Приравняли к медикам: как педагоги Татарстана встречают ковидный День учителя

25 не тысяча, но всех ли посчитали? В Татарстане с начала сентября COVID-19 заболели 25 педагогов, сообщила сегодня "Реальному времени" руководитель республиканского управления Роспотребнадзора Марина Патяшина. По сравнению с Москвой это, конечно, немного. Но прошел только месяц с начала учебного года, и еще неясно, как будут развиваться события на фоне растущей заболеваемости коронавирусной инфекцией. В России только в первую неделю сентября коронавирусную инфекцию подхватило около тысячи учителей. Более поздние статданные не публиковались: то ли у учителей перестали диагностировать COVID, то ли вести такую статистику в ведомстве прочему-то сочли излишним. Но о масштабах распространения инфекции можно опосредованно судить по свежим данным с Украины: местный минздрав сообщил, что на 4 октября COVID-19 болеют 1257 учеников и 2158 учителей. А, значит, даже 25 заболевших учителей и преподавателей вузов и техникумов в Татарстане представляются серьезной угрозой. Потому как каждый педагог контактирует с сотнями детей и молодых людей, с их родителями и до проявления явных признаков инфекции заразившиеся делятся вирусом в геометрической прогресссии. Если прибавить к этому, что у нас далеко не каждый затемпературивший проходит тест на "корону", что бессимптомники (а именно так чаще всего болеют дети) вообще не выявляются, и что средний возраст учителей в Татарстане — около 50 лет и старше, то есть эта категория относится к наиболее уязвимой по части тяжелых осложнений, и эпидемиологическая картина складывается явно неоптимистическая. Больных школьников меньше, чем больных учителей Тем не менее в Роспотребнадзоре и минобразе считают, что оснований для тревоги нет. — С 1 сентября в учебных заведениях зарегистрированы единичные случаи (заболевания коронавирусной инфекцией — ред.), — сообщила Марина Патяшина. — Это 25 педагогов школ, вузов и техникумов. На сегодня в 11 случаях идут обследования контактных лиц и изоляционные мероприятия еще продолжаются, в 14 — завершены. Заболели также семь школьников, двое уже выздоровели. По словам главы республиканского Роспотребнадзора, педагоги заболели "короной", в основном, в Казани, хотя есть случаи заболевания учителей в Дрожжановском, Лаишевском, Нурлатском, Сабинском, Пестречинском районах, Набережных Челнах, Альметьевске, Буинске. Уроки с койки В татарстанском минобразе заверили "Реальное время", что обстановка в школах республики не такова, чтобы переводить школьников на дистант, а вот в других российских регионах ситуация, похоже, не такая благостная (либо там более активно выявляют "ковидников" среди заболевших ОРВИ). В Москве уже объявили, что пожилых (65+) учителей и педагогов, имеющих хронические заболевания, планируется перевести на "удаленку", а в классы вместо них направить старшекурсников из педвузов. Так сказать, совместить приятное с полезным: обеспечить будущим учителям практику, руководить которой, составляя планы уроков и контролируя ход занятий, будут из дома опытные наставники. В регионах же, где ситуация с заболеваемостью более тревожная, чем в Татарстане, пошли по другому пути. В Челябинске, например, учителей обязали и вести уроки вживую, и заниматься онлайн с теми, кто сидит на карантине по болезни. За одну зарплату педагоги тянут двойную нагрузку и, естественно, уворачиваются, как могут — многие вместо онлайн-уроков и зум-конференций отсылают ученикам задания на самостоятельную работу. На популярной страничке в сети учитель одного из российских регионов анонимно описал еще один "прогрессивный" метод: "Учителя с простудными симптомами, которые явно видны, приходится отправлять домой!.. Хорошо, учитель дома. Пошел на больничный! А дальше, что делать? Замены нет. На этот вопрос быстро ответили в местном комитете образования. Пусть педагоги ведут уроки из дома. Ведь дистант же был, все получалось! С возможностями современной техники даже с больничной койки сумеем нести доброе и вечное в детские массы". При этом педагоги, которых уже по части вероятности заболевания в силу множества контактов с "бессимптомниками" впору приравнять к медикам, вряд ли могут рассчитывать на какие-либо доплаты и компенсации. "Реальное время" поинтересовалось у татарстанских педагогов, готовы ли они рисковать здоровьем за идею — ради качества обучения. "Чему быть, того не миновать", а "умереть можно и от тоски" — Я сама веду онлайн-курсы татарского языка, — говорит учитель Кембриджской международной школы "Бала-сити" Эльвира Маркова. — И материал ученики усваивают успешно. Но при дистанционном обучении используется совсем другая методика, чем в школе, и у меня в группе всего три человека, а в обычном классе — двадцать-тридцать учеников. Я видела, как в таких условиях учился мой племянник — это не учеба! Потому что отследить всех невозможно, а дети требуют контроля, мотивированы далеко не все. Да и не готовы мы давать уроки онлайн в школе — не у всех учителей есть удобные платформы для этого. Поэтому я — сторонница традиционной организации обучения, несмотря на риски для учителей. Эльвира Маркова говорит, что она — фаталистка, поэтому за себя в плане заражения коронавирусом не очень боится: — Чему быть, того не миновать. Но я, конечно, боюсь заразить свою пожилую маму, которая относится к уязвимой категории. Тем более, что от коронавирусной инфекции умер мой родственник, глубокий инвалид, и это была тяжелая потеря, человека очень жалко... А директор казанской школы-интерната "Солнце" Павел Шмаков, ужаснувшись тому, что где-то обязали учителей вести уроки онлайн на больничном, заметил, что во всем надо искать золотую середину: — У нас есть пожилые педагоги, которые законно могут не выходить на работу, но выходят — просто не могут сидеть дома. Потому что да, они в группе риска, но сидя взаперти, в четырех стенах, можно умереть не от коронавируса, а от тоски. Людям нужно общение! Как оказалось, в этой школе есть и такие педагоги, которые, заболев, по своей инициативе выходят на дистант к концу больничного. Не по обязанности, говорит директор, и не по приказу руководства, а потому, что нуждаются в общении с учениками и переживают за них: — А вообще во всем должна быть мера. Ведь в "доковидную" эпоху Роспотребнадзор предупреждал, что маленьким детям вредно подолгу находиться за компьютером, а потом на первое место вышли меры по борьбе с инфекцией, об этом как будто забыли. В итоге наверняка количество младших школьников с испорченным зрением выросло! Так что дело не в героизме, а в том, чтобы стараться все сделать для того, чтобы свести вероятность заражения к минимуму: рассадить детей за одиночные парты, проветривать помещения.

Приравняли к медикам: как педагоги Татарстана встречают ковидный День учителя
© Реальное время