Александра Шестакова о «Школе наследия» и сохранении исторических зданий

Следующем гостем беседы из цикла интервью ИА «Уральский меридиан» об активных жителях Свердловской области стала координатор проекта «Школа наследия» Александра Шестакова. Школа — это культурно-просветительский проект для горожан, неравнодушных к судьбе архитектурного наследия Екатеринбурга. Александра поделилась с агентством первым опытом проведения «Школы наследия» и рассказала, как созданные на ней кейсы могут сохранить исторические здания в уральской столице.

Александра Шестакова о «Школе наследия» и сохранении исторических зданий
© Уральский меридиан

— Когда и почему возникла идея создания проекта «Школа наследия»? Сразу ли он начал реализовываться при поддержке Фонда президентских грантов?

«Повышение грамотности» при взаимодействии с архитектурным наследием уже давняя необходимость для Екатеринбурга. Будущий куратор нашей образовательной платформы Марина Сахарова в декабре 2018 года поделилась с директором Музея истории Екатеринбурга Сергеем Каменским идеей Школы, объединяющей профессионалов и активных горожан. Это был лишь эскиз проекта, который во многом изменился, учитывая специфику нашего города и опыт новых участников проекта — Фонд некоммерческого кино «Манифест 16» и движение «Культурный патруль». «Манифест 16» говорит сам за себя – в проекте должно быть кино, а «Культурный патруль» уже провели семинар «Мой дом – памятник». Сергей Каменский считал обязательным практический результат. Так появилась более конкретная схема проекта, всё как в школе – уроки, домашнее задание, общая фотография. Заявка на грант была подана летом 2019 года. О научном руководстве договорились с Ларисой Вальтеровной Шашкиной — гуру теории и практики наследия.

— Расскажите подробнее о самой Школе. Почему было принято решение проводить ее 8 месяцев? Какая задача Школы скрывается под слоганом: «Каждому дому по хранителю»? Повлияла ли пандемия на проведение этапов Школы?

В Екатеринбурге много неравнодушных людей, которые переживают за исторические здания, их состояние. Но, как и что делать, очень часто не понятно. Поэтому «уроки» Школы были посвящены азам взаимодействия с наследием. Семь занятий (каждое включало лекцию плюс семинар) прошли при полном аншлаге. И практически этим же составом мы перешли к следующему этапу – работе над концепциями ревитализации. Курс обучения в Школе мы рассчитали на 8 месяцев, исходя из количества запланированных лекций и семинаров, а также достаточно большой практической части. Мы сразу решили, что не должно быть «уставания» от учебного процесса, поэтому сделали наши лекционно-семинарские занятия 2 раза в месяц и весь теоретический этап уложили в 3,5 месяца. Все остальное время мы отвели на практические лаборатории (совместно с партнерами проекта в качестве консультантов) и на съемки роликов-визиток для наших объектов. Через несколько лет Екатеринбург отметит свое 300-летие. Но далеко не все его исторические здания имеют достойный вид. А меж тем, они – настоящие свидетели времени, которые отражают знаковые культурно-исторические процессы и формируют уникальный архитектурный облик города, и каждому нужно своё особенное внимание. Именно так появился слоган «Каждому дому по хранителю». Мы успели ровно до пандемии полностью реализовать наш образовательный блок – в середине марта прошло последние занятие. Кроме занятий мы также провели специальные экскурсии на исторические объекты. С апреля участники объединились в мини-команды. И началась работа с выбранными ими зданий или целых «исторических пространств». Все консультации и общение были уже в формате зумов и чатов. В связи с карантином, все растянулось на значительно больший период. И это было по вполне объективным причинам, потому что действительно, летом все коммуникации были затруднены, и какие-то возможности нам открылись уже только осенью. На мой взгляд, в целом, от этой «паузы» наш проект только выиграл. Потому что какие-то идеи пришли нам и нашим участникам уже только тогда, когда мы все уже совсем глубоко погрузились в наши проекты и со многими по-настоящему подружились. Плюс мы получили больше времени на съемки, а также возможность поучаствовать в масштабных городских мероприятиях, таких как саммит «Архевразия» и «Форум 100+». И сейчас, спустя почти год, после старта проекта, я понимаю, что сделать все то, что у нас сейчас есть за более короткий срок было, наверное, нереально!

Фото: сообщество «Школа наследия» / vk.com

— Сами ли участники команд выбирали памятники архитектуры, которые необходимо сохранить? Какие наиболее яркие проекты, созданные во время Школы, можете выделить?

Все объекты, выбранные для итоговых кейсов, были предложены самими участниками. Для нас это было очень важным. Еще сразу, при наборе на проект, мы попросили указать здание или район, который по мнению каждого является знаковым для города и нуждается в особом внимании и сохранении (а иногда и спасении!). Так постепенно сформировался список объектов-фаворитов, набравших наибольшее количество голосов. Особо хотела бы отметить, что мы были искренне рады, что к нам на Школу пришли те самые жители «домов-памятников», и эти здания были отмечены также и другими участниками. Каждый кейс и команда по-своему разные и их сложно сравнивать. Наверное, за наибольшую сплоченность, я бы выделила команду «Усадьба Рязанова», среди активистов которой, также жительница этого дома. Команде удалось подружиться и с другими жильцами дома, а также создать соцсети усадьбы, чтобы еще больше екатеринбуржцев смогли узнать об объекте. Они успели принять участие в нескольких конкурсах и собираются дальше, после официального завершения Школы, продолжить заниматься Усадьбой. Они такие – «коллективные хранители» этого дома. Хочется отметить, конечно, команду «Царский мост», которые совместно с детским технопарком «Кванториум» разработали 3д-модели исторических двух ключевых усадеб этого квартала, помогали в проведении одноименного фестиваля, а в онлайновую Ночь музеев геройски провели виртуальную экскурсию. Геройски, потому что для всех это был совсем новый формат общения, а им пришлось сразу выступать перед большой аудиторией! Команда Усадьбы Рязановых тоже тогда представили небольшой видео-рассказ. Осенью сразу несколько наших команд провели очные экскурсии для горожан в рамках мероприятия Музея истории Екатеринбурга. Усадьбу Рязанова, Царский мост, Татарскую слободу, район Первой электростанции и аэровокзал «Уктус» — эти экскурсии посетили более 200 горожан! Наши «гиды» в своих дебютных выступлениях смогли не просто поделиться историей своих объектов, но самое главное, передать свое личное, трепетное отношение к их судьбе. Еще одна команда, Сада Казанцева, тоже совершенно фантастические, они приняли участие в ландшафтном фестивале «Атмосфера 2020». Это было, наверное, первое такое масштабное событие в городе после карантина. И наши участники, за достаточно короткий срок, подготовили экспозицию в «историческом ландшафте» среди совершенно реальных вековых яблонь, и это было по-настоящему атмосферным местом отдыха для посетителей фестиваля. Так что дружба и сплоченность в проекте очень важны!

Участники проекта Фото: сообщество «Школа наследия» / vk.com

— Какая дальнейшая судьба у подготовленных участниками кейсов? Будут ли они применяться на практике?

Конечно, мы будем стремиться к тому, чтобы концепции, которые будут совсем скоро презентованы публично, получили свое дальнейшее развитие. Ведь все проекты готовились при кураторстве экспертов – партнеров проекта. Для всех объектов собрано и проанализировано большое количество информации и документов, необходимых для их сохранения. Для некоторых из них сделаны также экономические расчеты на реставрацию. После проведения презентаций мы надеемся, что у каких-то кейсов появится реальная поддержка на реализацию (как со стороны бизнеса, так и городской администрации). По инициативе некоторых команд, также, возможно, будет запущен краудфандинг. Применение на практике уже в какой-то степени идет: на многих объектах проводились субботники (аэровокзал Уктус, Царский мост, Сад Казанцева, Татарская слобода, Усадьба Рязановых). Команда Усадьбы Рязанова уже начали шаги к созданию зеленого общественного пространства, в перспективе они хотят возродить исторический сад. Команда «Татарская слобода» также готовится к участию в грантовых конкурсах и продолжает работу по восстановлению особняка Миллера.

Презентация плана реставрации особняка Миллера Фото: сообщество «Школа наследия» / vk.com

— Есть ли в планах в следующем году повторно запустить Школу? После первого опыта появились ли идеи что-то изменить в проекте?

Насчет повторно пока не могу однозначно ответить. По сути это у нас сейчас пилотный запуск Школы. И в первую очередь хочется дальше развить те проекты, которые у нас получились. Что-то хочется поменять (но не кардинально!). Просто теперь сам механизм Школы уже более понятен. А еще нам хочется и после завершения проекта сохранить то комьюнити, которое сейчас сложилось. И это, пожалуй, самый ценный опыт для нас как организаторов. Потому что факт того, что даже в условиях карантина, когда мы не имели возможности встречаться очно, мы тем не менее, смогли узнать друг друга, понять идеи и задумки каждого, не растерять мотивацию и в конечном итоге прийти к законченному результату. Это говорит о том, что каждый, кто пришел в наш проект, по-настоящему неравнодушен к городу. Что изменить? После первого года, наверное, мы поняли, что можно больше вовлекать студентов профильных вузов – ведь они будущие профессионалы, и очень важно поделиться с ними опытом наших партнеров, дать возможность узнать о культурном наследии Екатеринбурга на практике, самим стать участниками важных для города проектов. Еще мне кажется, что уже на старте Школы важно больше внимания уделить тимбилдинговым встречам, тогда, если мы вдруг снова окажемся все в зуме, работа над концепциями будет более продуктивной. А вообще, с такой командой, какой мы стали вместе с нашими участниками, никакие логдауны Школе не страшны!

Фото: сообщество «Школа наследия» / vk.com

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» на нашем ТГ-канале.

Фото превью: из личного архива Александры Шестаковой