«Отстаньте от детей!»: амурские учителя - о взаимоотношениях с учениками
Без грубостей Отличник народного просвещения, учитель русского языка и литературы Любовь Глотова: - Проблема взаимоотношений между учениками и педагогами и прежде была, и нынче существует. Причиной ненормальных отношений чаще всего бывает грубость, неумение или нежелание вникнуть в причины создавшейся ситуации и мирным путём устранить препятствия. Я в школе проработала 46 лет. По семейным обстоятельствам мне пришлось поработать в пяти школах области - общения хватало с избытком. Кроме того, я, как несовершеннолетний узник немецкого концлагеря, ценила и ценю каждый прожитый день на мирной земле и, может быть, поэтому всегда вникала в детские проблемы, помогала их решать. Никогда не оскорбляла никого из учеников (да и вообще людей). Не жалела времени, чтобы остаться с не выучившим вовремя стихотворение мальчиком или девочкой после уроков и исправить ситуацию. И поэтому, имея правительственные награды (спасибо за них), я всегда ценила отзывы моих учеников и их родителей. Поколение Z Учитель русского и литературы школы № 12 Благовещенска Елизавета Мельникова: - Я поняла точно: взрослые совсем не знают детей. Каждое предыдущее поколение всегда ругает последующее, и я сама не раз слышала, что дети сейчас ничем не интересуются, кроме глупых видеороликов в интернете и жестоких игр, что они непослушны, жестоки и агрессивны. Да, такие есть, но их совсем не большинство. Мои ученики - из тех, кого учёные в целом относят по возрасту к поколению Z (2000-х годов рождения). Это первое поколение, возникшее в цифровую эпоху. Они не знали жизни без интернета, соцсетей. Цифровой мир для них - объективная реальность. Да, они своенравны и независимы, ценят в первую очередь уникальность личности, а не причастность к общности. Слово «коллектив» для них - пустой звук, на первом плане - самовыражение и рефлексия. Но при этом они могут удивлять. Как-то на внеклассном занятии я спросила свой восьмой класс, кем бы они хотели стать. Ожидала ответы - как минимум, «блогер», как максимум - «бизнесмен», но услышала: «военный», «доктор», «учитель». Я опешила. На вопрос, почему именно эта профессия, большинство ответили, что хотят приносить пользу не только себе, но и окружающим. Им важно быть нужными обществу, при всём их индивидуализме. Удивительное поколение. Да, бывают конфликты и проблемы, но подростки умеют находить общий язык. Мои ученики спокойно принимают в свой класс новеньких. Современные подростки против травли и насилия, они толерантны к непохожим на них, восстают против несправедливости и жестокости, приходят на помощь в общественном транспорте или на улице. А взрослые, которые кричат об ужасном поколении молодёжи, как раз проходят мимо нуждающихся, ругаются в очереди, скандалят, отрываясь на тех, кто им ответить не может, например, из-за боязни потерять работу - на официантах, продавцах и других. Чтобы так делали подростки, я не видела ни разу. Они практически всегда вежливы, доброжелательны и отзывчивы при таком же к ним отношении. А агрессией ведь отвечают именно на агрессию. И пьянки во дворах - последствие безразличия тех самых взрослых. Я искренне люблю детей, которых учу, и верю, что именно это поколение внесёт правильные коррективы в нашу общественную жизнь. За ними будущее. Поэтому отстаньте от них, они крутые! Не учитель - творец! Преподаватель биологии школы № 7 в Тынде Тамара Сидоренко стала в этом году народным учителем РФ. Своей работе педагог отдала более 50 лет. - Хорошо помню, как Тамара Константиновна поддерживала наши выступления на областном слёте школьных лесничеств (она сама организовала в Тынде такое), чтобы мы звучали, чтобы блистали и наша школа, и её детище. Когда мы попали в тройку лидеров, Тамара Константиновна плакала вместе с нами, - вспоминает выпускник школы № 7 2004 года, председатель Тындинского райсовета народных депутатов Максим Ермаков. - Тамара Константиновна в понимании современного образования не просто учитель, она творец. Ей не к лицу размеренная и тихая жизнь, она всегда в гуще событий, в эпицентре новостей… Входит в управляющий совет школы, руководит школьным методическим объединением учителей естественного цикла, является наставником молодых педагогов, входит в состав городской площадки педагогов - победителей нацпроекта «Лучшие учителя России». На её уроках всегда царит атмосфера сотрудничества и взаимопонимания. Тамара Константиновна стремится дать детям не только багаж знаний, но и развить в них способность мыслить, анализировать, осознавать связь между проблемами здоровья человека и окружающей средой. У Тамары Константиновны много наград, но главная для неё - любовь детей, их победы, первые успехи. Материал подготовили Иван Фёдоров, Татьяна Рябова.