Мария Афонина: «Успех человека определяют гибкие навыки»
Развитие современного университетского образования, в том числе с учётом вызовов, поставленных пандемией — эта тема стала одной из главных на недавно проходившем в Нижнем Новгороде форуме «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь». О том, чего требует от университетов современный мир и какие возможности для развития сегодня есть у российских вузов, мы поговорили с представителем партнёров форума, проректором по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Марией Афониной. – Мария, какие цели преследовал форум и удалось ли, на ваш взгляд, их достичь? Как вы оцениваете потенциал Нижегородской области именно в этом направлении? – Форум собрал представителей науки и высшей школы и был задуман как площадка для обсуждения трендов и проблем сегодняшнего дня, а также перспектив взаимодействия. Нам было важно понять, какими должны быть университеты 21-го века, как меняется их роль и место в современном мире, в том числе с учётом новых вызовов. Нижегородская область является именно тем регионом, где такой форум должен был пройти. Начнём с того, что Нижний Новгород – это столица Приволжского федерального округа, город в следующем году отметит 800-летний юбилей. И это город с очень сильными традициями образования, здесь создан один из первых научно-образовательных центров России. — В этом году из-за пандемии коронавируса практически вся система образования, в том числе вузовского, вынуждена была оперативно перестроиться на онлайн-режим. Что, на ваш взгляд, необходимо добавить в вузовские программы обучения, исходя из запросов современности? И чем в этом может помочь Мастерская управления «Сенеж»? — Одна из проблем, которая активно обсуждалась на форуме – это необходимость развивать в университетах так называемые soft skills – гибкие навыки, которые, как признают эксперты, сегодня определяют 70-80% успеха современного человека. Не случайно в ТОП-10 востребованных навыков 2020 появились адаптивность и гибкость, техническая подкованность, грамотность в работе с digital-навыками. Развитие цифровой грамотности – это долгосрочный тренд, и здесь Мастерская управления «Сенеж» готова стать проводником цифровых компетенций и навыков. Опыт совместной работы с вузами у нас уже есть. Так, летом мы совместно с РАНХиГС запустили цикл практических видеолекций по цифровой педагогике в рамках программы для руководителей общеобразовательных учреждений «Цифровая трансформация школы». Мастерская управления «Сенеж» не вуз в классическом понимании — это образовательный центр президентской платформы «Россия – страна возможностей». Мы определили четыре флагманские компетенции, назвали их условно «4К»: критическое мышление, креативность, коллаборация, командная работа. В каждой из наших программ эти компетенции так или иначе затрагиваются. В целом за год работы у нас появился очень интересный портфель программ, которыми мы можем поделиться с университетами. Кстати, все программы в Мастерской управления «Сенеже» бесплатные. – Вне зависимости от пандемии современная молодёжь львиную долю своего времени проводит в соцсетях, они «всегда онлайн». При этом зачастую у них отсутствует критичность в восприятия информации, умение отличать фейковый контент, распознавать элементы манипулирования в информационном потоке и так далее. Как сформировать навыки «информационной гигиены»? – Цифровая гигиена и критическое мышление – сегодня такие же необходимые элементы личной безопасности, как соблюдение правил дорожного движения. Если верить всему, что пишут и говорят, вас могут обмануть, чтобы манипулировать или навязать чужое мнение. В Мастерской управления «Сенеж» разработана образовательная онлайн-программа «Право знать: инструменты распознавания достоверной информации», она направлена на развитие критического мышления у слушателей. Мы привлекли сильных экспертов в этой области, чтобы рассказать, как наш мозг реагирует на фейки, что нужно делать, чтобы отличать правду от вымысла, как оценивать риски, связанные с манипуляциями достоверной информацией. — Эмоциональная составляющая и вовлечённость участников в образовательный процесс является одним из успехов получения хорошего образования – семинары, игры и прочее. После перехода образования в онлайн учиться стало «скучнее». Как сделать онлайн-обучение интереснее? — Во время пандемии все столкнулись с тем, что нужно обеспечивать интересное цифровое образовательное пространство, где студенты, слушатели смогут раскрыться и получать знания не хуже, а может быть и лучше, чем в офлайне. И в этом смысле мы точно можем быть интересны и полезны вузам — благодаря цифровому пространству, которое создается в Мастерской управления «Сенеж», мы смогли дотянуться самых до дальних регионов – и сейчас ребята, которые живут очень далеко, говорят: как здорово, что мы можем получать современные инструменты развития! Чтобы быть интересными молодёжи, в том числе в онлайне, нужно в первую очередь понять, каковы ее потребности. А ещё показать, что мы сами являемся интересными, что с нами интересно вместе пробовать, ошибаться, конструировать.