В Волгограде «особенные» дети занимаются на новом оборудовании
В части создания доступного и качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Волгоградской области реализуется целый комплекс мероприятий. Особое внимание уделяется обновлению материально-технической базы специализированных учреждений. Так, к началу учебного года арсенал Волгоградского областного центра психолого-медико-социального сопровождения пополнился современными комплексами для проведения разноплановых занятий с детьми. «Развивалки» экстра-класса Специалисты этого заведения оказывают помощь детям с самых первых ступеней развития – от нуля лет. Главная цель занятий – социализировать малышей для их дальнейшего обучения в детских садах и школах. Педагоги различных направлений по индивидуальной или групповой программам подготавливают детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, а также ребят, относящихся к «группе риска». Перед началом занятий центральная медико-психолого-педагогическая комиссия, сформированная на базе учреждения, проводит диагностику и выдает заключение о создании специальных условий для образования ребенка с особенностями развития. Арсенал областного центра регулярно пополняется современным оборудованием. Среди недавних новинок – восемь комплексов, с помощью которых проводится не только подготовка к детскому саду и школе, но и своевременное выявление проблем в развитии. Так, кабинеты ранней помощи, в которых занимаются дети от 0 до 3 лет, активно пользуются новыми интерактивными установками – кукольным театром, напольными матами, тактильно-развивающими панелями, тумбами, многофункциональной песочницей и другим оборудованием. – Каждый комплекс предназначен для развития определенных функций малыша, – рассказала педагог-психолог службы ранней помощи Светлана Акимова. – Все очень яркое, красочное, интересное, позволяет развивать ребенка в самых разных сферах. Мы предлагаем детям массу занятий по любым интересам и направлениям. Учиться играя Например, с помощью интерактивного кукольного театра можно не только пародировать голоса зверей, но и включать аудио-сказки, совмещая их с демонстрацией самих животных. По словам педагога, это в разы улучшает реакцию ребенка, вызывает массу эмоций, впечатлений и гораздо лучше запоминается. Комплекс направлен на развитие фонематического восприятия, артикуляционной моторики, речевого дыхания, звукопроизношения, творческих навыков, памяти и идеально подходит детям с нарушением речи и проблемами в эмоционально-волевой сфере. Еще один комплекс – многофункциональная интерактивная песочница, которую можно использовать для ребят разного возраста. Занятия с ней одинаково понравятся как малышам, так и школьникам. – Для ребят с нарушением эмоциональной сферы, которым всегда трудно даже дотронуться до песка, мы сначала только его включаем в занятия: учим щупать, делать какие-то целенаправленные движения, затем постепенно присоединяем различные программы – с помощью них можно изучать природные явления и другие сферы – картинки проецируются на песок, детям очень интересно, занимательно и познавательно, – говорит педагог-психолог. В службе ранней помощи организуется две формы работы – индивидуальные занятия с ребенком, мамой и педагогом, а также беби-группы, где присутствуют 5–7 малышей. В настоящий момент в центре таких семь. Для тех, кто старше трех лет, организованы три группы кратковременного пребывания. – В августе мы выпустили одну беби-группу: некоторые дети ушли в детский сад, остальные попали в нашу группу кратковременного пребывания для дошкольников, – сообщила Светлана Акимова. – Родители говорят, что адаптация проходит успешно. Мы и сами можем наблюдать тех, кто остался в нашем заведении, и тоже видим, что они к новым условиям адаптируются намного легче. Двухгодовалая Вероника уже несколько месяцев посещает индивидуальные занятия в службе ранней помощи. По словам мамы и педагогов, скачок в развитии ребенка за это время произошел ощутимый. – Вероника пришла к нам в январе и на тот момент была очень растеряна, отсутствовала концентрация внимания, взаимодействие с людьми, фиксировались другие нарушения в развитии, – вспоминает учитель-дефектолог Наталья Саенко. – Девочка приходит на занятия раз в неделю с мамой, все упражнения направлены на развитие ребенка, активно используется новое оборудование. Сначала учились элементарным вещам: брать игрушку из рук другого человека, отдавать ее. Сейчас Вероника очень изменилась в эмоциональном плане – раньше маму не замечала, теперь обнимает ее, целует, они могут вместе читать книги. Комфортные условия в школах и спецклассах Современным оборудованием пополнились также другие кабинеты центра – психолога и логопеда. Развивающие интерактивные наборы помогут выполнить основную задачу, которая стоит перед педагогами, – подготовить детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшему обучению в другой среде. Созданию условий для получения этими категориями ребят качественного и доступного образования в нашем регионе уделяется особое внимание, этот приоритет в работе администрации Волгоградской области задан губернатором Андреем Бочаровым. Основные усилия направлены на две основные сферы: развитие инклюзивного образования и сохранение сети спецучреждений, реализующих адаптированные программы. – По этим двум направлениям в Волгоградской области ежегодно применяется ряд мер, – поясняет начальник отдела специального образования областного комитета образования, науки и молодежной политики Татьяна Смирнова. – Среди них – участие в программе «Доступная среда», когда организуются условия для обучения особенных детей в обычных детсадах и школах, а также создание возможностей для их обследования компетентными комиссиями. Центральная комиссия находится в этом учреждении, еще 20 территориальных – работают в различных муниципальных районах. За год порядка 6 тысяч детей получают заключение о создании для них необходимости специального обучения. Большая работа проводится и в части развития специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. В них обучается более трех тысяч детей – для каждого ребенка составляется индивидуальный образовательный маршрут. Особое внимание уделяется материально-технической базе этих заведений. Так, например, в рамках регионального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» с 2020-го по 2024 год будет обновлена база 13 коррекционных школ региона. Речь идет об оснащении трудовых мастерских, кабинетов узких специалистов, учебных кабинетов и помещений для дополнительного образования. – Благодаря комплексу мер в регионе создаются современные комфортные условия для получения качественного образования детьми-инвалидами, – подчеркнула Татьяна Смирнова. – На сегодняшний день дошкольное образование получают свыше 4000 детей с особенностями развития, школьное – порядка 7000, профессиональное – более 700 студентов.