Маркиза де Ментенон — неофициальная королева Франции, основательница первой школы для девочек
Мадам де Ментенон известна как одна из фавориток «короля-солнце» Людовика XIV. Очень немногие знают, что эта женщина была еще и основоположником светского женского образования Франции. Женщина приложила немало сил для того, чтобы девочки могли учиться и не побоялась ради этого вступить в конфликт с могущественной католической церковью.
Знакомство Людовика XIV де Бурбона с мадам де Ментенон произошло благодаря другой фаворитке монарха — мадам де Монтеспан. Обладавшая огромным влиянием на короля любовница не могла даже предположить, что не блещущая особой красотой 25-летняя молодая вдова д’Обинье, которую она рекомендовала в качестве няньки для принцев, займет ее место.
Франсуаза д’Обинье
Происходила д’Обинье из небогатой дворянской семьи, к тому же находящейся в опале из-за участия в протестантских мятежах. Женщина старалась не выделяться среди других дам, но при этом была всегда учтива и доброжелательна. Возможно, именно кроткий нрав и привлек внимание Людовика, который был пресыщен пафосными и шумными дамами королевского двора.
Заглядывая к своим детям, монах невольно общался с их милой гувернанткой и со временем заметил, что беседовать с ней ему гораздо приятнее, чем с другими известными ему женщинами. Франсуаза д’Обинье состояла из одних добродетелей. Как истинная гугенотка она была проста в общении и одежде, как настоящая дворянка обладала чувством собственного достоинства и, главное, что было редкостью для женщин XVII столетия — женщина имела широкий кругозор.
Несмотря на то что король с первых дней общения с д’Обинье почувствовал к ней тягу, ему понадобилось почти десять лет, чтобы понять, что это настоящая любовь. Людовик приходил к детям, но большую часть времени проводил в беседах с их няней и визиты эти становились все продолжительнее.
Замок де Ментенон
Сложно сказать, в какой момент отношения гувернантки и короля стали серьезными, но через 15 лет после первого знакомства «король-солнце» пожаловал женщине титул маркизы де Ментенон и имение возле Шартра, недалеко от Парижа. Еще спустя пять лет новоявленная маркиза была принята в придворный штат дочери короля и могла находиться в королевских дворцах на законном основании, как фрейлина.
Маркиза де Монтеспан утратила былое влияние на монарха и на первое место вышла… королева. Де Ментенон, воспитанная на строгих нравственных принципах протестантизма, не уставала указывать королю на его неправильное отношение к законной супруге и это подействовало.
Чем сильнее было влияние новой фаворитки на короля, тем в большее уныние погружался королевский двор. Некогда веселого, склонного к пирушкам и феерическим балам монарха было не узнать — Людовик превратился в строгого поборника нравственности и целомудрия. Из-за этой перемены придворные возненавидели де Ментенон, но поделать ничего не могли. Когда королева умерла, король тайно обвенчался с 48-летней няней своих детей и она стала неофициальной королевой Франции.
Детство и первый брак
До того как д’Обинье была принята при дворе короля, судьба ее не баловала. Родилась Франсуаза, а именно это имя девочка получила при рождении, в тюрьме, в крепости Ньор, куда ее родителей заточил кардинал Ришелье после восстания гугенотов. Ее отец был одним из предводителей мятежников и ему чудом удалось избежать смерти, постигшей многих его соратников.
Крепость Ньор, в которой родилась маркиза де Ментенон
После заключения в крепости д’Обинье были сосланы в Новый Свет, на остров Мартинику в Карибском море. Там Франсуаза прожила до 10 лет, пока ее отец не умер и ей с матерью не разрешили вернуться во Францию. Позднее из-за этого периода жизни фаворитку короля часто называли «прекрасной индеанкой».
Хотя родители де Ментенон были протестантами, ее саму крестили по католическому обряду. Родители ребенка посчитали, что ей будет проще и безопаснее жить среди католиков, а не подвергавшихся постоянным гонениям гугенотов. Поэтому воспитывалась девочка в странном сочетании протестантской умеренности во всем и фанатичной католической набожности.
Семья д’Обинье была небогатой, а после смерти отца Франсуазы и вовсе стала нищей. Подросшую девочку пришлось отдать на воспитание в женский монастырь урсулинок, чему поспособствовала сама королева Анна Австрийская. В монастыре Франсуаза испытала на себе все «прелести» церковного образования, что, вероятнее всего, и сподвигло ее многие годы спустя заняться организацией светской школы.
Поль Скаррон
Когда девушке было 15 лет, умерла ее мать и сироту было решено выдать замуж. В качестве жениха тетя Франсуазы подобрала ей пожилого и частично парализованного литератора Скаррона. В 17 лет девушка стала законной супругой старца, который, кстати, относился к ней очень хорошо.
Поль Скаррон был очень мягким и добрым человеком, а именно такого отношения не хватало юной д’Обинье с раннего детства. Муж во всем потакал своей молодой супруге, а главное, поощрял ее тягу к знаниям. В доме поэта была огромная библиотека, книги из которой юная д’Обинье начала поглощать одну за другой.
В доме Скаррона собирались поэты, писатели, музыканты и ученые, поэтому недостатка в умных собеседниках у Франсуазы никогда не было. Всю жизнь женщина вспоминала свой первый брак как самые счастливые годы жизни. Ее любили, не ограничивали в свободе и всеми силами поощряли в стремлении к саморазвитию.
Но немолодой и больной Поль Скаррон умер, и молодая вдова снова осталась без средств к существованию. Именно в этот непростой для нее момент и поступило заманчивое предложение от маркизы де Монтеспан стать нянькой для королевских отпрысков.
Королева и ее школа
Став неофициальной королевой, маркиза де Ментенон не ограничилась «воспитанием» неугомонного короля в духе христианской добродетели. Женщина решила использовать свое влияние для воплощения давней мечты — создания школы для девочек, независимой от церкви.
Король и его новая королева маркиза де Ментенон
Несмотря на широкие возможности и безграничное влияние на Людовика, решение организационных вопросов заняло долгих три года, но в итоге первый в Европе пансион для девочек Сен-Сир принял 250 своих первых воспитанниц.
В эту школу попасть было непросто, так как отбор проводил сам «патрон» учебного заведения — Людовик XIV. В пансионат принимали девочек из обедневших дворянских семей, таких же, как семья д’Обинье. При этом сам монарх следил за тем, чтобы все ученицы имели безупречное происхождение и были дворянками не менее чем в 4 поколении.
Преимущество было у дочерей военных, погибших на поле брани, защищая короля и Францию. Ученицами становились не только жительницы Франции — в первой партии были даже две девочки из заокеанских колоний — из Канады.
Школа с полным пансионом Сен-Сир стала во многом новаторской. Она была первым светским учебным заведением для детей, первой школой для девочек, а также первым местом, где была официально принята школьная форма. Платья для воспитанниц лично разрабатывались фавориткой короля и самим монархом, обожавшим участвовать в дизайнерской работе везде, где только можно.
«Король-солнце» покровительствовал просвещению
Первые школьные платья абсолютно не были похожи на форму, так как шились из парчи и кисеи в соответствии с придворной модой XVII столетия. От обычной одежды дам высшего света их отличал скромный коричневый цвет, который несколько скрашивали цветные ленты. По этим аксессуарам можно было определить, в каком классе учится ребенок.
Вычурные прически, модные в то время, были строго запрещены, а головы первых школьниц украшали строгие белые чепцы. Учительницам повезло гораздо меньше — их нарядили в траурные черные платья строгого покроя и запретили использовать любые украшения, не предусмотренные одобренным королем регламентом.
Программа обучения кардинально отличалась от той, которая была принята в монастырях того времени. Разумеется, в Сен-Сире изучали слово Божье и латынь, но основной акцент, все же, был сделан на общеобразовательные науки. Ученицы младших классов учились письму, чтению и счету, а девочки старшего возраста осваивали французскую литературу, историю и географию. Старшие классы дополнительно изучали пение, бальные танцы и рисование.
Последний, выпускной класс знакомил подросших девиц с более прикладными вещами. Им рассказывали как вести себя с будущим мужем, как воспитывать детей и управлять домашним хозяйством. Преподавали выпускницам также геральдику и историю церкви.
Все воспитанницы Сен-Сир проходили практику — занимались шитьем в специально созданных мастерских, готовили еду в столовой и ухаживали за раненными в лазаретах. Можно сказать, что пансион сам обеспечивал себя всем необходимым, так как старшие девочки одевали младших, а излишки платья и белья, пошитых в цехах школы, продавались в лавках и были неплохим источником дохода.
Стоит ли говорить о том, что большинство из перечисленных дисциплин в то время считались совершенно излишними даже для девиц благородных кровей. Но мало кто решался критиковать то, что делала супруга короля, поэтому школа пользовалась серьезным авторитетом.
Чтобы обучение и жизнь в школе не были такими же безысходными как в монастырях, воспитанница разрешали играть в шахматы и шашки, читать светскую литературу, гулять в саду пансионата и даже играть в спектаклях импровизированного школьного театра.
Популярность школы Сен-Сир была обусловлена еще и тем, что девочки находились там на полном государственном обеспечении, а при выпуске еще и получали из королевской казны весьма неплохое пособие в 3 тысячи ливров. Эти деньги выпускницы могли использовать на свое усмотрение — в качестве приданного замужестве или как взнос при вступлении в монастырь, если девушка решила посвятить свою жизнь религии.
Несмотря на разнообразие учебных дисциплин и свободу занятий в стенах школы, Сен-Сир оставался закрытым учебным заведением, как и любая монастырская школа. Покидать самостоятельно стены учебного заведения девочки не могли. Таким образом, учителя и воспитатели имели возможность контролировать знакомства и моральный облик учениц.
Проигранная борьба
Несмотря на очевидную пользу школы Сен-Сир и восторженное отношение короля, просуществовало это учебное заведение всего 6 лет. Все эти годы фаворитка Людовика отстаивала свое детище перед католической церковью, которой первая светская школа для девочек стала настоящей костью в горле.
Давление церкви на пансионат и саму маркизу де Ментенон было таким сильным, что женщине все же пришлось уступить его духовенству, при молчаливом согласии уставшего от церковных интриг монарха. Всем воспитательницам предложили стать монашками и остаться или покинуть стены школы. Разумеется, большинство женщин, имевших прекрасное для того времени образование, тут же покинули пансионат.
Можно сказать, что в день передачи церкви школа Сен-Сир прекратила свое существование и превратилась в унылый монастырский приют, один из многих, существовавших на тот момент в королевстве. Но, несмотря на эту неудачу, школа Сен-Сир многое сделала для развития образования в Европе.
В 1717 году царь Петр I посетил школу и беседовал с ее основательницей. То что увидел и услышал царь-реформатор поразило его и зародило в его голове множество идей. Подобные школы вскоре появились в России, а также во многих других странах Европы. По принципу пансионата для девочек Сен-Сир был устроен и самых известный в Российской империи Смольный институт, поставлявший лучших невест российским дворянам.
Основательница школы, маркиза де Ментенон, умерла в 1719 году в стенах своего детища, пережив его упадок, но не застав полную гибель. Первая школа для девочек была упразднена во время Великой Французской революции. Воспитанниц и их учителей разогнали, а в просторных помещениях устроили военный госпиталь.
Позднее император Наполеон решил вернуть школе Сен-Сир ее профиль, но о пансионате для девочек не могло быть и речи. Монарх, обожавший войну и грезивший владеть всем миром, сделал из школы для девочек-дворянок военную академию, которая существует по сей день.
Смотрите также — Гарем короля Людовика XV: лучшие традиции Востока в сердце просвещенной Европы
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.