Снаружи и изнутри: какой должна быть оценка качества образования
Можно ли учить профессиям, для которых нет требований и стандартов, в чем главная сила независимой аккредитации, как понять ожидания работодателей от студентов и создать собственный рейтинг российских вузов, читайте в репортаже Indicator.Ru.
Федеральный государственный образовательный стандарт — это набор требований к программам обучения, условиям и результатам их прохождения. Такие нормы нужны для того, чтобы образование в аккредитованных (сертифицированных) государством учреждениях было преемственным, а его качество меньше отличалось в зависимости от вуза и региона. Особенности стандарта третьего поколения, или ФГОС 3++, виды контроля качества обучения, а также аккредитацию во время пандемии COVID-19 обсудили на секции Профессорского форума 2020 «Повышение качества высшего образования. ФГОС 3++: проблемы внедрения и сопряжения с профессиональными стандартами. Профессионально-общественная аккредитация независимая оценка качества образования».
О дистанте бедном замолвите слово
Система образования в 2020 году была потрясена пандемией чуть ли не также сильно, как система здравоохранения. Понимая, что жесткие аккредитационные требования могли бы добить и без того пострадавшие и растерявшиеся вузы, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) решила облегчить им задачу. В первом докладе замглавы ведомства Светлана Кочетова рассказала о новом положении, которое будет действовать в 2021 году. В нем появятся послабления требований к соискателям лицензий образовательных организаций.
«Мы пошли навстречу для дистанта и электронного обучения, реализации сетевых программ и программ практической подготовки. Мы больше не предъявляем требований к материально-техническому обеспечению, и соискатели лицензий не обязаны предоставлять данные сведения о зданиях, сооружениях, — заявила Кочетова. — Также мы смягчили требования к профессорско-преподавательскому составу. Мы понимаем, что это все затраты, а во время пандемии к ним никто не готов».
Кроме того, кипу документов сможет заменить гарантийное письмо с подписью директора организации. «Больше не надо штатного расписания, не надо доказывать количество работников, достаточно гарантировать, что для образовательной программы такие работники будут», — рассказала докладчица. Рособрнадзор самостоятельно проверит достоверность представленных сведений, обратившись к другим ведомствам. «Таким образом, с 1 июля принимается новый закон о контроле и надзоре, где все будет направлено на дружелюбный контроль. На 2021 год уже сформирован проект плана проверок — это будут проверки документации, а не выездные», — подытожила Кочетова.
Оценки всякие важны
Помимо государственной, в России существуют и другие типы экспертизы для аккредитации. Каждый тип играет свою роль и отличается по влиянию на дальнейшую судьбу вузов случае успеха или неудачи. В своем докладе Лемка Измайлова, руководитель Росаккредагентства, согласилась с «дружелюбным» и «демократичным» характером нововведений и рассказала о важности недавних концептуальных изменений, подчеркнувших различия между видами экспертизы.
По словам Измайловой, в постановлении правительства № 1052 появились дополнения, которые сделали экспертизу менее суровой. В частности, сейчас в ходе выездной экспертизы есть возможность устранить несоответствия, выявленные экспертной группой, в течение пяти дней.
Она также сделала акцент на разграничении независимой оценки (95 статья), профессионально-общественной (96 статья) и государственной аккредитации (92 статья). Хотя все эти процедуры внешние, с новым положением с 5 января 2019 года было внесено дополнение об обязательном учете независимой оценки качества образования, тогда как итоги общественно-профессиональной остаются лишь к рассмотрению. «Это вошло в Положение о государственной аккредитации десятым пунктом, и независимая оценка начала приобрела новое звучание, — уточнила Измайлова. — Это привело к подмене понятий, некоторые организации выдают общественную аккредитацию за независимую, чего делать нельзя».
Разница типов аккредитации закреплена законом Доклад Лемки Измайловой
Если для госаккредитации есть единый орган, который делает это сам или через уполномоченные подведомственные организации (как Росаккредагентство), то в общественной и профессионально-общественной аккредитации (ПОА) агентств очень много. Общественную аккредитацию часто называют международной. Это так, если она проходит на институциональном уровне, что тоже не противоречит закону. Но вот определения международной аккредитации на программном уровне в российском законодательстве нет.
При госаккредитации учитываются не все результаты независимой проверки обучающихся, а только те, которые проводились в предшествующие три года в общероссийском масштабе или с объединением работодателей всего направления, использовала согласованные оценочные средства и проводится сертифицированными экспертами. Тогда экспертная группа госаккредитации может принять результаты независимой оценки и проводить процедуру без выезда (правда, пандемия смешала все планы, и теперь аккредитацию приходится делать дистанционной всегда).
Различается у них и предмет экспертизы. Для госаккредитации им становится качество и содержание образовательных программ, для профессионально-общественной предмет — запросы рынка труда, «и одно за другое выдавать недопустимо». «Цели их разные, организации, проводящие их, разные. Нередко агентства помимо основной деятельности (общественной, профессионально-общественной аккредитации) хочет заняться независимой оценкой, но по пункту 3 статьи 95 ею должны заниматься общероссийские организации, для которых это будет основной деятельностью», — отметила Измайлова.
Атлас профессий
«Возможность трудоустройства объективно отражает качество образования по мнению и обучающихся, и преподавателей. На втором месте — госаккредитация. Все думали, что это скорее формальность, но она помогает навести порядок в университетах и ликвидировать недостатки», — считает Екатерина Каменева, проректор образовательных программ Финансового университета при Правительстве РФ.
Она рассказала об общественно-профессиональной и внутренней аккредитации на примере своего вуза.
Чтобы решить эту проблему, сотрудники университета провели масштабное исследование и создали Атлас запросов работодателей с помощью платформы HeadHunter.ru, вакансий с сайтов организаций и общения с компаниями. Каждый факультет получил свой набор профессий и их описания с позиций требований работодателя.
Примеры из Атласа профессий Доклад Екатерины Каменевой
Увы, пока что трудоустройство выпускников — не самая приятная тема в российских вузах. Из порядка 100 рассмотренных Каменевой программ профессионально-общественную аккредитацию прошли две программы бакалавриата и 12 программ магистратуры. Однако, отказываясь от профессионально-общественной аккредитации, вузы многое теряют. «Это сложная и трудоемкая работа, но очень интересная. Университету международная оценка нужна для того, что за этим значком стоит указание на конкретную профессию, профессиональный стандарт, которым подтверждено соответствие. Без них не всегда понятно, к какой профессии готовится выпускник. За три года на программы, прошедшие ПОА, повышается проходной балл и конкурс», — рассказала проректор. По словам Каменевой, этот тип аккредитации помогает и во внутренней оценке, мониторинге эффективности образовательных программ. В него включены показатели конкурентоспособности (конкурс за места, соотношение платных студентов и бюджетников и другие данные приемной комиссии), качества и экономической эффективности.
«Начинали с банального внутреннего аудита»
С точки зрения проректора по учебной и методической работе Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ) Вероники Шумаевой, качество образовательной деятельности обеспечивают такие направления, как цифровизация, развитие индивидуальных траекторий обучения, наращивание проектной деятельности студентов и формирование отраслевых партнерств в образовательных программах. С цифровизацией, как показало дистанционное обучение, далеко не все гладко: большой проблемой стал вывод из образовательного процесса ряда профессоров, неспособных перейти в новый формат. Теперь требуются волонтеры для обучения и поддержки таких коллег. «А вот проектная деятельность стала данностью для многих университетов: появляются стартапы, новации — это тоже составляющие качества», — заверила Шумаева. Партнерства также расширяются: формируются консорциумы, в рамках которых возможны новые модели вовлечение в процесс.
Важную роль играет и внутренняя оценка качества. Перед внедрением новых программ в процесс в СПбГЭУ апробируют их в виде дополнительного образования, и только потом лучшие варианты войдут в образовательный процесс.
Предложения по развитию оценки качества в университете Доклад Вероники Шумаевой
Однако с точки зрения общественно-профессиональной оценки и государству, и самим вузам не всегда есть, что взять за образец. «Проблема здесь в том, что для многих профессий стандарты еще в процессе разработки. Без них останется опираться на квалификационные справочники, — сетует Александр Володин, проректор по учебной работе Российской государственной специализированной академии искусств и заместитель руководителя Центра общественной аккредитации Российского профессорского собрания. — Но самое главное, что эксперты должны увидеть, это желание развивать свою образовательную программу в соответствии с тем, каким образом рынок труда дает им обратный ответ. Очень важная задача для вуза — организовать эту обратную связь и понимать, каким образом выпускники влияют на тот социум, где они нашли применение своим знаниям и навыкам, каких успехов они достигают, популярна ли вообще эта образовательная программа и организация».
Со сверткой и лигами
Директор Нацаккредитцентра профессионально-общественной аккредитации Владимир Наводнов напомнил про заявление Путина, что России нужны национальные рейтинги вузов. Но таких рейтингов «до обидного мало» — девять, учитывая открытые базы данных.
Российские рейтинги: стабильные, публичные, периодичные Доклад Владимира Наводнова
Поэтому Нацаккредитцентр создал новый, который назвали Национальным агрегированным рейтингом. Его принципы нового рейтинга — уход от мест к лигам, внедрение слабых сверток, использование математического аппарата теории голосования малых групп. Лиги Наводнов сравнил с квартилями журналов: с его точки зрения, результат такой оценки будет надежнее, чем гонки за нужной строкой. Каждый вуз оценивается девятивекторным методом, где из девяти оценок будут учитываться шесть лучших.
Научный руководитель Академии образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Ольга Феофанова пожаловалась, что требований квалификации, регламентов и профстандартов по этому новому виду деятельности просто нет. И это несмотря на то, что он входит в 12 ведущих направлений НТИ. «Аналитика образовательных данных становится важной функцией и педагога школ, и руководителя образовательной организации», — отмечает она.
Доклад Ольги Феофановой
Как исправить ситуацию? По ее словам, для подготовки кадров, которые будут работать с большими данными, нужна опережающая модель образования. Но научить тому, чего нет, не так-то просто.
«Мы очень бледно выглядим»
А как дела с зарубежными ФГОСами? До сих пор не во всех вузах применяются европейские стандарты — общие подходы, которые были приняты на уровне конференции в 2015 году, где участвовал и министр образования Российской Федерации. Из 49 агенств европейского реестра с гарантией качества в России, увы, входит только Нацаккредцентр.
Доклад Галины Мотовой
«Посмотрим на карту по степени участия студентов в оценке качества университетов. Желтый цвет — это где-то между двойкой и тройкой, мы очень бледно выглядим по сравнению с другими странами», — подчеркнула доктор педагогических наук Галина Мотова, вице-президент Азиатско-Тихоокеанской сети «Гарантия качества». В 2020 году, на новой конференции в Риме, планируется представить новое коммюнике, где определят задачи будущего международного сотрудничества в оценке качества образования. Цель на будущее — создать инклюзивное, инновационное и взаимосвязаннее европейское пространство. Сделать это предлагается вместе с цифровизацией образовательных процессов.
Плюсы и минусы дистанционной оценки Доклад Галины Мотовой
Они также опросили 34 европейских и 32 азиатских агентства о влиянии пандемии на их работу. 73,5% европейских и больше половины азиатских не прекратили свою деятельность, а перестроились в новый, дистанционный формат. Мир меняется, и даже institutions уже не собирают студентов внутри, а фактически превращаются в extitutions. Как сохранить качество программ в новых условиях, как оценивать их дистанционно, как гарантировать национальное и международное признание такой аккредитации — все это вопросы, которые встали перед нами ребром уже сейчас, подчеркивает Мотова.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.