Кто такие тьюторы, которых Собянин послал в школы? Это хорошо или плохо?
Кто такие тьюторы Новая инициатива столичной мэрии заставила обсуждать новые термины - «тьюторство» и «тьюторы». Сам Собянин определил тьюторов как приглашенных для проведения уроков студентов и выпускников педагогических вузов. «А опытные учителя (входящие в группу риска по коронавирусу) будут оказывать помощь тьюторам и контролировать учебный процесс в дистанционном режиме в качестве старших наставников», - пояснил мэр. Сергей Собянин. Кадр видео Instagram.com/mossobyanin Сам термин существует в нашем образовании уже больше 10 лет, а традиция данного института уходит своими корнями аж в Древнюю Грецию. О том, что исторически означает это слово, рассказал Anews Илья, тьютор одной из московских школ: «Тьютор - отдельная педагогическая специальность. В отличие от учителя, он сосредоточен не на школьном предмете, а на работе с конкретным ребенком, с его личными интересами, целями, подходами к учебе. Тьютор создает индивидуальную образовательную среду для ребенка, прежде всего побуждает его к самостоятельным решениям и помогает разобраться в результатах и недочетах». Илья без восторга относится к нововведениям Собянина: «С новой инициативой наша специальность не имеет ничего общего. Как сказала моя коллега: "Тьютор - это не подневольный студент педвуза, которым господин мэр хочет заткнуть бреши". Грустно, что результаты многолетних усилий по формированию профессиональной идентичности тьютора могут быть ликвидированы одним росчерком пера - тьюторами будут называть таких же учителей, только не получивших диплом и нуждающихся в надзоре старших товарищей». Тьюторы в московских школах - это хорошо или плохо? Проблемы не только в терминологической путанице. Директор центра образования №109 города Москвы Евгений Ямбург отметил, что замысел, в принципе, хороший, но его реальная польза сомнительна: «Мне эта проблема знакома, потому что у нас есть так называемые клинические школы при больницах. Учиться там обязательно нужно. Это такая дидактическая методика борьбы с болезнью. И тьюторам при работе с такими ребятами надо знать психологию, дефектологию, это специально подготовленные люди. Идея-то правильная. Но в данной конкретной ситуации мы не найдем такого количества студентов, и не сумеем так быстро их подготовить. И у нас нет ресурсов, потому что это двойная оплата, а школа считает каждую копейку. И в идею тотальных тьюторов я не верю, она отомрет как нереалистическая». Другие эксперты склонны относиться к инициативе позитивно. Так, учитель истории и обществознания школы № 9 в Химках Григорий Назаров заявил: «Я знаю очень хорошо вузы, из которых студенты будут в школы приходить, это два московских педагогических университета, и там система подготовки совершенно потрясающая. Более того, студенты достаточно давно проходят систематическую практику в школах. Они не просто смотрят на уроки и уходят, но системно, в течение всего курса, занимаются в школах. Поэтому я не думаю, что будет понижение в результатах». РИА Новости / Павел Лисицын Ректор Новосибирского государственного педагогического университета Алексей Герасев отметил, что схожие инициативы ожидаются и в регионах: «Ноябрь - пик, когда студенты выходят на педагогическую практику. И сейчас наши методисты продумывают, каким образом ее модифицировать, чтобы помочь и педагогам, и учащимся, и образовательным учреждениям в целом, но при этом чтобы и студент сформировал современные практические навыки. Это серьезный вызов, особенно для региональных вузов. И вместе с тем здесь двусторонняя польза. Ведь одно дело, когда студенту рассказывать, как правильно такую работу организовывать, а другое дело, когда он сам организует ее на практике, в связке с опытным педагогом и с классом. В этом плане и студент приобретает практические компетенции, и педагог, который участвует в этой работе, учится. Школьники тоже довольны». А вот руководитель Института образования Высшей школы экономики Исак Фрумин признал, что инициатива хотя и проблематичная, но необходимая: «Среди учителей немало пожилых людей с рисками для здоровья, и мэрия сейчас нашла выход. Задавать вопрос о том, может ли ухудшиться качество образования, конечно, можно, но он наивный. Потому что ответ очевидный: риски есть. Но с ними можно справиться, а с рисками для жизни — нет. Это решение принято не от хорошей жизни, как вынужденное, но оно разумно, особенно если эти молодые люди, которые придут, получат поддержку опытных коллег».