Ольга Шадрина: Частная школа готова к новым трудностям
Наша собеседница — руководитель частного детского сада — начальной школы «Счастливое детство», председатель комитета по предпринимательству в сфере дошкольного и начального школьного образования Краснодарского краевого отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», директор Ассоциации дошкольных организаций Краснодарского края Ольга Владимировна Шадрина. — Готова ли школа «Счастливое детство» к новому учебному году после распространения коронавируса? — Наша школа готова к работе в новых условиях. Она изначально была оборудована облучателями для обеззараживания воздуха и бесконтактными термометрами. В этом году мы приобрели дезинфекторы, рециркуляторы и поставили дизбарьер у входа. Мы также сделали отдельные входы для школьников и детского сада, предприняли еще ряд мер для минимизации угрозы заражения этой болезнью. Мы очень плотно работаем по этому вопросу со специалистами Роспотребнадзора, ждем комиссию этого ведомства в конце августа для оценки готовности нашего учреждения к приему детей. — Какое настроение у родителей? — Очно мы почти не встречались, в основном через мессенджеры и телефонию общались. Они очень переживают из-за вероятной второй волны пандемии, нового карантина и, как следствие, дистанционного обучения детей. Все родители против этой вынужденной меры. Недавний карантин показал, что занятия посредством Интернета вредят здоровью ребенка. Концентрация внимания на экране на протяжении нескольких часов, отсутствие живого общения к хорошему не могут привести. Родители крайне недовольны, что готовить все уроки надо было дома. Раньше это все делалось в стенах школы, а теперь они стали непосредственными участниками учебного процесса, не у всех хватает терпения, умения и времени заниматься обучением детей. Но этот способ обучения пока единственный доступный в условиях изоляции. В нашей школе мы оперативно организовали обучение онлайн, загрузили специальные платформы для этого, педагоги легко перешли на методы дистанционного преподавания. Наши педагоги уже к апрелю завершили основную программу обучения и на дистанционке лишь закрепляли знания. Мы старались сильно не нагружать детей и родителей. Завершили учебный год отлично, на высоком уровне. — Что нового появится в школе «Счастливое детство» в этом учебном году? — Этот год наша школа объявила Годом инженерии. В связи с этим у нас вводится предмет «компьютерная грамотность». Более широко будет изучаться робототехника — приняты новые специалисты, закуплено дополнительно оборудование. Кружок робототехники работает с прошлого года в формате клуба, в нем участвуют только мальчики, хотя по решению большинства голосов в него принимают и девочек, кто также увлечен наукой робототехникой. Причем в прошлом году мальчишки самостоятельно освоили начальный курс робототехники, в этом году преподаватель значительно увеличит сложность конструируемых роботов с применением разработки программ. Мы также приступим к углубленному изучению английского уже с носителем этого языка в билингвальных группах. Из «вкусных» новостей: мы запустили линию питания «шведский стол», где школьник может выбрать еду по своему вкусу из большого выбора блюд. — Какие сейчас ожидания у родителей и детей? — И те и другие очень волнуются, но это больше относится к первоклашкам. Дети постарше относятся к началу учебы спокойнее, очень ждут занятий — им интересно все. А нам немного грустно. В этом учебном году у нас будут первые выпускники — четвероклассники. Очень тяжело расставаться с детьми, с которыми проводишь большую часть дня, видишь, как они растут, набираются знаний и навыков. — Куда они пойдут учиться дальше, вы уже знаете? — Пока нет, мы начнем заниматься мониторингом во втором полугодии и на протяжении последующих лет будем собирать статистику, отслеживать успехи в учебе каждого выпускника. Нам очень важно знать, как обучение в нашей школе помогает ребенку дальше развиваться, учиться. Старт у всех получился качественный, а как дальше пойдет, мы пока не знаем, но уверены в абсолютном успехе. — Почему сегодня родители чаще выбирают частные детские сады, школы? — Можно выделить несколько причин. Когда только появилась идея открытия частной школы, мы сразу определили, что это будет начальное образование. Современные родители имеют повышенную тревожность, младшие школьники по своей физиологии близки к предшкольному возрасту, поэтому пик родительской тревоги приходится именно на начальную школу. Собирая статистику, мы определили, что частные школы могут набирать до пяти-шести первых классов, но к пятому классу едва ли остается два класса, чаще — один, и так до выпуска из школы. Здесь очень важны комфорт и индивидуальный подход к детям. В массовых школах классы насчитывают часто до 40 человек, до 20 классов в параллели, занятия идут даже в две-три смены. Понятно, что много времени одному ребенку уделить в таких условиях невозможно, что и не нравится родителям. В частных школах классы небольшие — 10–12 человек, педагоги очень много времени посвящают каждому ученику, работают до получения нужного результата. В нашей школе в первых и вторых классах по 12 учеников, а в третьем их объединяют, чтобы научить работать в темпе. Наша главная задача — за четыре года сохранить и повысить мотивацию к дальнейшему обучению. Наш выпускник будет готов к любой школе — частной, государственной, у него будет большой багаж знаний, умений и навыков: быстро находить нужную информацию, использовать свои знания, взаимодействовать с одноклассниками и педагогами и прочее. Надо сказать, что уровень мотивации наших учеников очень высокий — дети всегда с удовольствием идут в школу, стараются прилежно учится, очень скучают во время каникул. Также родителям учеников нашей школы очень нравится широкий спектр услуг, который мы предоставляем помимо основной программы обучения вне уроков. — Коронавирус и экономический кризис нанесли урон частному образованию? — Я могу говорить только о данных по нашей школе. Примерно 15 % детей покинули наше учреждение по финансовым обстоятельствам. На их место пришли новые детки — к нам хотят попасть многие. И это притом, что в марте плата за обучение увеличилась на 30 процентов. Тем не менее наша школа, да и другие частные заведения остаются очень востребованными. Я сделала вывод, что кризис не может конкурировать с качеством образования, люди не экономят на обучении детей и считают вложения в знания ребенка разумными и выгодными. — В случае новой волны заражений коронавирусом что будет делать школа — снова уйдет на дистанционное образование? — Мы с родителями уже обсуждали этот вопрос. Кроме дистанционного обучения, иных вариантов нет. Единственное, мы договорились, что если учеба с помощью Интернета будет нести угрозу здоровью ребенка, то такие занятия будут для него отменены. Мы дождемся окончания карантина, когда педагог сможет индивидуально заниматься с каждым учеником. В короткие сроки мы подтянем детей до нужного уровня. Мы действуем прежде всего с учетом интересов ребенка и сохранения его здоровья. — Как будет развиваться частное дошкольное и школьное образование в Краснодарском крае в ближайшие полгода-год с учетом последствий пандемии, экономического кризиса? — Произойдет естественный отбор. На рынке образовательных услуг останутся только учреждения, которые работают строго по санитарным нормам. Закрываются сейчас те, у кого специалисты Роспотребнадзора нашли нарушения. Зачастую они работали без лицензии — они предлагают свои услуги как образовательные центры, центры развития, группы ухода и присмотра за детьми. Им сейчас будет проблематично конкурировать с частными школами и детсадами, которые изначально соблюдали все санитарные требования. И это правильно, потому что важнее здоровья ребенка ничего нет. Егор Никитин