информатики приходилось терпеть издевательства от школьников. Допекли бедолагу!

Известно, что подравшийся с ним школьник ранее угрожал и другим педагогам. Например, говорил учителю географии, что тот не дойдет до дома. Но в школе почему-то ученик всегда прав, как клиент в сфере обслуживания: «Педагог по информатике недопустимо нарушил правила педагогической этики», - посчитали в местном департаменте образования и уволили учителя. Инспекторы по делам несовершеннолетних в Белгороде проводят собственную проверку - уже в отношении старшеклассника.

И вот еще вести с фронта. В Приморье следователи завершили расследование уголовного дела в отношении 17-летнего школьника, который угрожал убийством учителю за… поставленную ему тройку по английскому языку.

Дело было так: 11-классник одной из школ Лесозаводска, узнав, что получил за полугодие тройку по английскому, преградил учительнице выход из класса партой, хватался за стул, угрожая им ударить педагога. На просьбы англичанки успокоиться подросток не реагировал, а потом «в оскорбительной и агрессивной форме», как отмечают следователи, начал угрожать учительнице убийством, если та немедленно не исправит оценку. Испугавшись за свою жизнь и здоровье, в сложившейся ситуации женщина восприняла угрозу реально. За все старшекласснику выписали штраф - учительница не возражала против прекращения уголовного дела в отношении уже бывшего ученика.

27 ноября в одном из лучших лицеев Нальчика - №2 - произошел и вовсе вопиющий инцидент. Там восьмиклассник, обидевшись… за двойку на учителя истории, позвонил своему дяде и пожаловался, что учитель к нему придирается и специально занижает оценки.

Дядя пришел на разборки не один - с другом. Оба набросились с кулаками на педагога с 20-летним стажем прямо в его кабинете. Мужчина, к тому моменту с переломанными ребрами и травмами лица, добежал до своей машины, припаркованной у школы, взял травматический пистолет и произвел несколько выстрелов, чтобы припугнуть агрессоров.

Одному из нападавших врачи потом вырезали пулю из «мягких частей тела» и отпустили домой. Состояние учителя оказалось куда более серьезным. Он в реанимации после операции на легком, которое проткнуло сломанное ребро, и ждет операции на лице.

Если бы другие учителя и директор лицея не отбили коллегу от нападавших, дело и до смертоубийства могло бы дойти. И все из-за двойки по школьному предмету!

Полиция возбудила дело по статье «Хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору».

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Культ силы и власти

Что не так с нашими детьми? Откуда столько агрессии?

- Описанные случаи в школах - это отражение тенденции нашего времени: культ силы и власти, - говорит судебный эксперт-психолог Виктор Кисляков. - Учителей такие дети воспринимают как обслуживающий персонал, поэтому и возмущаются: «Какое право имеет этот не добившийся ничего: ни больших денег, ни власти, ни должности - человек указывать мне, что делать, и ставить плохие оценки?» Родители тоже стали возбудимее.

Агрессивно защищать свои якобы нарушенные права - это тоже примета времени. Культ силы и власти, весьма распространенный, по моим наблюдениям, среди современных подростков, влияет и на их отношение к ровесникам, а не только к учителям. Буллинга в школах тоже стало очень много. Только сейчас я и мои коллеги участвуем в расследовании трех самоубийств школьников из-за травли одноклассников. Расспросили детей-свидетелей, они говорят, что травля была во всех трех случаях. Учителя при этом твердят, что класс сплоченный, у всех прекрасные отношения. Такое впечатление, что педагоги боятся говорить правду, потому что зависят от многих обстоятельств, которые на них давят.

А нельзя бояться, надо действовать при первых признаках агрессивного поведения, направленного на них самих или на учеников: нужно сообщать об этом коллегам, руководству, вызывать родителей юных обидчиков, идти всем вместе к школьному психологу. Надо расследовать каждый конкретный случай индивидуально: ситуации бывают разные. Нередко агрессия подростков вызвана тем, что в семье они сами - жертвы. Необязательно, что к ним применяют насилие физическое, но какое-то психологическое неблагополучие точно есть. Но у нас в школах и учителям, и школьным психологам не до воспитательного процесса. Учителей завалили бюрократией, требуют от них кучу отчетов, поэтому им не хватает времени на самое главное - на воспитательный процесс, на общение с детьми и родителями.

Ольга Поплавская.

Фото: ADOBESTOCK