Быть «в тренде»: какими навыками должен обладать учитель в 2021 году
В конце статьи вас ждет маленький бонус с полезными ресурсами, которые помогут учителю идти в ногу со временем. В 2020 году ООН впервые включила развитие образования в число важнейших приоритетов наравне с ликвидацией проблемы голода и загрязнением окружающей среды. Эту необходимость диктует стремительно меняющийся мир и устаревание наших профессиональных знаний. О том, какие учителя станут востребованными в эпоху трансформации способов и форматов получения знаний, мы попросили рассказать основателя школы финансовой грамотности для детей и подростков Boss Kids Магомеда Расулова. В первую очередь от педагогов ждут глубоких знаний в предметной области: это база, которая не подвергается сомнению. Широкая эрудиция и умение выстраивать неожиданные параллели, давать парадоксальные примеры, сопоставлять явления и в целом возбуждать детское воображение — всегда были и остаются конкурентным преимуществом настоящего педагога. Что еще должен уметь учитель в 2021 году? 1. Быть «в тренде» Сегодня дети взрослеют в мощном информационном поле, у них формируется собственный социально-культурный контекст и язык, которым современному учителю очень важно владеть. Педагог должен быть «в тренде» — иначе сложно выстроить теплые и доверительные отношения с аудиторией. Цифровые мультимедийные ресурсы занимают большое место в жизни детей и подростков, поэтому учитель должен быть на «ты» с TikTok, Instagram, Brawl Stars. Как минимум необходимо знать, как работают эти ресурсы, а как максимум — брать из соцсетей примеры для уроков. Роль современной детской интернет-культуры нельзя недооценивать. Самая легендарная студия страны — «Союзмультфильм» — заказывала специальное исследование о культурных кодах, чтобы адаптировать производство мультиков под вкусы, предпочтения и язык поколения Alpha. Инсайты и ценную информацию аналитики черпали как раз из TikTok и видеоигр. Сегодняшние подростки живо интересуются современными проблемами общества, политикой и экономикой и в целом занимают более активную социальную позицию, чем их предшественники. Об этом говорят исследования культурных кодов поколения Z и в целом медийный контекст (например, интервью политиков и скандальных рэперов набирают равное количество просмотров на YouTube-канале Юрия Дудя). Нужно ли современному учителю разбираться в социально-экономической повестке? Однозначный ответ — да. 2. Удерживать интерес детей более 5 минут 2020 год неожиданно перевел все образование в онлайн. Удерживать внимание аудитории и вовлекать в таком формате гораздо сложнее, чем в очном. Поэтому на первый план выходят soft skills — эмоциональный интеллект, эмпатия, умение пробуждать интерес к материалу, выстраивать общение. Значимость soft skills в современной педагогике — это не прихоть, а объективный тренд всей системы образования. Не зря в российских школах в этом году в школах появилась должность учителя-наставника . Пока это пилотный проект, но мы понимаем, что в новых реалиях онлайн и смешанного обучения, такой человек необходим ребятам. Он поможет им решать многие организационные вопросы, будет следить, чтобы дети не сходили с намеченной образовательной траектории и не теряли учебную мотивацию. Появляются и общественные инициативы по развитию soft skills у педагогов: например, благотворительный фонд Сбера запустил программу поддержки учителей методическими материалами, игровыми комплектами, приложением — необходимым подспорьем для того, чтобы сильнее увлекать ребенка и раскрывать его потенциал. 3. Мотивировать и создавать позитивную атмосферу Дети и подростки должны чувствовать, что они причастны к чему-то очень великому, когда получают те или иные знания. Они испытывают огромный духовный запрос на принадлежность к настоящей миссии. Современные дети открыто мечтают и делятся своими мыслями со всем миром. Опросы говорят о том, что почти 40% представителей поколения Z хотели бы сделать собственное революционное изобретение, которое изменит нашу жизнь. Все это нужно учитывать современному учителю: он должен быть не только источником знаний и контролером, но, скорее, мотиватором, вдохновителем и проводником в мир больших свершений и глобальных ценностей. 4. Быть с компьютером и гаджетами на «ты» Проникновение онлайн-обучения, цифровых платформ и zoom-подобных инструментов в систему образования обязывает педагога учиться новому. И даже — больше! Учитель не просто должен использовать гаджеты в работе, но и быть в курсе технологических трендов. Сегодня этим навыком обладают далеко не все педагоги. О ситуации можно судить по исследованию Национального центра финансовых исследований (НАФИ), а именно индексу «отношение к технологическим инновациям» у российских учителей, который составляет 76 из 100 возможных. Этот показатель говорит, в частности, об умении работать с современными гаджетами и приложениями. Какие программы могут помочь учителю во взаимодействии с учениками? 1. Для начальной школы и дошкольников подойдет ClassDojo. В приложении можно выкладывать видео, картинки, отправлять сообщения как ученикам, так и их родителям. Там же есть возможность ставить цели обучения, собирать статистику и давать бейджики за хорошую работу. 2. Более взрослым детям будет полезен сайт Padlet. На специальных «стенах» дети могут обмениваться информацией, обсуждать уроки и домашние задания, задавать вопросы учителю и получать комментарии. 3. Для проведения опросов стоит использовать Lecture Racing. Это удобная платформа, которая позволяет педагогу во время урока проводить мини-тестирования. 4. Точные науки (и не только) удобно преподавать с помощью IDroo — учебной доски для рисования и наглядной демонстрации материала. Инструмент позволяет работать как в группе, так и индивидуально. Это настоящая находка для репетиторов, особенно по математике, физике, химии, которые найдут в приложении множество формул и знаков. 5. Уметь слышать всех учеников и каждого по отдельности Умение услышать высказанную мысль, интерпретировать ее, развить тему — одно из самых ценных качеств преподавателя, которые хотят видеть дети. Школьники счастливы, когда их идея вызывает у педагога отклик. Если речь идет о групповых занятиях, то задача педагога усложняется: он должен услышать всех и каждого, распределив свое внимание на всех, и сделать так, чтобы никто не чувствовал себя обделенным. Таким образом, сегодня знания предметной области уже нельзя назвать единственным важным качеством классного преподавателя. Учителю важно прокачивать свои soft skills, которые влияют на степень интереса и вовлечения ребенка, его стремление совершенствоваться в предмете. Фото: Depositphotos Читайте нас также в Яндекс.Дзен!
Подписывайтесь на наш канал
!