«Развитие профессионального образования – шаг в будущее для всего региона!»
Как осуществляется поддержка, и каким путем движется сегодня среднее профессиональное образование в Воронежской области? Какие государственные программы работают в этой сфере? Обо всем этом рассказали непосредственные участники учебного процесса – преподаватели, чиновники, и студенты.
Сварщики и строители, кондитеры и механизаторы – сегодня в Воронежской области эти и многие другие специальности осваивают больше 44 тыс. человек. В целом в регионе действует 54 профессиональные образовательные организации. Подавляющее большинство из них, а именно, 36 – находятся в ведении областного департамента образования, науки и молодёжной политики. 5 подчиняются региональному департаменту здравоохранения, 6 - департаменту культуры. Еще 7 являются коммерческими организациями.
Учреждения среднего профессионального образования расположены по всей территории Воронежской области: Бутурлиновский механико-технологический колледж, Россошанский колледж мясной и молочной промышленности, Калачеевский аграрный техникум, Хреновской лесной колледж имени Г.Ф.Морозова – перечислять названия можно довольно долго.
К слову, конкурс при поступлении в некоторые из них вполне сопоставим с вузовским: к примеру, в Воронежском государственном институте физической культуры - это 10 человек на место, в Воронежском юридическом техникуме – 7, а в воронежском филиале Ростовского государственного университета путей сообщения – 12. И это – не какие-то архивные цифры, а конкретные данные по итогам приемной кампании уходящего 2020 года.
Некоторые из подобных учреждений еще совсем молодые: например, Воронежский колледж робототехники и компьютерных технологий или Богучарский многопрофильный колледж. Им еще предстоит писать собственную историю, создавать традиции, нарабатывать базу для будущих побед. А есть учреждения-ветераны, такие как Верхнеозерский сельскохозяйственный техникум или Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко. Они в текущем году отметили 90-летие. Но объединяет эти, казалось бы, такие разные образовательные организации, одно: все они исполняют свою задачу с высоким качеством и на совесть.
Еще одним юбиляром, вынужденным в связи с пандемией отмечать свой праздник в усеченном формате, стал Воронежский авиационный техникум имени В.П.Чкалова. Образованный еще в первые месяцы строительства завода №18, он, совместно с предприятием вписал в историю самолетостроения страны многие славные страницы.
К примеру, в 1935 году по инициативе молодого авиаконструктора завода №18 А.С. Москалева при техникуме было организовано конструкторское бюро по деревянному самолетостроению. Крылатые машины учащиеся-практиканты сооружали вместе с заводскими рабочими. Именно их руками был изготовлен опытный самолет САМ-5-бис, а уже в 1936-37 гг. из мастерских вышла целая серия, пусть и небольшая, из 38 санитарных самолетов с моторами М-11.
Нельзя недооценить роль воспитанников учебного заведения и в годы Великой Отечественной войны. Вместе с заводом техникум эвакуировался в Куйбышев, где учащиеся помогали, буквально в чистом поле, отстраивать новое предприятие. А когда цеха заработали, то и тут их молодые руки пригодились: они строили штурмовики Ил-2. В 1944 году, вернувшись в родной Воронеж, и преподавателям, и учащимся вновь пришлось засучить рукава и теперь уже восстанавливать родной техникум, лежавший в руинах.
Не будет преувеличением сказать, что почти век каждая машина, поднимающаяся в небо со взлетной полосы Воронежского авиазавода, создается выпускниками Воронежского авиационного техникума, составляющими треть коллектива предприятия! В целом за минувшие 90 лет численность учащихся ВАТ достигла трех тысяч человек самых разных поколений.
Прошедший длинный путь от восьмиклассного механико-технического училища имени императора Петра Первого до одного из крупнейших и динамично развивающихся заведений среднего профессионального образования, сегодня техникум является одной из визитных карточек региона в сфере СПО.
В техникуме готовят специалистов не только по самым востребованным специальностям в сфере самолетостроения, таким как «Технология машиностроения», «Производство летательных аппаратов», «Автоматизация технологических процессов и производств», но и в чем-то даже опережают нынешние потребности ВАСО.
К примеру, в 2012 году здесь был открыт учебный центр профессиональных квалификаций. А в 2019 в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» на базе техникума появились мастерские, оснащенные по последнему слову техники. Здесь учащиеся изучают механотронику, реверсивный инжиниринг, промышленную робототехнику и т.д.
– Мы работаем в расчете на развитие отечественного производства, – рассказывает директор Воронежского авиационного техникума имени В.П.Чкалова Александр Норман, – в нынешних реалиях это просто необходимо. В таких перспективных направлениях, как механотроника и мобильная робототехника, у нас уже налажено деловое партнёрство с предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности. Надеемся, что не за горами окажется и то время, когда потребность в подобных специалистах появится и у воронежских предприятий машиностроения.
Еще одним учебным заведением, подарившим региону немало профессионалов, является Воронежский юридический техникум. За его 45-летнию историю из этих стен вышли более 15 тысяч выпускников, конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда. В техникуме обучают юридическим и экономическим специальностям, однако приоритетным направлением является «Право и организация социального обеспечения».
Кстати, техникум является стажировочной площадкой для аналогичных образовательных учреждений Центрального Федерального округа Российской Федерации при подготовке специалистов по вышеупомянутой специальности. Да и среди абитуриентов она пользуется неизменным спросом: в текущем году конкурс на правовое отделение составил 8 человек на место.
Воронежский юридический техникум идет в ногу со временем и постоянно развивается. Трудно перечислить все региональные и федеральные проекты, в которых принимает участие учебное заведение. Это и «Цифровая образовательная среда», и «Молодые профессионалы», и «Социальные лифты для каждого», и «Социальная активность» и т.д.
Однако при таком разноплановом учебном процессе здесь не забывают и о насущном: современные технологии применяются в условиях максимально приближенных к реальной жизни. Также огромное внимание уделяется профориентации, а впоследствии – и мониторингу дальнейшего трудоустройства выпускников.
- Мы не просто даем престижное качественное и востребованное образование, но, прежде всего, воспитываем, современную личность с высокими нравственными качествами, - рассказывает Лариса Волкова, директор Воронежского юридического техникума, - обучаясь здесь, ребята приобретают стержень, нравственную основу, что позволяет им в дальнейшем смело и уверенно идти по жизни, реализовываться в выбранной профессии. Одно из главных формируемых качеств выпускников – социальная ответственность.
К слову, одним из наглядных ее примеров является успешно работающая студенческая юридическая консультация, где учащиеся под руководством опытных преподавателей на безвозмездной основе консультируют жителей города и области.
- Обучение в техникуме формирует ту базу, которая важна в любой профессии, - резюмирует Валерий Семенек, студент 3 курса правового отделения, специальности «Право и организация социального обеспечения», - трудовая этика, широкий кругозор, управление своим временем, коммуникация, лидерство, умение решать те задачи, которых может не оказаться ни в пошаговых, ни в должностных инструкциях - это только малая часть того, что дает мне и всем другим студентам обучение в Воронежском юридическом техникуме.
Тесная связь между такими учебными заведениями и потенциальными работодателями – еще одна яркая отличительная черта сферы среднего профессионального образования. Готовить кадры «под себя» - процесс взаимовыгодный и для предприятий, и для техникумов.
- Практика наставничества постоянно расширяется, - рассказывает Галина Иванова, первый заместитель руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, - он выражается в том числе и в участии представителей предприятий и организаций в проведении демонстрационного экзамена и чемпионата профессионального мастерства «Молодые профессионалы». В процесс апробации были включены 23 профессиональные образовательные организации, которые реализовывали 124 дуальные программы с 90 предприятиями-партнерами. По итогам мониторинга наибольшее число практико-ориентированных программ внедрено в сферах образования, сельского хозяйства и промышленности. На эти сферы приходится более 54% всех дуальных программ.
Удачным образцом такого плодотворного и конструктивного диалога является сотрудничество Воронежского промышленно-гуманитарного колледжа и АО «Воронежский Завод Полупроводниковых Приборов-Сборка». В подобном режиме здесь работают с 2008 года. Абсолютно безвозмездно предприятие передало колледжу учебно-производственное оборудование, которое послужило базой для создания инновационного учебно-производственного участка и Учебного центра профессиональных квалификаций в области радиоэлектроники. Помимо этого завод компенсирует затраты на содержание помещений и оплачивает коммунальные услуги. Кроме того в 2016 году в Учебный центр предприятия были переведены кафедра электроники и отделение радиоэлектроники.
- Мы считаем, что внедрение дуального обучения имеет долгосрочные перспективы для всех участников, - подчеркивает Сергей Чистяков, заместитель генерального директора АО «Воронежский Завод Полупроводниковых Приборов-Сборка», - для выпускника – это уверенность в том, что его квалификация позволит ему гарантированно трудоустроиться. А работодатели получают кадры, которые не нужно переучивать «под себя».
Все это позволит обеспечить баланс трудовых ресурсов в масштабе Воронежской области и повысить ее инвестиционную привлекательность за счет кадрового потенциала.
Такие слова подтверждаются реальной статистикой: по итогам анализа трудоустройства выпускников за 2019 и 2020 гг. выяснилось, что средний процент тех, кто после окончания того или итого техникума нашел работу составляет 60%, из них по полученной специальности – около 89%.
Эффективные показатели работы учреждений среднего профессионального образования, конечно, были бы невозможны без государственной поддержки. В Воронежской области она ведется сразу по нескольким направлениям: это и федеральный проект «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», и государственная программа Воронежской области «Развитие образования», и финансовые соглашения между Министерством просвещения РФ и региональным департаментом образования, науки и молодежной политики.
Согласно последнему документу ежегодно деньги из федеральной казны выделяются на выплату стипендий Правительства Российской Федерации (около 3 млн. руб.), на создание и достойное оснащение базовых профессиональных образовательных организаций, позволяющих учиться людям с ограниченными возможностями здоровья (около 7,5 млн. руб.).
В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы в 2019 году по результатам конкурсного отбора Воронежская область получила субсидии из федерального бюджета на создание Центра опережающей профессиональной подготовки. С учетом софинансирования из регионального бюджета по этому направлению было потрачено более 55 млн. руб.
Кроме того ежегодно с 2018 года Министерство Просвещения РФ на конкурсной основе проводит отбор проектов, представленных профессиональным образовательными организациями. Лучшим из них выплачиваются гранты, которые впоследствии используются для модернизации материально-технической базы. Одними из тех, кто активно борется за данные средства, являются учреждения СПО Воронежской области. За минувшие три года гранты с учетом софинансирования из регионального бюджета получили 9 организаций на сумму более 408 млн. руб.
Давно прошли те времена, когда среднее профессиональное образование считалось уделом вчерашних школьников, не сумевших набрать нужное количество баллов для поступления в вуз. Сегодня рабочие профессии выбирают целенаправленно и осознанно, а производственные предприятия готовы сражаться за таких специалистов, переманивая их к себе хорошей зарплатой, расширенным социальным пакетом, бесплатным медицинским обслуживанием и прочими приятными бонусами. И задача государства – поддерживать и укреплять молодежь, желающую трудиться на благо своей страны.