Врио ректора ТюмГУ Иван Романчук: университет должен стать драйвером развития региона

Врио ректора Тюменского госуниверситета Иван Романчук в беседе с ТАСС рассказал, в чем видит смысл индивидуализации высшего образования, как в вузе развивается научное направление биобезопасности, как обстоят дела с трудоустройством студентов в период пандемии и в чем состоит "третья миссия" университета.

Врио ректора ТюмГУ Иван Романчук: университет должен стать драйвером развития региона
© ТАСС

— Иван Сергеевич, ТюмГУ уже пять лет активно трансформирует практически все базовые процессы университетской жизни — образование, науку, инфраструктуру, партнерство. С чем это связано, какой запрос общества вы отрабатываете?

— Серьезный вопрос. Последние пять лет мы понимали, что рынок труда кардинально изменяется, и пандемия, как лакмусовая бумажка, доказала это еще более явно. Стало более очевидно, что для успешного трудоустройства необходима индивидуализация обучения. Именно под такой вид нового образования мы начали строить сетевое взаимодействие с лучшими университетами и научными организациями страны и мира, создавать уникальные учебные пространства, лаборатории и коворкинги. Мы серьезно занялись вопросами университетской науки, стали драйверами развития Межрегионального Западно-Сибирского научно-образовательного центра. Сегодня можно смело сказать, что мы одни из первых в России предвосхитили ряд происходящих в университетах изменений и оказались на полшага впереди.

— Как дается университету это опережающее развитие?

— Непросто, ведь именно правофланговые обычно выходят из зоны комфорта. ТюмГУ — это больше 2 тыс. профессиональных сотрудников. Самое главное, что для решения стратегических задач у нас получилось консолидировать коллектив. Многое было сделано в рамках проекта "5-100", нам удалось привлечь к работе в вузе лучших преподавателей, высокорейтинговых с точки зрения высокой публикационной активности исследователей, управленцев из ведущих университетов страны и мира, мы много инвестировали в своих людей и в инфраструктуру. Нам пришлось сконцентрировать все ресурсы на прорывных направлениях деятельности. Сейчас я понимаю, что это был единственно правильный путь.

— Биобезопасность стала фронтиром исследований в ТюмГУ еще до пандемии. К этому были предпосылки?

— Конечно. Но сейчас эта тематика зазвучала еще актуальнее. Мы создали Институт экологической и сельскохозяйственной биологии (X-BIO), закупили для его нужд современное исследовательское оборудование. Однако уже проведенного обновления инфраструктуры недостаточно для революционного прорыва в науке в глобальном масштабе. Сейчас у нас в планах создание суперкомпьютерного кластера высокопроизводительных вычислений для задач биоинформатики. Возможности этого кластера будут использованы для проведения геномных исследований.

— Есть ощущение, что жизненный этап под названием "студенческая пора" становится менее расслабленным и беззаботным. С чем это связано?

— К нам приходят выпускники средних школ, и мы наделяем их абсолютно новыми обязанностями — они сами конструируют индивидуальные образовательные траектории. Для снижения уровня стресса и тревожности [которые сопутствуют этому выбору] в университете появился институт тьюторства, служба профессионального психологического консультирования студентов.

Активная трансформация высшего образования, которую вместе с нами реализуют ведущие университеты России, обнажает важную проблему. Речь идет о психологической, эмоциональной и интеллектуальной неготовности абитуриентов принять на себя обязательство определить собственные образовательные цели и сконструировать под них индивидуальные маршруты обучения. Для решения этой проблемы нужна трансформация всей системы образования как минимум со школы.

— Что-то можно сделать уже сейчас в одном отдельно взятом вузе?

— Для университета это вызов, на который мы можем ответить только стратегической пересборкой образовательных программ педагогических направлений подготовки, к которой уже приступили. В этом учебном году состоялся первый набор на магистерскую программу "Экспериментальное высшее образование". Полигоном для педагогических экспериментов магистрантов станет весь университет.

Однако мы понимаем, что надо идти дальше. Думается, что опыта обучения по программам на основе индивидуальных образовательных траекторий студентам-педагогам будет недостаточно. Поэтому ТюмГУ намерен стать технологическим поставщиком образовательных решений не только для высшей, но и для средней школы — сначала, конечно, в рамках экспериментальных образовательных площадок.

— В последнее время очень много говорится о "третьей миссии" университетов. Что вы думаете по этому поводу?

— В основе этой миссии — реализация социальной, предпринимательской и инновационной функций университета. Для нас сверхважно, чтобы вся университетская действительность была направлена на улучшение жизни в регионе. Наука должна делать жизнь людей качественнее, образование должно давать уверенность в завтрашнем дне, инновации — приносить доход. Это наша понятная и очень человечная работа.

— Вы сказали, что работа с коллективом преподавателей и исследователей в период трансформации университета ведется системно. А как идет вовлечение студентов в созидательные активности?

— Мы формируем в студентах такие ценностные установки, как ответственность, лидерство, патриотизм, постоянное саморазвитие и сопричастность к развитию общества. К примеру, у нас хорошие результаты в развитии клубного движения, это один из эффективных форматов развития молодежи. На данный момент в ТюмГУ работают 100 студенческих клубов, а это 100 лидеров, которые объединяют более 3 тыс. обучающихся. Много это или мало? Мы считаем, что мало. Поэтому мы системно взращиваем лидеров и направляем их энергию в позитивное русло, на реализацию значимых проектов и решение важных для общества задач. Молодежная политика в университете — это не совокупность событийно-досуговых мероприятий, а интеграция учебной и внеучебной деятельности.

— А как это выглядит на практике?

— Для генерации новых идей мы начали развивать систему студенческих проектных марафонов "Мейкертон", установили партнерство с ведущими российскими бизнес-акселераторами. Сейчас более 500 студентов участвуют в мейкертонах. Эта деятельность вроде бы не учебная, но она находится в плоскости формирования необходимых в современном мире предпринимательских компетенций.

— Лето 2020 года стало большим проектом Министерства науки и высшего образования по трудоустройству студентов в период пандемии. Как вы трудоустраивали студентов?

— С мая по август 2020 года ТюмГУ был организатором программы по содействию занятости студентов. За четыре месяца поработать и получить финансовую поддержку смогли почти 5 тыс. студентов нашего университета и других вузов области.

Сейчас идет новый проект "Сириус.Лето", мы и здесь делаем определенные успехи, созданы коллаборации студентов, представителей индустрий и школьников. Проект реализуется на базе регионального центра "Новое поколение". Такие компании, как "Сибур", СУЭНКО и "Такстелеком", предоставляют производственные кейсы, их решают школьники Тюменской области под руководством наставников — студентов ТюмГУ. Решенные кейсы в итоге принимаются в работу на предприятиях, а студенты и школьники получают предложения о стажировках и трудоустройстве. Это пример того, как на базе вуза в результате взаимодействия талантливых ребят и индустриальных лидеров появляются новые технологические решения с высоким потенциалом дальнейшей коммерциализации.​

Беседовал Сергей Новиков